город Иркутск |
|
19 июня 2019 г. |
Дело N А19-22235/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 июня 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июня 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Ананьиной Г.В., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании индивидуального предпринимателя Алекперова Шовкета Исмаил оглы (паспорт), представителя индивидуального предпринимателя Алекперова Шовкета Исмаил оглы - Бахарова А.А. (доверенность от 19.10.2018); представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Иркутска - Барковой Ю.В. (доверенность N 505-70-21754/18 от 26.12.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Алекперова Шовкета Исмаил оглы на решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 февраля 2019 года по делу N А19-22235/2018 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 11 апреля 2019 года по тому же делу (суд первой инстанции - Позднякова Н.Г., суд апелляционной инстанции: Басаев Д.В., Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.),
установил:
индивидуальный предприниматель Алекперов Шовкет Исмаил оглы (ОГРНИП 318385000047671; ИНН 381100652836; с. Мамоны Иркутского района Иркутской области; далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, измененным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к Комитету по управлению муниципальным имуществом Администрации города Иркутска (далее - комитет) о признании незаконными распоряжения N 504-02-1659/18 от 11.09.2018 "О демонтаже самовольно размещенных нестационарных торговых объектов, расположенных по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Верхняя Набережная, напротив дома N 145/6" и действий комитета по демонтажу и сносу объектов (беседки, веранды), расположенных по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Верхняя Набережная, напротив дома N 145/6.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Министерство имущественных отношений Иркутской области (далее - министерство), общество с ограниченной ответственностью Торговый дом "Гулливер".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 07 февраля 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 11 апреля 2019 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, предприниматель обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.
Согласно доводам кассационной жалобы, судами не дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и доводам заявителя, не исследованы все имеющиеся в материалах дела доказательства; судами не учтено, что расположенные на земельном участке спорные сооружения, принадлежащие предпринимателю, являются не нестационарными торговыми объектами (далее - НТО), а лишь элементами благоустройства территории и малых архитектурных форм, следовательно, не могут быть демонтированы в соответствии с Порядком выявления и демонтажа самовольно размещенных нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска (утв. постановлением администрации г. Иркутска N 031-06-639/7-1 от 30.06.2017) (далее - Порядок); судами не принято во внимание, что комитетом нарушена предусмотренная Порядком процедура выявления самовольно размещенных НТО, поскольку не составлен соответствующий акт, не произведена фотосъемка объектов, не соблюдены сроки уведомления предпринимателя о выявлении незаконных НТО и об осуществлении демонтажа данных объектов; не обоснован вывод судов об избрании предпринимателем ненадлежащего способа защиты его прав.
В отзыве на кассационную жалобу комитет просит оставить её без удовлетворения, а обжалуемые судебные акты - без изменения.
В судебном заседании предприниматель и его представитель поддержали доводы кассационной жалобы, а представитель комитета - доводы отзыва на неё.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 АПК РФ (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвёртым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, распоряжением министерства N 1831/з от 04.10.2017 предпринимателю выдано разрешение на использование земельного участка, расположенного по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, бульвар Постышева (согласно координатам) для размещения элементов благоустройства территории и малых архитектурных форм сроком на 5 лет.
Действие указанного разрешения прекращено на основании распоряжения министерства N 1230/з от 29.06.2018 в связи с использованием земельного участка не в соответствии с целями, указанными в разрешении.
Выявив факт самовольного размещения заявителем НТО по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Верхняя Набережная, напротив дома N 145/6, администрация города Иркутска в лице комитета направила предпринимателю уведомление N 505-70-13438/18 от 27.08.2018, в котором предложила в срок до 05.09.2018 осуществить демонтаж НТО в добровольном порядке, а также сообщила о том, что в случае неисполнения требований, изложенных в уведомлении, администрацией будет осуществлен демонтаж принудительно с отнесением расходов на счет предпринимателя.
11.09.2018 заместителем мэра - председателя комитета издано распоряжение N 504-02-1659/18, в соответствии с которым отделу контроля департамента потребительского рынка комитета начиная с 10 часов 00 минут 17.09.2018 надлежит осуществить демонтаж самовольно размещенных нестационарных торговых объектов по адресу: г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Верхняя Набережная, напротив дома N 145/6, согласно материалам фотофиксации и схеме размещения.
На основании указанного распоряжения в адрес предпринимателя направлено уведомление N 505-70-14980/18 от 12.09.2018 об осуществлении в принудительном порядке демонтажа НТО.
17.09.2018 комитетом осуществлен снос НТО, расположенных по адресу:
г. Иркутск, Октябрьский район, ул. Верхняя Набережная, напротив дома N 145/6.
Не согласившись с распоряжением N 504-02-1659/18 от 11.09.2018 и действиями комитета по демонтажу НТО, предприниматель оспорил их в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о законности оспариваемых акта и действий комитета.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции.
В силу положений главы 24 АПК РФ требования об оспаривании распоряжения и действий комитета как органа, осуществляющего публичные полномочия, могут быть удовлетворены при доказанности наличия совокупности следующих условий: несоответствие данных акта и действий закону или иному нормативному правовому акту и нарушение этими актом и действиями прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. При отсутствии совокупности указанных условий арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований (часть 3 статьи 201 АПК РФ).
Согласно статье 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 381-ФЗ) (пункт 1). Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 3).
Пунктом 4 Перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300) предусмотрен такой вид объектов как элементы благоустройства территории и малые архитектурные формы.
Судами установлено, что в соответствии с Положением о порядке и условиях размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления таких земельных участков и установления сервитутов на территории Иркутской области (утв. Постановлением Правительства Иркутской области от 04.06.2015 N 271-пп) предпринимателю выдано сроком на пять лет разрешение на использование земель из земель населенных пунктов площадью 6 139 кв. м, расположенных в Октябрьском районе г. Иркутска, бул. Постышева, в соответствующих координатах, с целью размещения элементов благоустройства территории и малых архитектурных форм (беседки, ротонды, веранды, навесы, скульптуры, остановочные павильоны, фонари, уроны для мусора, приспособления для озеленения, скамейки и мостики) (распоряжение министерства N 1831/з от 04.10.2017).
Однако комитет выявил факт самовольного возведения на указанном земельном участке НТО, принадлежащих предпринимателю.
В соответствии с Порядком выявление самовольно размещенных нестационарных торговых объектов осуществляется комитетом посредством осуществления мониторинга территории города Иркутска, а также на основании информации, поступившей от физических и юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления, других структурных подразделений администрации города Иркутска (пункт 7).
Каждый случай выявления комитетом самовольно размещенного нестационарного торгового объекта оформляется не позднее 3 (трех) рабочих дней со дня выявления актом, в котором указываются дата, время составления акта, наименование органа, фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), составившего(их) акт, место нахождения выявленного объекта, сведения о выявленных нарушениях, о лицах (если такие установлены), на которых возлагается ответственность за совершение этих нарушений, и другие сведения. К акту прилагается фотосъемка объекта с возможной привязкой к объекту окружающей природной среды, с помощью которого впоследствии возможно будет определить местоположение самовольно размещенного нестационарного торгового объекта (пункт 8).
В случае наличия сведений о лицах, самовольно разместивших нестационарный торговый объект, комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска не позднее 10 (десяти) рабочих дней со дня составления акта, предусмотренного пунктом 8 настоящего Порядка, письменно уведомляет таких лиц о его демонтаже (пункт 10).
Комитет не позднее 10 (десяти) рабочих дней после истечения срока, установленного для добровольного демонтажа самовольно размещенного нестационарного торгового объекта, подготавливает распоряжение заместителя мэра - председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска о демонтаже самовольно размещенного нестационарного торгового объекта, содержащее информацию о месте расположения самовольно размещенного нестационарного торгового объекта (земельного участка, на котором расположен такой объект), подлежащего демонтажу, дату и время принудительного демонтажа; должностном лице комитета, ответственном за организацию принудительного демонтажа, наименование организации, уполномоченной либо привлекаемой комитетом для производства работ по демонтажу (хранению) (пункт 13).
Руководствуясь вышеизложенными нормами права, а также исходя из установленных Федеральным законом N 381-ФЗ признаков НТО, исследовав и оценив представленные в материалы дела в порядке статьи 71 АПК РФ доказательства, в том числе распоряжение комитета N 204-02-1659/18 от 11.09.2018, акт осмотра земельного участка от 22.08.2018, заключение МУП "БТИ г. Иркутска" N 01-18/1553 от 04.09.2018, арбитражные суды обоснованно согласились с доводами комитета о том, что на предоставленном предпринимателю земельном участке расположены именно НТО (семь некапитальных сооружений, в том числе кафе по изготовлению и продаже шашлыков и иных продуктов питания, контейнер под размещение склада-хранение), а не элементы благоустройства территории и малые архитектурные формы.
Также суды пришли к верному выводу об отсутствии у предпринимателя правовых оснований для размещения указанных объектов, поскольку Схемами размещения нестационарных торговых объектов (утв. постановлением администрации г. Иркутска N 031-06-3192/11 от 30.12.2011) не предусмотрено размещение на предоставленном предпринимателю земельном участке НТО; действие выданного предпринимателю разрешения на использование земельного участка N 1831/з от 04.10.2017 прекращено на основании распоряжения министерства N 1230/з от 29.06.2018 в связи с использованием земельного участка не в соответствии с целями, указанными в разрешении.
Заявленные предпринимателем доводы о нарушении комитетом порядка выявления и демонтажа незаконных НТО мотивированно отклонены судами как необоснованные.
Комитетом в соответствии с требованиями пунктов 7 - 14 Порядка направлены предпринимателю соответствующие уведомления N 505-70-13438/18 от 27.08.2018 и N 505-70-14980/18 от 12.09.2018 о добровольном и принудительном демонтаже нестационарных объектов заказным письмом с уведомлением, о чем свидетельствуют почтовые реестры от 29.08.2018 и от 13.09.2018. Уведомления о демонтаже также были размещены на самих нестационарных объектах, что следует из акта о размещении уведомления о добровольном демонтаже нестационарного объекта от 28.08.2018 и материалов фотофиксации к нему (приложение N 1 к акту размещения уведомления). Предприниматель присутствовал при демонтаже НТО, что следует из акта от 17.09.2018.
Поскольку совокупностью исследованных судами доказательств и установленных по делу обстоятельств подтверждены факты размещения предпринимателем на земельном участке НТО в отсутствие на то законных оснований и отсутствия нарушений порядка выявления и демонтажа указанных НТО со стороны комитета, арбитражные суды правомерно отказали предпринимателю в удовлетворении заявленных требований.
Кроме того, суды верно сослались на избрание предпринимателем ненадлежащего способа защиты нарушенных прав и законных интересов путем оспаривания распоряжения и действий комитета в порядке главы 24 АПК РФ, поскольку из пояснений представителя предпринимателя в судебном заседании и из текста заявления об уточнении требований следует, что заявитель при обращении в суд преследовал цель компенсировать убытки, причиненные в результате сноса НТО.
При таких условиях суд кассационной инстанции не усматривает оснований для отмены обжалуемых предпринимателем судебных актов.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом исследования в ходе судебного разбирательства, получили соответствующую правовую оценку и по существу основаны на неправильном толковании приведённых выше норм права, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 февраля 2019 года по делу N А19-22235/2018 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 апреля 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 июня 2019 г. N Ф02-2684/19 по делу N А19-22235/2018