город Иркутск |
|
01 июля 2019 г. |
Дело N А78-14514/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июля 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кореневой Т.И.,
судей: Барской А.Л., Николиной О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу федерального казенного учреждения "Военный комиссариат Забайкальского края" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 25 декабря 2018 года по делу N А78-14514/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 апреля 2019 года по тому же делу (суд первой инстанции - Бочкарникова Л.В., суд апелляционной инстанции: Макарцев А.В., Капустина Л.В., Скажутина Е.Н.),
установил:
индивидуальный предприниматель Скубьев Алексей Васильевич (ОГРН 304753420900425, ИНН 753600049999, далее - ИП Скубьев А.В., предприниматель, истец) обратился в Арбитражный суд Забайкальского края с иском к федеральному казенному учреждению "Военный комиссариат Забайкальского края" (ОГРН 1027501186569, ИНН 7536011328, г. Чита, далее - Военный комиссариат Забайкальского края, учреждение, ответчик) о взыскании денежной суммы на изготовление и установку надгробного памятника в размере 25 600 рублей.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 25 декабря 2018 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 апреля 2019 года, исковые требования удовлетворены.
Военный комиссариат Забайкальского края обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 25 декабря 2018 года и постановление апелляционного суда от 05 апреля 2019 года отменить, в иске предпринимателя отказать.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что пункт 5 статьи 11 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Федеральный закон N 8-ФЗ) к спорным правоотношениям не применим.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ; определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), не явились.
От ответчика 05.06.2019 поступило ходатайство об отложении судебного разбирательства по настоящему делу; рассмотрев заявленное ходатайство Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований, предусмотренных частью 3 статьи 158 АПК РФ для удовлетворения ходатайства об отложении судебного заседания.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учётом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, 12.09.2015 между ИП Скубьевым А.В. (подрядчик) и гражданкой Богачевой Т.А. (заказчик) заключен договор подряда N 47 по изготовлению и установке надгробного памятника умершему участнику Великой Отечественной войны Шайдулиной Хавве Абдрахменовне.
Пунктом 2.3.5 договора установлено, что заказчик обязался при подписании настоящего договора оплатить полностью или частично заказ и/или выдать заявление об оплате расходов подрядчику (и другие необходимые документы) в орган уполномоченный оплачивать расходы на погребение, изготовление, установку надгробных памятников.
Согласно сопроводительному письму от 22.09.2015, после установки надгробного сооружения истец представил ответчику полный и необходимый пакет документов для возмещения расходов на изготовление и установку надгробного памятника умершему участнику ВОВ на сумму 25 600 рублей.
В связи с неоплатой расходов исполнителя в адрес Военного комиссариата Забайкальского края направлено письмо с просьбой, сообщить причины задержки в оплате, либо представить копии документов об оплате (письмо N 31 от 21.06.2017).
В ответ ответчик сообщил, что выплата не произведена, поскольку предусмотренные государством гарантии не распространяются на умершую Шайдулину Х.А.
Расходы, невозмещенные в добровольном порядке, по изготовлению и установке надгробного памятника ветерану Великой Отечественной войны Шайдулиной Х.А. в сумме 25 600 рублей послужили истцу основанием для обращения в арбитражный суд с требованием о принудительном взыскании долга.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из их обоснованности по праву и размеру.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
В силу положений статьи 24 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон N 5-ФЗ) погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Федерального закона N 8-ФЗ погребение военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших при прохождении военной службы (военных сборов, службы) или умерших в результате увечья (ранения, травмы, контузии), заболевания в мирное время, осуществляется в соответствии с указанным Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 13.01.2008 N 5 утвержден "Порядок погребения погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы, оплаты ритуальных услуг, а также изготовления и установки надгробных памятников" (далее - Приказ N 5).
Согласно подпункту "г" пункта 2 Приказа N 5 порядок погребения и нормы расхода денежных средств за счет средств Министерства обороны на погребение погибших (умерших), изготовление и установку им надгробных памятников распространяются, в том числе на участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы.
В соответствии с пунктом 35 Приказа N 5 оплата расходов на изготовление и установку надгробных памятников для увековечения памяти лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, производится военными комиссариатами субъектов Российской Федерации по месту погребения или учета. В соответствии с пунктом 2 Порядок погребения и нормы расхода денежных средств за счет средств Министерства обороны на погребение погибших (умерших), изготовление и установку им надгробных памятников распространяются на участников Великой Отечественной Войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной Войны, ветеранов боевых действий независимо от общей продолжительности военной службы.
В соответствии с пунктом 36 Приказа N 5 родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), вправе обращаться в любые организации, оказывающие услуги по изготовлению и установке надгробных памятников. В случаях оказания услуг по изготовлению и установке надгробных памятников организациями за счет собственных средств по заявлениям родственников, законных представителей или иных лиц, взявших на себя обязанности по увековечению памяти погибшего (умершего), возмещение расходов производится на основании документов, указанных в пункте 38 настоящего Порядка.
В силу пункта 38 Приказа N 5 для оплаты расходов на изготовление и установку надгробных памятников родственники, законные представители или иные лица, взявшие на себя обязанности по увековечиванию памяти лиц, указанных в пункте 2 настоящего Порядка, представляют в военный комиссариат по месту захоронения или учета погибшего (умершего) следующие документы: заявление на имя военного комиссара о возмещении понесенных расходов; документы, подтверждающие оплату выполненных работ (оказанных услуг) по изготовлению и установке надгробного памятника (с приложением прейскуранта выполненных работ); свидетельство о смерти погибшего (умершего), выданное органами записи актов гражданского состояния; справку о месте захоронения погибшего (умершего); удостоверение участника или инвалида войны, удостоверение ветерана военной службы, боевых действий или другой документ, подтверждающий право на государственную гарантию по увековечению памяти; фотография или другой документ, подтверждающий установку надгробного памятника на могиле.
В силу статей 5, 6 Федерального закона N 8-ФЗ лицо, взявшее на себя обязанность по изготовлению и установке надгробных памятников по поручению родственников погибших (умерших), в силу закона признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов. Соответствующие государственные органы обязаны оплатить таким лицам расходы на изготовление и установку памятников погибшим (умершим), принадлежавшим к перечисленным категориям лиц.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона N 5-ФЗ к ветеранам Великой Отечественной войны, в том числе относятся лица вольнонаемного состава армии и флота, войск и органов внутренних дел, органов государственной безопасности, занимавшие в период Великой Отечественной войны штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии, либо находившиеся в указанный период в городах, участие в обороне которых засчитывается в выслугу лет для назначения пенсий на льготных условиях, установленных для военнослужащих воинских частей действующей армии
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Проанализировав материалы дела, с учетом приведенных норм материального права, суды верно указали, что в настоящем случае истец, взявший на себя обязанность по изготовлению и установке спорного надгробного памятника по поручению родственника погибшего (умершего), признается уполномоченным лицом на совершение этих действий и может быть заявителем на возмещение понесенных им расходов.
Оценив представленные доказательства в порядке, предусмотренном статьи 71 АПК РФ, суды первой и апелляционной инстанций установили, что истцом понесены расходы на изготовление и установку надгробного памятника, изготовленного для увековечивания памяти участника военных действий - Шайдулиной Х.А., по поручению родственника данного военнослужащего. Истребуемые расходы подлежат возмещению военным комиссариатом с учетом предоставления предпринимателем полного пакета документов, предусмотренного пунктом 38 Порядка погребения погибших (умерших) военнослужащих.
С учетом этого и принимая во внимание, что истец надлежащим образом исполнил свои обязательства по изготовлению и установке надгробного памятника вышеназванному умершему участнику военных действий, при этом данные расходы ответчиком не возмещены, суды первой и апелляционной инстанций правомерно удовлетворили исковые требования.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что пункт 5 статьи 11 Федерального закона N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" к спорным правоотношениям не применим, подлежит отклонению как основанный на неверном толковании норм права.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона N 5-ФЗ расходы, связанные с изготовлением и установкой надгробного памятника участникам Великой Отечественной войны, подлежат возмещению за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Согласно части 1 пункта 1 подпункта "в" Федерального закона N 5-ФЗ участниками Великой Отечественной войны являются лица вольнонаемного состава армии и флота, войск и органов внутренних дел, органов государственной безопасности, занимавшие в период Великой Отечественной войны штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии.
Материалами дела подтверждено, что Шайдулина Х.А. являлась участником Великой Отечественной войны (работала по вольному найму в эвакогоспитале N 1940 в качестве санитарки в период с января 1944 года по май 1946 года); допущенные в Списке N 49 лиц вольнонаемного состава действующей армии для проверки и выдачи удостоверения о праве на льготы и листов талонов по Железнодорожному РВК и справке Военного комиссариата Забайкальского края (том 1 листы дела 36-38) ошибки в указании имени и отчества Шайдулиной Х.А. (имело различное написание (Ховва Абрахмановна и Хавва Абдрахменовна)) устранены, что подтверждается решением Центрального районного суда г. Читы от 10.06.2015 по делу N 2-4137/2015.
Факт изготовления и установки истцом в месте захоронения указанного лица надгробного памятника также не оспаривается; произведенные на его установку затраты -соответствуют действующим нормативам.
В свете изложенного, как верно отметили суды, введение нормы, включающей вольнонаемный состав армии и флота в число участников войны с 01.01.2002 не умоляет прав ранее умерших лиц на увековечивание их памяти с возмещением соответствующих затрат за счет средств федерального бюджета.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что истцом представлены надлежащие доказательства наличия у него права на компенсацию расходов на изготовление и установку надгробного памятника Шайдулиной Х.А.
На основании изложенного, суды правомерно удовлетворили исковые требования общества о взыскании с военного комиссариата 25 600 рублей расходов на изготовление и установку памятника участнику Великой Отечественной войны.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получили надлежащую правовую оценку, по существу направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств и сделанных судами на их основании выводов, что не относится к полномочиям суда кассационной инстанции.
Нарушений норм материального или процессуального права, влекущих отмену решения суда первой инстанции и постановления апелляционного суда (статья 288 АПК РФ), судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые решение Арбитражного суда Забайкальского края от 25 декабря 2018 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 апреля 2019 года на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 25 декабря 2018 года по делу N А78-14514/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 апреля 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.И. Коренева |
Судьи |
А.Л. Барская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что пункт 5 статьи 11 Федерального закона N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" к спорным правоотношениям не применим, подлежит отклонению как основанный на неверном толковании норм права.
В соответствии со статьей 24 Федерального закона N 5-ФЗ расходы, связанные с изготовлением и установкой надгробного памятника участникам Великой Отечественной войны, подлежат возмещению за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Согласно части 1 пункта 1 подпункта "в" Федерального закона N 5-ФЗ участниками Великой Отечественной войны являются лица вольнонаемного состава армии и флота, войск и органов внутренних дел, органов государственной безопасности, занимавшие в период Великой Отечественной войны штатные должности в воинских частях, штабах и учреждениях, входивших в состав действующей армии."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 1 июля 2019 г. N Ф02-2885/19 по делу N А78-14514/2018