город Иркутск |
|
01 июля 2019 г. |
Дело N А10-514/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 июля 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кореневой Т.И.,
судей: Барской А.Л., Николиной О.А.,
при участии в судебном заседании представителя открытого акционерного общества "Региональная управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" - Вакула Е.Г. (доверенность от 25.06.2019, паспорт) и представителя муниципального казенного учреждения "Комитет по архитектуре, имуществу и земельным отношениям" администрации муниципального образования "Заиграевский район" Республики Бурятия - Гузеевой Н.И. (доверенность от 29.05.2019, паспорт),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Региональная управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 05 декабря 2018 года по делу N А10-514/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 марта 2019 года по тому же делу (суд первой инстанции - Белоглазова Е.В., суд апелляционной инстанции: Макарцев А.В., Капустина Л.В., Скажутина Е.Н.),
установил:
решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 октября 2017 года по делу N А10-608/2017 открытое акционерное общество "Региональная управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН 1120327015566, ИНН 0326509001, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, далее - ОАО "РУК ЖКХ") признано несостоятельным (банкротом), конкурсным управляющим утвержден Щелконогов Тарас Дмитриевич.
ОАО "РУК ЖКХ" в лице конкурсного управляющего Щелконогова Т.С. (далее - общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском, уточненным в порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к муниципальному образованию городское поселение "Поселок Заиграево" в лице муниципального казенного учреждения "Комитет по архитектуре, имуществу и земельным отношениям" администрации муниципального образования "Заиграевский район" Республики Бурятия (ОГРН 1020300581905, ИНН 0306010863, Республика Бурятия, район Заиграевский, пгт. Заиграево, далее - комитет) о взыскании 8 414 903 рублей компенсации затрат на реконструкцию объектов концессионного соглашения.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 05 декабря 2018 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 марта 2019 года, в удовлетворении исковых требований отказано, с общества взыскано в доход федерального бюджета 2 000 рублей государственной пошлины.
ОАО "РУК ЖКХ" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель кассационной жалобы считает, что факт обусловленности досрочного расторжения концессионного соглашения нахождением истца в процедуре банкротства не влияет на заявленное в рамках настоящего дела требование; полагает, что суды не дали оценки доказательствам, представленным в подтверждение выполнения работ по реконструкции объектов спорной сделки.
Отзыв на кассационную жалобу не поступил.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 АПК РФ (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
В судебном заседании представитель ОАО "РУК ЖКХ" поддержал доводы кассационной жалобы, представитель комитета позиции своего оппонента возражал, просил оставить судебные акты без изменения.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 АПК РФ, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учётом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, 14.06.2013 между муниципальным образованием городское поселение "поселок Заиграево" (концедент) и ОАО "РУК ЖКХ" (концессионером) заключено концессионное соглашение в отношении систем коммунальной инфраструктуры и иных объектов коммунального хозяйства (далее - соглашение), по условиям которого концессионер обязался за свой счет создать и реконструировать имущество, состав и описание которого приведены в разделе II соглашения (далее - объект соглашения), право собственности, на которое принадлежит или будет принадлежать концеденту, и осуществлять деятельность по производству, передачи, распределению холодной (питьевой) воды; производство, передачу, распределение тепловой энергии и горячей воды с использованием объекта соглашения, а концедент обязался предоставить концессионеру на срок, установленный соглашением, права владения и пользования объектами соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно пункту 2 соглашения объектом соглашения являлась система коммунальной инфраструктуры, объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты холодного водоснабжения, теплоснабжения, предназначенные для осуществления деятельности, указанной в пункте 1 соглашения.
Из содержания пунктов 1, 12 концессионного соглашения следует, что концессионер обязался за свой счет произвести реконструкцию имущества, а концедент - предоставить концессионеру право владения и пользования объектом соглашения.
Согласно пункту 67 концессионного соглашения концессионная плата за право владения и пользования объектом соглашения не установлена.
Согласно подпункту б пункта 91 соглашения данная сделка могла быть прекращена, в том числе, по соглашению сторон.
06.10.2017 обществом (концессионер) и комитетом подписано соглашение о расторжении концессионного соглашения от 14.06.2013 N б/н. В данном документе стороны установили, что моментом полного прекращения действия концессионного соглашения следует считать момент подписания акта приема-передачи муниципального имущества концеденту (пункт 2).
06.10.2017 сторонами подписан акт приема-передачи муниципального имущества к соглашению о расторжении концессионного соглашения.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 октября 2017 года по делу N А10-608/2017 ОАО "РУК ЖКХ" признано несостоятельным (банкротом).
Полагая, что понесенные затраты на реконструкцию объектов концессионного соглашения подлежат возмещению, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из отсутствия правовых оснований для взыскания с ответчика истребуемых истцом расходов на реконструкцию объектов соглашения.
Суд апелляционной инстанции выводы суда первой инстанции поддержал.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Согласно части 5 статьи 15 Закона о концессионных соглашениях в случае досрочного расторжения концессионного соглашения концессионер вправе потребовать от концедента возмещения расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, за исключением понесенных концедентом расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения.
В силу части 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Частью 1 статьи 71 АПК РФ предусмотрено, что арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Согласно части 2 указанной статьи арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, арбитражные суды правильно установили, что ответчик условия концессионного соглашения по передаче объектов истцу на оговоренный в концессионном соглашении срок исполнило; с 01.08.2013 до 06.10.2017 истец владел и пользовался муниципальным имуществом, оказывал услуги потребителям тепловой энергии, водоснабжения, собирал платежи с населения и других потребителей (абонентов), не внося муниципальному образованию платы; прекращение деятельности концессионера вследствие банкротства послужило основанием для расторжения концессионного соглашения и возврата имущества концеденту; концессионным соглашением концессионная плата не предусмотрена; концессионеру была предоставлена возможность после расторжения соглашения получать плату за оказанные потребителям тепловой энергии услуги.
Исходя из вышеизложенного, руководствуясь положениями Закона о концессионных соглашениях, а также учитывая, что истец не доказал наличие нарушений условий концессионного соглашения со стороны ответчика, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
Оснований не согласиться с выводами судебных инстанций не имеется.
Возражения заявителя, изложенные в кассационной жалобе, являлись предметом рассмотрения судов и сводятся к переоценке исследованных и надлежаще оцененных ими доказательств. Доводов, подтверждающих существенные нарушения норм материального и процессуального права, которые могли повлиять на исход дела и являются достаточным основанием для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, заявителем не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 05 декабря 2018 года по делу N А10-514/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 марта 2019 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ, подлежат оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 АПК РФ подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
При обращении с кассационной жалобой ОАО "РУК ЖКХ" ходатайствовало об отсрочке уплаты государственной пошлины, документально подтвердив невозможность ее уплаты. Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 26 апреля 2019 года ходатайство заявителя кассационной жалобы удовлетворено, предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины до окончания кассационного производства по делу N А10-514/2018.
Учитывая изложенное, принимая во внимание результат рассмотрения кассационной жалобы, с ОАО "РУК ЖКХ" подлежит взысканию в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины за кассационное рассмотрение настоящего дела.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 05 декабря 2018 года по делу N А10-514/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 марта 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с открытого акционерного общества "Региональная управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" в доход федерального бюджета 3 000 рублей государственной пошлины.
Арбитражному суду Республики Бурятия выдать исполнительный лист.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.И. Коренева |
Судьи |
А.Л. Барская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 18 октября 2017 года по делу N А10-608/2017 открытое акционерное общество "Региональная управляющая компания жилищно-коммунального хозяйства" (ОГРН 1120327015566, ИНН 0326509001, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, далее - ОАО "РУК ЖКХ") признано несостоятельным (банкротом), конкурсным управляющим утвержден Щелконогов Тарас Дмитриевич.
...
Согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 1 июля 2019 г. N Ф02-2409/19 по делу N А10-514/2018