город Иркутск |
|
02 июля 2019 г. |
Дело N А33-25118/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Ананьиной Г.В., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Красноярскэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 21 декабря 2018 года по делу N А33-25118/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 04 марта 2019 года по тому же делу (суд первой инстанции: Раздобреева И.А.; суд апелляционной инстанции: Юдин Д.В., Борисов Г.Н., Иванцова О.А.),
установил:
публичное акционерное общество "Красноярскэнергосбыт" (г. Красноярск, ИНН 2466132221, ОГРН 1052460078692, далее - ПАО "Красноярскэнергосбыт", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее - Служба) о признании незаконным и отмене предписания N 147-лк от 20.06.2018 и об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 21 декабря 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 04 марта 2019 года решение суда от 21 декабря 2018 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ПАО "Красноярскэнергосбыт" ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям неправильного применения судами норм материального права - Федерального закона от 23.11.2009 N 261 "Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закона N 261), приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 29.12.2011 N 627 "Об утверждении критериев наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) прибора учёта, а также формы акта обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки таких приборов учёта и порядка её заполнения" (далее - приказ N 627); указывает на отсутствие технической возможности установки прибора учета в связи с большой степенью износа инженерных коммуникаций; просит отменить обжалуемые судебные акты и направить дело на новое рассмотрение.
В отзыве на кассационную жалобу Служба считает судебные акты законными и обоснованными
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, в результате проведённой Службой на основании приказа N 147-ЛК от 21.05.2018 в рамках государственного лицензионного контроля внеплановой выездной проверки выявлено нарушение ПАО "Красноярскэнергосбыт" на объекте жилищного фонда - многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Канск, ул. Горького, 46, требований части 4 статьи 12 Федерального закона N 261, пунктов 4, 6 и 8 Перечня мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Красноярского края от 24.05.2011 N 290-п (далее - Перечень мероприятий). Актом проверки N 147-ЛК от 20.06.2018 зафиксировано отсутствие общедомовых (коллективных) приборов учета тепловой энергии, горячей воды и электрической энергии в многоквартирном жилом доме.
Обществу выдано предписание N 147-ЛН об устранении выявленных нарушений в срок до 28.06.2019.
ПАО "Красноярскэнергосбыт" оспорило данное предписание в Арбитражном суде Красноярского края.
Суды двух инстанций, отказывая обществу в удовлетворении заявленных им требований, правомерно исходили из следующего.
В соответствии с частью 4 статьи 12 Федерального закона N 261-ФЗ в целях повышения уровня энергосбережения в жилищном фонде и его энергетической эффективности в перечень требований к содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме включаются требования о проведении мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности многоквартирного дома. В соответствии с принципами, установленными Правительством Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, подлежащих проведению единовременно и (или) регулярно. Лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома, обязано проводить мероприятия по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенные в утвержденный перечень мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности в отношении общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию (часть 2 статьи 13 Федерального закона N 261-ФЗ).
В силу части 11 статьи 2 Федерального закона N 261-ФЗ лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, является лицо, на которое в соответствии с жилищным законодательством возложены обязанности по управлению многоквартирным домом.
Статьёй 161 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, и должно обеспечивать постоянную готовность приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме (пункт 5 части 1.1). Одним из способов управления многоквартирным домом является управление управляющей организацией (пункт 3 части 2).
ПАО "Красноярскэнергосбыт", осуществляя управление многоквартирным домом по адресу: г. Канск, ул. Горького, 46 по договору управления, как лицо, ответственное за содержание многоквартирного дома и установку приборов учета используемых энергетических ресурсов, как верно посчитали суды, обязано было принять все необходимые меры для соблюдения требований законодательства об энергосбережении.
Общество, не оспаривая свои обязанности по управлению вышеназванным многоквартирным домом, в том числе по установке приборов учёта, в кассационной жалобе ссылается на отсутствие технической возможности установки прибора учета в связи с большой степенью износа инженерных коммуникаций,. Данное обстоятельство, по мнению заявителя кассационной жалобы, подтверждается актом обследования и фактическими данными (год постройки здания - 1952, капитальный ремонт с момента постройки не проводился, отсутствует подвальное помещение).
Доводы кассационной жалобы проверены, однако, учтены быть не могут в силу следующего.
Из положений части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпунктов "ж" пункта 10, подпункта "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 следует, что в обязанности управляющей организации входит обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и горячей воды, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета).
Суды двух инстанции, оценив в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации акты от 15.01.2016, 01.07.2016 обследования многоквартирного жилого дома об отсутствии технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, пришли к мотивированному выводу о том, что данные акты не отвечают принципам относимости и допустимости, поскольку составлены в отсутствие собственников (представителей собственников) помещений в многоквартирном доме, а также без указания реквизитов документа, подтверждающего полномочия представителей юридического лица, проводящих обследование, соответствующей квалификации лиц, проводящих обследование.
Суды также отметили, что в указанных актах не зафиксированы конкретные основания для признания технической возможности установки приборов учета отсутствующей, соответствующие критериям наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденным приказом N 627.
Не может быть учтена и ссылка заявителя кассационной жалобы на не удовлетворение судами ходатайства общества о назначении судебной экспертизы по вопросу наличия (отсутствия) технической возможности установки коллективного (общедомового) прибора учёта.
Как следует из материалов дела, в удовлетворении данного ходатайства было отказано со ссылкой на приказ N 627, которым предусмотрена необходимость в соответствующих случаях надлежащим образом устанавливать наличие (отсутствия) технической возможности установки общих приборов учета на момент осмотра инженерных систем дома.
Суды не усмотрели необходимости в осуществлении такого процессуального действия. Оснований для переоценки указанных выше выводов судов у суда кассационной инстанции не имеется (статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 21 декабря 2018 года по делу N А33-25118/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 04 марта 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из положений части 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации, подпунктов "ж" пункта 10, подпункта "к" пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 следует, что в обязанности управляющей организации входит обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии и горячей воды, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, проверка приборов учета).
...
Суды также отметили, что в указанных актах не зафиксированы конкретные основания для признания технической возможности установки приборов учета отсутствующей, соответствующие критериям наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета, утвержденным приказом N 627.
...
Как следует из материалов дела, в удовлетворении данного ходатайства было отказано со ссылкой на приказ N 627, которым предусмотрена необходимость в соответствующих случаях надлежащим образом устанавливать наличие (отсутствия) технической возможности установки общих приборов учета на момент осмотра инженерных систем дома."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 2 июля 2019 г. N Ф02-2772/19 по делу N А33-25118/2018