город Иркутск |
|
02 июля 2019 г. |
Дело N А78-12750/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 июня 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Ананьиной Г.В., Шелёминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Кулик А.А.,
с участием судьи Арбитражного суда Забайкальского края, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Горкина Д.С., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарём судебного заседания Улько К.О.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Забайкальского края представителей общества с ограниченной ответственностью "Мангазея Майнинг" Васильковой К.А. (доверенность от 18.01.2019); Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Забайкальскому краю Болговой И.Г. (доверенность от 20.05.2019), Спасской В.Г. (доверенность от 08.05.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мангазея Майнинг" на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 21 ноября 2018 года по делу N А78-12750/2018, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2019 года по тому же делу (суд первой инстанции: Сюхунбин Е.С.; суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Басаев Д.В., Ломако Н.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Мангазея Майнинг" (Забайкальский край, Нерчинско-Заводской район, с. Михайловка, падь Макерская, далее - ООО "Мангазея Майнинг", общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Забайкальскому краю (далее - Управление Росприроднадзора по Забайкальскому краю, Управление) о признании недействительными предписаний N АТНВ-080/1 и N АТНВ-080/2 от 29.06.2018.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 21 ноября 2018 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2019 года решение суда от 21 ноября 2018 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ООО "Мангазея Майнинг" ставит вопрос о проверке законности судебных актов в связи с неправильным применением норм материального права - статей 7, 11, 22 Федерального закона от 21.02. 1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), пунктов 3.2.1, 3.2.5, 4.1.1 Положения об этапах и стадиях геологических работ, утверждённого распоряжением Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 05.07.1999 N 83-р (далее - Положение N 83-р); указывает на то, что судами не были изучены надлежащим образом условия лицензии, не дана надлежащая оценка доводам общества и представленным в дело доказательствам; просит судебные акты отменить, признать предписания Управления недействительными.
В отзыве на кассационную жалобу Управление Росприроднадзора по Забайкальскому краю указывает на несостоятельность доводов кассационной жалобы.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ООО "Мангазея Майнинг" поддержала доводы кассационной жалобы.
Представители Управления считают судебные акты законными.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, ООО "Ильдиканзолото" (впоследствии переименовано в ООО "Мангазея Майнинг") зарегистрировано в качестве юридического лица 29.03.2006, ему присвоен основной государственный регистрационный номер 1067530005377, о чем выдано свидетельство серии 75 N 002140074.
11.07.2006 обществу выдана лицензия ЧИТ 13666 БР на пользование недрами с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, разведка и добыча рудного золота и попутных компонентов на Ильдиканской площади в Читинской области, сроком действия - до 15.06.2031.
В связи со сменой наименования юридического лица 22.11.2013 обществу переоформлена лицензия ЧИТ 02445 БР на пользование недрами с целевым назначением и видами работ: геологическое изучение, разведка и добыча рудного золота и попутных компонентов на Ильдиканской площади, сроком действия - до 15.06.2031.
Во исполнение пункта 13 Плана проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей Управления Росприроднадзора на 2018 год (утвержден приказом Управления Росприроднадзора от 30.10.2017 N 820-П, в редакции приказа от 18.12.2017 N 1031-П), Управлением Росприроднадзора издано распоряжение от 14 мая 2018 года N 56-р о проведении плановой выездной проверки в отношении ООО "Мангазея Майнинг" по соблюдению требований законодательства Российской Федерации в сфере недропользования.
В ходе проведения должностными лицами Управления Росприроднадзора проверки были выявлены следующие нарушения: в установленный срок (15.06.2014) и по настоящее время не обеспечено завершение разведки выявленных золоторудных месторождений по лицензии ЧИТ 02445 БР и предоставление геологического отчета с подсчетом запасов по категориям С1 и С2 на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых (нарушены подпункт "д" пункта 4.1.1 Лицензионного соглашения к лицензии ЧИТ 02445 БР, пункт 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах); в установленный срок (15.06.2011) и на момент проверки не обеспечено завершение геологического изучения лицензионного участка и предоставление геологического отчета с подсчетом запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых по категориям С2 и Р1 на рассмотрение распорядителю недр (нарушены подпункт "в" пункта 4.1.1 Лицензионного соглашения к лицензии ЧИТ 02445 БР, пункт 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах).
Результаты проверки отражены в акте N АТНВЗ-080 от 29.06.2018.
В этот же день (29.06.2018) обществу выданы предписания: N АТНВЗ-080/1 об устранении нарушения в срок до 01.08.2019 путем обеспечения завершения геологического изучения лицензионного участка и предоставления геологического отчета с подсчетом запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых по категориям С2 и Р1 на рассмотрение распорядителю недр; N АТНВЗ-080/2 об устранении нарушения в срок до 01.08.2019 путем обеспечения завершения разведки выявленных золоторудных месторождений по лицензии ЧИТ 02445 БР и предоставления геологического отчета с подсчетом запасов по категориям С1 и С2 на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых.
Общество оспорило предписания в Арбитражном суде Забайкальского края.
Отказывая обществу в удовлетворении заявленных им требований, суды двух инстанций правомерно исходили из того, что требования Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ !О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"Управлением Росприроднадзора по Забайкальскому краю соблюдены, процедура проверки не нарушена. Проверка проведена и предписания выданы уполномоченным органом.
В силу статьи 11 Закона о недрах и пункта 2.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1, предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.
Частью 7 статьи 9 Закона о недрах предусмотрено, что права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр, при предоставлении права пользования участком недр на условиях соглашения о разделе продукции - с даты вступления такого соглашения в силу.
Пользователь недр обязан обеспечить, в том числе, соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр, представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения, в органы государственной статистики, выполнение условий, установленных лицензией (пункты 1, 5 и 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах).
Согласно статье 23 Закона о недрах основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются: соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами (пункт 1); обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр (пункт 2); обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов (пункт 5); достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых.
Как следует из пункта 4.1.1 Условий пользования недрами (приложение 1 к лицензии ЧИТ 02445 БР), по объемам, основным видам работ и срокам их проведения недропользователь обязан обеспечить: не позднее 15.06.2011 завершение геологического изучения лицензионного участка и предоставление геологического отчета с подсчетом запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых по категориям С2 и Р1 на рассмотрение в Забайкалнедра (подпункт в)); не позднее 15.06.2014 завершение разведки выявленных золоторудных месторождений по лицензии ЧИТ 02445 БР и предоставление геологического отчета с подсчетом запасов по категориям С1 и С2 на государственную экспертизу запасов полезных ископаемых в установленном порядке (подпункт д)).
Разделом 3 Положения N 83-р предусмотрено, что поиски и оценка проводятся с целью прогноза, выявления и предварительной оценки месторождений полезных ископаемых, которые по своим геологическим, экологическим условиям и технико-экономическим показателям пригодны для рентабельного освоения.
Стадия "Поисковые работы" представляет собой поиски на новых или недостаточно изученных площадях с целью выявления месторождений полезных ископаемых и определения их перспективности для дальнейшего изучения; стадия "Оценочные работы" - работы на известных или вновь выявленных при поисковых работах объектах минерального сырья с целью определения их промышленной ценности.
По лицензии от 22.11.2013 ЧИТ 02445 БР обществу в пользование предоставлен участок недр в 20 км. юго-западнее от поселка Горный Зерентуй в Нерчинско-Заводском районе Забайкальского края.
Площадь участка недр составляет 40,15 км2 (пункт 2.2 Условий пользования недрами).
В пределах участка недр расположены Савкинское и Ртут-Ильдиканское золоторудные проявления (пункт 2.3 Условий пользования недрами).
Учитывая, что Обществу по лицензии предоставлен участок недр площадью 40,15 км2, предусмотренные подпунктами в) и д) пункта 4.1.1 Условий пользования недрами обязанности установлены в отношении всего участка недр.
Учитывая, что требования оспариваемых предписаний основаны на действующем законодательстве, а доказательства выполнения изложенных в них требований ни Управлению, ни суду не представлены, суды двух инстанций пришли к мотивированным выводам о том, что оспариваемые предписания не нарушают права и охраняемые законом интересы общества и в силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правомерно отказали в удовлетворении заявленных им требований.
Ссылки заявителя кассационной жалобы на неправильное применение норм материального права проверены, однако, учтены быть не могут, как не свидетельствующие о допущенных судами нарушениях.
Доводы кассационной жалобы, по существу, сводятся к переоценке выводов судов двух инстанций относительно содержания условий лицензии от 22.11.2013 ЧИТ 02445 БР, в частности пункта 4.1.1 Условий пользования недрами (приложение N 1 к лицензии) по объёмам, основным видам работ и срокам их проведения недропользователем.
Заявитель кассационной жалобы не соглашается с выводами судов, посчитавших, что условия лицензии устанавливают проведение разведочных, оценочных работ и поисковых работ на всей площади участка недр, и полагает, что общество как недропользователь завершило разведку, подсчёт и оценку запасов месторождений и рудопроявлений, которые имелись на момент выдачи лицензии.
Между тем, как признали суды и не опровергнуто заявителем кассационной жалобы, установленные лицензионным соглашением условия отнесены в целом к участку недр площадью 40,15 км2, глубиной от поверхности 150 м, что следует из пункта 2.2 лицензии и раздела 4 лицензионного соглашения.
Оценка имеющихся в деле доказательств, вопреки доводам заявителя кассационной жалобы, дана судами в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права применены правильно.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Забайкальского края и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 21 ноября 2018 года по делу N А78-12750/2018, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 27 февраля 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Пользователь недр обязан обеспечить, в том числе, соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр, представление достоверных данных о разведанных, извлекаемых и оставляемых в недрах запасах полезных ископаемых, содержащихся в них компонентах, об использовании недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды, а также в фонды геологической информации субъектов Российской Федерации, если пользование недрами осуществляется на участках недр местного значения, в органы государственной статистики, выполнение условий, установленных лицензией (пункты 1, 5 и 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах).
Согласно статье 23 Закона о недрах основными требованиями по рациональному использованию и охране недр являются: соблюдение установленного законодательством порядка предоставления недр в пользование и недопущение самовольного пользования недрами (пункт 1); обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр (пункт 2); обеспечение наиболее полного извлечения из недр запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов (пункт 5); достоверный учет извлекаемых и оставляемых в недрах запасов основных и совместно с ними залегающих полезных ископаемых и попутных компонентов при разработке месторождений полезных ископаемых."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 2 июля 2019 г. N Ф02-2425/19 по делу N А78-12750/2018