город Иркутск |
|
02 июля 2019 г. |
Дело N А33-18292/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 июля 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Железняк Е.Г.,
судей: Клепиковой М.А., Рудых А.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Куклиной А.А.,
при участии в судебном заседании представителей Местной религиозной организации Прихода Преображения Господня Римско-католической Церкви в г. Красноярске - Балек Д.К. (доверенность от 24.06.2019, паспорт), Маковой О.Л.
(доверенность от 24.06.2019, паспорт), Белоглазовой С.А. (доверенность от 24.06.2019, паспорт), агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края - Марковой М.В. (доверенность от 17.04.2019, паспорт), службы по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края - Черкасова А.В. (доверенность от 06.11.2018, паспорт), Краевого государственного автономного учреждения культуры "Красноярская краевая филармония" - Мошкиной Н.С. (доверенность от 09.07.2018, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Красноярского края кассационную жалобу Местной религиозной организации Прихода Преображения Господня Римско-католической Церкви в г. Красноярске на решение Арбитражного суда Красноярского края от 14 ноября 2018 года по делу N А33-18292/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2019 года по тому же делу (суд первой инстанции - Тимергалеева О.С., суд апелляционной инстанции: Борисов Г.Н., Усипова Д.А., Юдин Д.В.),
установил:
Местная религиозная организация Прихода Преображения Господня Римско-католической Церкви в г. Красноярске (ИНН 2465039999, ОГРН 1022400013085, далее - религиозная организация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании недействительным приказа агентства по управлению государственным имуществом Красноярского края (далее - агентство) от 17.05.2018 N 11-470П и обязании на основании письма от 17.04.2018 передать религиозной организации здание Римско-католического костела кадастровый номер 24:50:0200165:103, общей площадью 588, 40 кв. м, расположенное по адресу г. Красноярск, ул. Декабристов, д. 20.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: краевое государственное автономное учреждение культуры "Красноярская краевая филармония" (далее - филармония), служба по государственной охране объектов культурного наследия Красноярского края (далее - служба), краевое государственное казенное учреждение "Центр по сохранению культурного наследия Красноярского края".
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 14 ноября 2018 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2019 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, религиозная организация обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просила указанные судебные акты отменить в связи с нарушением судами норм материального права, несоответствием выводов, содержащихся в обжалуемых решении, постановлении, установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, выводы арбитражных судов о законности отказа агентства в передаче религиозной организации здания Римско-католического костела не соответствуют фактическим обстоятельствам спора и имеющимся в деле доказательствам, поскольку последнее было построено в 1911 году на средства прихожан для осуществления богослужений и по настоящее время является имуществом религиозного назначения.
Заявитель указывает на то, что выводы судов о создании в результате реконструкций Римско-католического костела нового объекта капитального строительства противоречат тому факту, что спорное здание является памятником архитектуры начала XX века, реконструкция которого, как объекта культурного наследия, с изменением его назначения в силу статьи 47.3 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" запрещена.
Агентство и служба в своих отзывах на кассационную жалобу, не соглашаясь с доводами заявителя, указывают на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, постановления апелляционного суда, в связи с чем просят в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Краевое государственное казенное учреждение "Центр по сохранению культурного наследия Красноярского края" о времени и месте судебного заседания извещено по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своего представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в его отсутствие.
В судебном заседании представители религиозной организации, агентства и службы подтвердили доводы кассационной жалобы и отзыва на нее. Представитель филармонии возражал против доводов кассационной жалобы, просил судебные акты оставить без изменения.
Представленные заявителем кассационной жалобы копии дополнительных документов: паспорта объекта культурного наследия регионального значения "Римско-католический костел. Псевдоготика, 1910-1911 гг. Арх. Соколовский", расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Декабристов, 20 (образца 1986 года); паспорта объекта культурного наследия регионального значения "Римско-католический костел. Псевдоготика, 1910-1911 гг. Арх. Соколовский", расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Декабристов, 20 (образца 2016 года); решения постоянной комиссии по науке, образованию и культуре от 11.12.1992 г. "О порядке использования здания-памятника по ул. Декабристов, 20"; статьи из сети интернет о здании Александро-Невской церкви в г. Челябинске; выписки из ЕГРЮЛ по состоянию на 19.04.2019 в отношении Местной религиозной организации Прихода Преображения Господня Римско-католической Церкви в г. Красноярске; устава Местной религиозной организации Прихода Преображения Господня Римско-католической Церкви в г. Красноярске; декрета о назначении настоятеля, к материалам дела не приобщаются и подлежат возврату, поскольку в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не наделен полномочиями по принятию и оценке новых доказательств.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзывов на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, религиозная организация обратилась в агентство с заявлением N 92-4463 от 17.04.2018 о безвозмездной передаче в собственность имущества религиозного назначения - нежилого здания общей площадью 588, 40 кв. м с кадастровым номером 24:50:0200165:103, расположенного по адресу г. Красноярск, ул. Декабристов, д. 20, на основании положений Федерального закон от 30.11.2010 N 327-ФЗ "О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности" (далее - Федеральный закон N 327-ФЗ).
В соответствии с приказом от 17.05.2018 N 11-470П агентством отказано в передаче в собственность религиозной организации указанного нежилого здания на основании пункта 1 части 1 статьи 8 Федерального закон N 327-ФЗ, так как последнее не является имуществом религиозного назначения.
Полагая свои права и законные интересы нарушенными указанным приказом агентства от 17.05.2018 N 11-470П, религиозная организация обратилась в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Указанная совокупность элементов предмета доказывания предполагает установление имеющих значение для правильного рассмотрения спора обстоятельств и оценку представленных доказательств по данной категории дел только с точки зрения обозначенных выше критериев.
В силу части 1 статьи 65, части 1 статьи 198, части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию законности совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие), доказывание же факта нарушения оспариваемыми действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя является обязанностью последнего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 8 Федерального закон N 327-ФЗ решение об отказе в передаче религиозной организации в собственность или безвозмездное пользование государственного или муниципального имущества религиозного назначения принимается, если данное имущество не является имуществом религиозного назначения, в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона и (или) не соответствует критериям, установленным частью 3 статьи 5 и (или) частью 1 статьи 12 настоящего Федерального закона.
В соответствии со статьей 2 Федерального закон N 327-ФЗ к имуществу религиозного назначения относятся недвижимое имущество (помещения, здания, строения, сооружения, включая объекты культурного наследия (памятники истории и культуры народов Российской Федерации, монастырские, храмовые и (или) иные культовые комплексы), построенное для осуществления и (или) обеспечения таких видов деятельности религиозных организаций, как совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, проведение молитвенных и религиозных собраний, обучение религии, профессиональное религиозное образование, монашеская жизнедеятельность, религиозное почитание (паломничество), в том числе здания для временного проживания паломников, а также движимое имущество религиозного назначения (предметы внутреннего убранства культовых зданий и сооружений, предметы, предназначенные для богослужений и иных религиозных целей).
Частью 3 статьи 5 Федерального закон N 327-ФЗ установлено, что безвозмездная передача религиозным организациям государственного или муниципального имущества, не имеющего религиозного назначения и предназначенного для обслуживания имущества религиозного назначения и (или) образующего с ним монастырский, храмовый или иной культовый комплекс, осуществляется в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для передачи имущества религиозного назначения, одновременно с передачей религиозным организациям государственного или муниципального имущества религиозного назначения либо после его передачи.
Передача государственного или муниципального имущества, которое не имеет религиозного назначения, но на день вступления в силу настоящего Федерального закона перепрофилировано (целевое назначение которого изменено), реконструировано для осуществления и (или) обеспечения видов деятельности религиозных организаций, указанных в статье 2 настоящего Федерального закона, и передано в установленном порядке религиозным организациям в безвозмездное пользование, осуществляется безвозмездно в собственность религиозных организаций в порядке, установленном настоящим Федеральным законом для передачи государственного или муниципального имущества религиозного назначениям (часть 1 статьи 12 Федерального закона N 327-ФЗ).
Исследовав и оценив согласно требованиям статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, в том числе архивные материалы, техническую документацию, заключение акционерного общества "Красноярскгражданпроект", суды установили, что построенное в 1911 году здание Римско-католического костела в 1980 году было реконструировано, что привело к созданию нового объекта недвижимого имущества - зала органной музыки, обладающего качественно иными инженерно-техническими и архитектурными свойствами, имеющего иное целевое назначение. Так как здание общей площадью 588, 40 кв. м с кадастровым номером 24:50:0200165:103, расположенное по адресу г. Красноярск, ул. Декабристов, д. 20, не тождественно возведенному в 1911 году зданию Римско-католического костела, критериям имущества религиозного назначения, установленным Федеральным законом N 327-ФЗ, оно не отвечает.
Поскольку спорный объект недвижимости является залом органной музыки и предназначен для проведения культурных мероприятий, присвоение ему статуса памятника архитектуры начала XX века и внесение его в реестр объектов культурного наследия с наименованием "Римско-католический костел" не являются критериями, изменяющими его фактическое назначение и не свидетельствуют о его предназначении и использовании для осуществления и (или) обеспечения деятельности религиозных организаций.
Исходя из заявленного религиозной организацией материально-правового требования, подлежащего рассмотрению в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доводы кассационной жалобы о незаконности реконструкции спорного здания, как объекта культурного наследия, являются несостоятельными, поскольку данные обстоятельства в предмет судебного исследования в рамках настоящего дела не входят.
При указанных обстоятельствах, суды пришли к законным и обоснованным выводам о том, что отказ агентства в передаче в собственность религиозной организации испрашиваемого здания соответствует положениям Федерального закона N 327-ФЗ, права и законные интересы заявителя не нарушает.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что вышеизложенные выводы судов основаны на оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, установлении всех обстоятельств, имеющих значение при рассмотрении настоящего спора, и правильном применении положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения.
Доводы заявителя кассационной жалобы, по существу направлены на переоценку представленных в материалы дела доказательств и установление обстоятельств, отличных от установленных арбитражными судами на основании всестороннего и полного исследования доказательств, при правильном применении норм материального права, в связи с чем в силу статьи 286 и части 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 14 ноября 2018 года по делу N А33-18292/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 25 февраля 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Железняк |
Судьи |
М.А. Клепикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Исследовав и оценив согласно требованиям статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, в том числе архивные материалы, техническую документацию, заключение акционерного общества "Красноярскгражданпроект", суды установили, что построенное в 1911 году здание Римско-католического костела в 1980 году было реконструировано, что привело к созданию нового объекта недвижимого имущества - зала органной музыки, обладающего качественно иными инженерно-техническими и архитектурными свойствами, имеющего иное целевое назначение. Так как здание общей площадью 588, 40 кв. м с кадастровым номером 24:50:0200165:103, расположенное по адресу г. Красноярск, ул. Декабристов, д. 20, не тождественно возведенному в 1911 году зданию Римско-католического костела, критериям имущества религиозного назначения, установленным Федеральным законом N 327-ФЗ, оно не отвечает.
...
Исходя из заявленного религиозной организацией материально-правового требования, подлежащего рассмотрению в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, доводы кассационной жалобы о незаконности реконструкции спорного здания, как объекта культурного наследия, являются несостоятельными, поскольку данные обстоятельства в предмет судебного исследования в рамках настоящего дела не входят.
При указанных обстоятельствах, суды пришли к законным и обоснованным выводам о том, что отказ агентства в передаче в собственность религиозной организации испрашиваемого здания соответствует положениям Федерального закона N 327-ФЗ, права и законные интересы заявителя не нарушает."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 2 июля 2019 г. N Ф02-2749/19 по делу N А33-18292/2018