город Иркутск |
|
08 июля 2019 г. |
Дело N А19-16320/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 июля 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Белоножко Т.В., Скубаева А.И.,
при участии в судебном заседании представителя министерства финансов Иркутской области Клеофастова Б.П. (доверенность от 27.12.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу министерства финансов Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 04 декабря 2018 года по делу N А19-16320/2018 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 марта 2019 года по тому же делу (суд первой инстанции в составе судьи Кшановской Е.А., суд апелляционной инстанции в составе судей Макарцева А.В., Капустиной Л.В., Скажутиной Е.Н.),
установил:
администрация муниципального образования города Братска (ОГРН: 1023800841712, ИНН: 3803100833, г. Братск; далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Иркутской области в лице министерства финансов Иркутской области (ОГРН: 1083808000154, ИНН: 3808171299, г. Иркутск; далее - министерство финансов) о взыскании 3 130 000 рублей убытков.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - министерство социального развития).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 04 декабря 2018 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 марта 2019 года, заявленные исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми решением и постановлением, министерство финансов обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить в связи с нарушение судами норм материального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и представленным доказательствам.
Министерство финансов указывает на исполнение Иркутской областью требований статьи 109 Жилищного кодекса Российской Федерации посредством принятия соответствующих правовых актов в социальной сфере и финансирования их за счет собственных средств. По мнению заявителя кассационной жалобы, надлежащим ответчиком по делу является министерство социального развития, либо Министерство финансов Российской Федерации. Министерство финансов указывает на не исследование судами вопроса о том, какими именно заболеваниями страдали граждане. Ответчик полагает, что факт несения убытков истцом не доказан, поскольку представленные гражданам жилые помещения не выбыли из владения администрации (муниципальная собственность). По мнению министерства финансов, в рассматриваемом случае граждане-инвалиды не подпадают под действия Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ).
В отзыве на кассационную жалобу министерство социального развития доводы кассационной жалобы поддержало.
В судебном заседании представитель министерства финансов подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Администрация и министерство социального развития о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение, выполненное в форме электронного документа и подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено арбитражными судами, Якушенко Андрей Алексеевич (далее - Якушенко А.А.), Маурер Юлия Валерьевна (далее - Маурер Ю.В.), Жарков Денис Евгеньевич (далее - Жарков Д.Е.) являются гражданами - инвалидами, страдающими заболеваниями (диагнозы: Якушенко А.А. - F07.02;
Маурер Ю.В. - F31; Жарков Д.Е. - N36.0), попадающими под перечень заболеваний, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.06.2006 N 378 "Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире" (действовал в спорный период; далее - перечень N 378).
Постановлениями администрации от 23.07.2013 N 1949, от 06.09.2010 N 1862 Якушенко А.А., Маурер Ю.В., и распоряжением администрации от 30.12.2008 N 1575 Жарков Д.Е. приняты на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении (со ссылкой на положения подпункта 3 пункта 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, перечень N 378).
Решениями Братского городского суда Иркутской области от 31.01.2018 по делу N 2-156/2018, от 16.01.2018 по делу N 2-130/2018 на администрацию возложена обязанность по предоставлению гражданам-инвалидам вне очереди по договору социального найма благоустроенных жилых помещений, отвечающих требованиям и нормам действующего законодательства, находящихся в пределах города Братска, общей площадью не менее 16 кв.м (для Якушенко А.А.), не менее 32 кв.м (для Маурер Ю.В.) с учетом права на дополнительную жилую площадь.
Во исполнение решений суда и распоряжения администрации от 30.12.2008 N 1575 Якушенко А.А., Маурер Ю.В., Жаркову Д.Е. предоставлены жилые помещения (квартиры) общей стоимостью 3 130 000 рублей (договоры социального найма жилых помещений от 27.04.2018 N 429/04/18, от 26.04.2018 N 419/04/18, от 18.04.2018 N 410/04/18).
Полагая, что расходы в размере 3 130 000 рублей, связанные с приобретением жилых помещений для Якушенко А.А., Маурер Ю.В., Жаркова Д.Е., подлежат возмещению за счёт средств субъекта Российской Федерации, администрация обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды удовлетворили требования администрации, указав, что заявленная сумма убытков обоснована и подлежит взысканию с Иркутской области в лице министерства финансов за счет казны области.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает выводы судов правомерными в связи со следующим.
В соответствии со статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Инвалиды и семьи, имеющие детей инвалидов, страдающих тяжелыми формами заболеваний, отнесены к числу лиц, которым жилые помещения из государственного или муниципального жилищного фонда предоставляются вне очереди (пункт 4 части 1 статьи 51, пункт 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, перечень N 378).
В соответствии с пунктом "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу подпункта 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Из системного толкования статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ, положений Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и с учетом разъяснений, изложенных в пункте 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", следует, что обеспечение жильем инвалидов, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Отнесение указанных расходов к расходным обязательствам Российской Федерации противоречит статье 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Указанный подход согласуется с правовой позицией, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2015 года N 309-ЭС15-11321 и Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2016), утвержденном Президиумом 13.04.2016 (вопрос 12).
Учитывая правовое регулирование и разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, суды пришли к правильному выводу о взыскании фактически понесенных истцом расходов за счет Иркутской области в лице министерства финансов как уполномоченного лица.
Факт несения администрацией убытков и их размер подтвержден материалами дела. Предоставление Якушенко А.А., Маурер Ю.В., Жаркову Д.Е., - инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, жилых помещений площадью 35,80 кв.м, 35,60 кв.м, 32,70 кв.м не противоречит жилищному законодательству (статья 58 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что убытки у истца не возникли, поскольку жилые помещения из муниципальной собственности не выбыли, не принимается судом кассационной инстанции в силу следующего.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 2280/10, возмещение расходов администрации на обеспечение жильем не может ставиться в зависимость от выбытия жилого помещения из муниципальной собственности. Юридическое значение имеют факт предоставления муниципального жилого помещения лицу, относящемуся к иной (дополнительной) категории граждан, и то, что это жилое помещение является муниципальной собственностью и предназначено для реализации целей муниципального образования. Предоставив жилое помещение третьему лицу, истец в силу жилищного законодательства не может свободно распоряжаться этим жилым помещением, поскольку оно обременено жилищными правами гражданина и, соответственно, за счет данного жилого помещения не может исполнить собственные обязательства. Следовательно, для исполнения своих основных обязательств, возложенных Жилищным кодексом Российской Федерации, администрация будет вынуждена приобрести аналогичное жилое помещение по рыночной стоимости.
Довод министерства финансов о не исследовании судами вопроса о том, какими именно заболеваниями страдали граждане, не принимается судом кассационной инстанции, как необоснованный и противоречащий материалам дела (решения Братского городского суда Иркутской области от 31.01.2018 по делу N 2-156/2018, от 16.01.2018 по делу N 2-130/2018, выписка из решения ВКК от 12.12.2008 N 2231).
Довод заявителя кассационной жалобы о неправомерном взыскании убытков с Иркутской области в лице министерства финансов подлежит отклонению, поскольку в рассматриваемом споре ответчиком по делу является Иркутская область. Замена не требуется, так как в данном случае министерство финансов является органом, уполномоченным представлять интересы указанного публично-правового образования.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают выводы судов, основаны на неверном толковании норм права самим заявителем, что не является основанием для отмены принятых по делу судебных актов.
Нормы материального права применены судами по отношению к установленным им обстоятельствам правильно, выводы судов соответствуют имеющимся в деле доказательствам, оцененным судами по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Оснований для отмены обжалуемых судебных актов, указанных в части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 04 декабря 2018 года по делу N А19-16320/2018 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 марта 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.М. Соколова |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 2280/10, возмещение расходов администрации на обеспечение жильем не может ставиться в зависимость от выбытия жилого помещения из муниципальной собственности. Юридическое значение имеют факт предоставления муниципального жилого помещения лицу, относящемуся к иной (дополнительной) категории граждан, и то, что это жилое помещение является муниципальной собственностью и предназначено для реализации целей муниципального образования. Предоставив жилое помещение третьему лицу, истец в силу жилищного законодательства не может свободно распоряжаться этим жилым помещением, поскольку оно обременено жилищными правами гражданина и, соответственно, за счет данного жилого помещения не может исполнить собственные обязательства. Следовательно, для исполнения своих основных обязательств, возложенных Жилищным кодексом Российской Федерации, администрация будет вынуждена приобрести аналогичное жилое помещение по рыночной стоимости."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 8 июля 2019 г. N Ф02-2528/19 по делу N А19-16320/2018