город Иркутск |
|
08 июля 2019 г. |
Дело N А19-20326/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 08 июля 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Кадниковой Л.А.,
при участии в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью "Слава" Парфенова О.В. (доверенность от 28.03.2019), Комитета городского обустройства администрации города Иркутска Тазиева С.В. (доверенность от 09.01.2019), общества с ограниченной ответственностью "Ковчег" Штеренберг Д.Г. (доверенность от 21.06.2019), общества с ограниченной ответственностью "КарТур" Штеренберг Д.Г. (доверенность от 21.06.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Слава" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 января 2019 года по делу N А19-20326/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 апреля 2019 года по тому же делу (суд первой инстанции - Позднякова Н.Г., суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Басаев Д.В., Каминский В.Л.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Слава" (ОГРН 1073808026632, ИНН 3808169363, г. Иркутск; далее - ООО "Слава", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным отказа Комитета городского обустройства администрации города Иркутска (далее - Комитет) в допуске на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по муниципальному маршруту N 19, оформленного протоколом от 29.06.2018 N 39.2, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем допуска ООО "Слава" к участию в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по муниципальному маршруту N 19; о признании незаконным отказа в допуске на участие в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по муниципальному маршруту N 4, оформленного протоколом от 09.07.2018 N 41.2, об обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем допуска ООО "Слава" к участию в открытом конкурсе на право получения свидетельства об осуществлении перевозок пассажиров и багажа по муниципальному маршруту N 4.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Иркутской области (ОГРН 1143850004627, ИНН 3812153253, г. Иркутск), общество с ограниченной ответственностью "Ковчег" (ОГРН 1133850028102, ИНН 3811169839, г. Иркутск; далее - ООО "Ковчег"), общество с ограниченной ответственностью "КарТур" (ОГРН 1153850010885, ИНН 3849052100, г. Иркутск; далее - ООО "КарТур").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 21 января 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 апреля 2019 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "Слава" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ), пункта 9 Медицинских критериев определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24.04.2008 N 194н (далее - Медицинские критерии N 194н), статей 166, 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, направить дело на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции в ином составе судей.
По мнению заявителя кассационной жалобы, представленная им справка об отсутствии дорожно-транспортных происшествий (ДТП) содержит достоверные сведения; общество должно было представить в Комитет информацию не о любых ДТП, произошедших с участием его автомобилей, а только о тех, которые повлекли за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан, произошли по вине претендента или его работников и совершены в течение года, предшествовавшего дате проведения конкурса; материалами дела подтверждается, что произошедшее 06.03.2018 ДТП не повлекло за собой причинение вреда здоровью кому-либо из граждан, поскольку пассажир вследствие ДТП получил телесные повреждения в виде ушиба, кровоподтека, ссадины мягких тканей лобной области, на лечении не находился, а амбулаторном лечении не нуждался, что в соответствии с Медицинскими критериями расценивается как повреждения, не причинившие вред здоровью; производство по административному делу по факту нарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекращено; суды необоснованно исключили из предмета доказывания факт причинения в результате ДТП вреда здоровью граждан; при этом должно быть установлено именно причинение вреда здоровью, а не причинение телесных повреждений, как указал суд первой инстанции; суды не применили пункт 9 Медицинских критериев N 194н; оспаривание в данном деле отказа в допуске к участию в конкурсе будет иметь значение при рассмотрении дела N А19-27215/2018 по иску общества о признании недействительным результата открытого конкурса.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "Ковчег" и ООО "КарТур" считают ее доводы несостоятельными, противоречащими нормам материального права и фактическим обстоятельствам дела.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Представители ООО "Слава", ООО "Ковчег", ООО "КарТур" в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее. Представитель Комитета считает судебные акты законными и обоснованными.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 17.04.2018 на WEB-портале органов местного самоуправления города Иркутска в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещено извещение о проведении открытого конкурса на получение свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 19 "микрорайон Березовый - Реабилитационный центр (ул. М. Конева)", а 25.04.2018 - извещение о проведении открытого конкурса на получение свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 4 "Ц. Рынок - м/р Университетский". Также на официальном сайте размещена конкурсная документация по проведению открытых конкурсов.
ООО "Слава" в соответствии с требованиями конкурсных документаций представило в Управление транспорта комитета городского обустройства администрации города Иркутска (в лице которого Комитет уполномочен на осуществление функций по организации регулярных перевозок на территории города Иркутска; далее - Управление): 25.05.2018 - заявку и соответствующий пакет документов на участие в открытом конкурсе на получение свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок N 19 (вх. N 412-58-157/18 от 25.05.2018), 04.06.2018 - заявку и пакет документов на участие в конкурсе по муниципальному маршруту N 4 (вх. N 412-58-169/18 от 04.06.2018), в том числе справку произвольной формы об отсутствии ДТП, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан по вине общества в соответствии с пунктами 4.1 раздела 4 главы II конкурсных документаций "Положение о проведении конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок в городе Иркутске".
Заявки на участие в конкурсе по маршруту N 19, помимо заявителя, также подали индивидуальный предприниматель Белозор С.Г. и общество с ограниченной ответственностью "СибАльянсАвто". По маршруту N 4 - индивидуальный предприниматель Белозор С.Г. и простое товарищество (участники ООО "Ковчег", ООО "КарТур").
По результатам вскрытия конвертов комиссией приняты к рассмотрению все поданные заявки.
Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсах состоялись, соответственно, 29.06.2018 и 09.07.2018, о чем конкурсной комиссией составлены протоколы от 29.06.2018 N 39.2 (по маршруту N 19) и от 09.07.2018 N 41.2 (по маршруту N 4).
Согласно протоколу от 29.06.2018 N 39.2 к участию в открытом конкурсе по муниципальному маршруту N 19 не допущен ни один из претендентов.
Согласно протоколу от 09.07.2018 N 41.2 к участию в открытом конкурсе по муниципальному маршруту N 4 допущено простое товарищество (ООО "Ковчег", ООО "КарТур").
Основанием для отказа ООО "Слава" в допуске к участию в конкурсах явилось представление претендентом недостоверных сведений, содержащихся в конкурсной заявке и (или) в документах, представленных претендентом (подпункт 7.6.2 пункта 7.6 раздела 7 главы II конкурсной документации): представлена справка произвольной формы об отсутствии дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан, и произошедших по вине ООО "Слава" и его работников в течение года, предшествующего дате проведения конкурсов. По информации, полученной от ОБДПС ГИБДД МУ МВД России "Иркутское" в период с 17.04.2017 по 17.04.2018 (конкурс по маршруту N 19) и с 25.04.2017 по 25.04.2018 (конкурс по маршруту N 4) на территории города Иркутска и Иркутского района по вине водителя ООО "Слава" зарегистрировано одно ДТП с пострадавшими.
В соответствии с протоколом от 10.07.2018 N 41.3 подведения итогов конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок в городе Иркутске конкурсная комиссия признала простое товарищество (ООО "Ковчег", ООО "КарТур") победителем конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок в городе Иркутске N 4 "Ц. Рынок - м/р Университетский".
ООО "Слава", полагая, что отказы Комитета в допуске к участию в названных открытых конкурсах, не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемые решения не противоречат требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Главой 3 Федерального закона N 220-ФЗ установлены правила организации регулярных перевозок по регулируемым (статьи 14 - 15) и нерегулируемым (статьи 17 -20) тарифам, в том числе общие условия и порядок проведения конкурса на право получения свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам (статьи 21 - 24).
В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 220-ФЗ право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок подтверждается свидетельством об осуществлении перевозок по соответствующему маршруту регулярных перевозок и картами соответствующего маршрута регулярных перевозок (часть 2).
Статьей 24 Федерального закона N 220-ФЗ установлено, что форма заявки на участие в открытом конкурсе и требования к содержанию данной заявки (в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса) устанавливаются организатором открытого конкурса с учетом положений настоящего Федерального закона. Заявки на участие в открытом конкурсе, которые содержат недостоверные сведения, отклоняются (часть 2). Оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляются, в том числе с учетом количества дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате размещения извещения о проведении открытого конкурса на официальном сайте организатора открытого конкурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - дата размещения извещения), в расчете на среднее количество транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (далее - договоры обязательного страхования гражданской ответственности), действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения (пункт 1 части 3).
Подпунктом 7 пункта 4.1 раздела 4 главы II конкурсной документации, утвержденной Управлением, установлено, что в состав конкурсной заявки должна входить справка произвольной формы о количестве дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате проведения конкурса (дате размещения на официальном сайте извещения о проведении конкурса) - для юридических лиц подписывается руководителем, для индивидуальных предпринимателей - индивидуальным предпринимателем.
Конкурсная комиссия отказывает претенденту в допуске к участию в конкурсе в случае представления недостоверных сведений, содержащихся в конкурсной заявке и (или) в документах, представленных претендентом (подпункт 7.6.2 раздела 7 главы II конкурсной документации).
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество в составе заявок представило справки произвольной формы об отсутствии ДТП, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан по вине общества.
В целях проверки сведений, указанных в подпункте 7 пункта 4.1 раздела 4 главы II конкурсной документации Управление в соответствии с пунктом 6.1 главы II конкурсной документации запросило у территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный надзор в сфере безопасности дорожного движения (в порядке взаимодействия согласно пункту 4.1 Положения об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городе Иркутске, утвержденного постановлением администрации города Иркутска от 24.12.2015 N 031-06-1231/5) сведения о количестве ДТП, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине, в том числе ООО "Слава" за период с 17.04.2017 по 17.04.2018.
ОБДПС ГИБДД МУ МВД России "Иркутское" представило Управлению информацию о том, что в период с 17.04.2017 по 17.04.2018 (конкурс по маршруту N 19) и с 25.04.2017 по 25.04.2018 (конкурс по маршруту N 4) на территории города Иркутска и Иркутского района по вине водителя ООО "Слава" зарегистрировано одно ДТП с пострадавшими. Согласно приложенным сведениям о дорожно-транспортном происшествии 11.03.2018 произошло дорожно-транспортное происшествие с участием транспортного средства Мерседес Sprinter 32377, государственный регистрационный номер Е289ВА 138, принадлежащего ООО "Слава", и ВАЗ-2105, государственный номер Н135УК38, в результате которого ранен 1 человек.
Таким образом, суды пришли к обоснованному выводу о том, что при наличии указанных сведений Комитет в лице Управления правомерно отказал обществу в допуске к участию в конкурсах на право осуществления перевозок по маршрутам регулярных перевозок N 19 и N 4, учитывая недостоверность представленных обществом сведений.
Заявитель кассационной жалобы, оспаривая выводы судов, указывает на то, что суды необоснованно исключили из предмета доказывания факт причинения в результате ДТП вреда здоровью граждан; материалами дела подтверждается, что произошедшее 06.03.2018 ДТП не повлекло причинение вреда здоровью кому-либо из граждан; полученные в результате ДТП телесные повреждения в соответствии с Медицинскими критериями расцениваются как повреждения, не причинившие вред здоровью; производство по административному делу по факту нарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекращено; при этом должно быть установлено именно причинение вреда здоровью, а не причинение телесных повреждений.
Между тем суды, исходя из предмета заявленных требований, признали, что поскольку на момент рассмотрения заявок Комитет располагал сведениями ОБДПС ГИБДД МУ МВД России "Иркутское" о произошедшем в период 17.04.2017 по 17.04.2018 и в период с 25.04.2017 по 25.04.2018 ДТП, в результате которого причинены телесные повреждения гражданину, Комитет обоснованно посчитал, что заявки ООО "Слава" на участие в открытом конкурсе на получение свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок содержали недостоверные сведения в части указания на отсутствие ДТП с участием транспортного средства, принадлежащего ООО "Слава".
При этом суды правильно посчитали, что доводы общества о том, что произошедшее 06.03.2018 ДТП не повлекло причинение вреда здоровью, фактически направлены на оспаривание действий ОБДПС ГИБДД МУ МВД России "Иркутское", представивших соответствующие сведения о дорожно-транспортных происшествиях с участием ООО "Слава". Как в момент подачи заявителем вместе с конкурсной заявкой соответствующих сведений, так и в ходе дальнейших действий сторон по их получению от органов власти, ОБДПС ГИБДД МУ МВД России "Иркутское" основывалось на данных, содержащихся в одной и той же информационной базе учета ДТП "АИУС ГИБДД".
При таких обстоятельствах у судов отсутствовали правовые и фактические основания для удовлетворения заявленных обществом требований.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 21 января 2019 года по делу N А19-20326/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 апреля 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 24 Федерального закона N 220-ФЗ установлено, что форма заявки на участие в открытом конкурсе и требования к содержанию данной заявки (в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса) устанавливаются организатором открытого конкурса с учетом положений настоящего Федерального закона. Заявки на участие в открытом конкурсе, которые содержат недостоверные сведения, отклоняются (часть 2). Оценка и сопоставление заявок на участие в открытом конкурсе осуществляются, в том числе с учетом количества дорожно-транспортных происшествий, повлекших за собой человеческие жертвы или причинение вреда здоровью граждан и произошедших по вине юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества или их работников в течение года, предшествующего дате размещения извещения о проведении открытого конкурса на официальном сайте организатора открытого конкурса в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - дата размещения извещения), в расчете на среднее количество транспортных средств, предусмотренных договорами обязательного страхования гражданской ответственности юридического лица, индивидуального предпринимателя, участников договора простого товарищества за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров (далее - договоры обязательного страхования гражданской ответственности), действовавшими в течение года, предшествующего дате размещения извещения (пункт 1 части 3).
...
Заявитель кассационной жалобы, оспаривая выводы судов, указывает на то, что суды необоснованно исключили из предмета доказывания факт причинения в результате ДТП вреда здоровью граждан; материалами дела подтверждается, что произошедшее 06.03.2018 ДТП не повлекло причинение вреда здоровью кому-либо из граждан; полученные в результате ДТП телесные повреждения в соответствии с Медицинскими критериями расцениваются как повреждения, не причинившие вред здоровью; производство по административному делу по факту нарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 12.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прекращено; при этом должно быть установлено именно причинение вреда здоровью, а не причинение телесных повреждений."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 8 июля 2019 г. N Ф02-2521/19 по делу N А19-20326/2018
Хронология рассмотрения дела:
03.06.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1381/19
08.07.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2521/19
10.04.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1381/19
21.01.2019 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-20326/18