город Иркутск |
|
16 июля 2019 г. |
Дело N А33-7594/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июля 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Железняк Е.Г.,
судей: Звечаровской Т.А., Рудых А.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Куклиной А.А.,
при участии представителей Министерства обороны Российской Федерации Музафарова Л.С. (доверенность N 20714/7Д от 03.12.2018, паспорт), акционерного общества "Канская ТЭЦ" Егоровой И.Н. (доверенность N 172 от 31.01.2019, паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Красноярского края и Арбитражного суда Уральского округа кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Красноярского края от 22 ноября 2018 года по делу N А33-7594/2016, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2019 года по тому же делу (суд первой инстанции - Медведева О.И., суд апелляционной инстанции: Бабенко А.Н., Бутина И.Н., Парфентьева О.Ю.),
установил:
акционерное общество "Канская ТЭЦ" (ИНН: 2460237891, ОГРН: 1122468025680, далее - АО "Канская ТЭЦ", истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к акционерному обществу "Главное управление Жилищно-коммунального хозяйства" (ИНН: 5116000922, ОГРН: 1095110000325, далее - АО "ГУ ЖКХ") о взыскании 5 097 301 рублей 35 копеек задолженности за поставленную тепловую энергию за период с ноября 2015 года по февраль 2016 года, 346 264 рублей 90 копеек пени за период с 12.04.2016 по 29.12.2016, к Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ИНН: 7704252261, ОГРН: 1037700255284, далее - Минобороны России) о взыскании 5 384 844 рублей 77 копеек задолженности за потребленную тепловую энергию за период с ноября 2015 года по февраль 2016 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России) и открытое акционерное общество "10 Арсенал военно-морского флота" (далее - ОАО "10 Арсенал ВМФ").
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 22 ноября 2018 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2019 года, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Минобороны России обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение и постановление отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований к Российской Федерации в лице Минобороны России в связи с неправильным применением судами норм материального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы судов о недоказанности передачи спорных объектов ОАО "10 Арсенал ВМФ", полагает, что Российская Федерация не является собственником переданных помещений, и как следствие, не должна нести затраты на их содержание. Кроме того, на Минобороны России необоснованно возложена обязанность по оплате потерь в тепловых сетях.
АО "Канская ТЭЦ" в своем отзыве отклонило доводы кассационной жалобы, указав на их несостоятельность.
В судебном заседании представители АО "Канская ТЭЦ" и Минобороны России подтвердили соответственно доводы кассационной жалобы и отзыва на нее.
ОАО "10 Арсенал ВМФ" и ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России своих представителей в судебное заседание не направили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Предметом иска по настоящему делу является требование о взыскании задолженности за потребленную тепловую энергию в период с ноября 2015 года по февраль 2016 года.
Как установлено судами и следует из материалов дела, АО "ГУ ЖКХ" определено единственным исполнителем осуществляемых Минобороны России в 2015-2016 годах закупок работ и услуг, связанных с поставкой, передачей тепловой энергии и теплоносителя, водоснабжением, транспортировкой и подвозом воды, водоотведением, транспортировкой и очисткой сточных вод, обслуживанием казарменно-жилищного фонда и объектов коммунальной и инженерной инфраструктуры, включая электросетевое хозяйство, для нужд Минобороны России и подведомственных ему государственных казенных, бюджетных и автономных учреждений в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 N 1089-р.
Во исполнение данного распоряжения Минобороны России с АО "ГУ ЖКХ" заключен государственный контракт N 5-ТХ от 21.09.2015 на оказание услуг по поставке тепловой энергии для нужд Минобороны России и подведомственных Минобороны России организаций.
Между АО "Канская ТЭЦ" (теплоснабжающая организация) и АО "ГУ ЖКХ" (потребитель) заключен договор теплоснабжения и поставки горячей воды N 8877 от 04.12.2015.
АО "Канская ТЭЦ" в период с ноября 2015 года по февраль 2016 года осуществляло теплоснабжение и поставку горячей воды на спорные объекты.
Неоплата задолженности за поставленный ресурс послужила основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском к АО "ГУ ЖКХ" и Российской Федерации в лице Минобороны России.
Суды первой и апелляционной инстанций со ссылкой на статьи 8.1, 210, 214, 539, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 5 статьи 15, пункт 2 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункт 2 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808, пункт 114 Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.11.2013 N 1034, методику осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя N 99/пр, утвержденную 17.03.2014 Приказом Минстроя России (раздел 8), пункт 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе РФ, краев, областей, автономной области, автономных округой, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1), Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, удовлетворили исковые требования к АО "ГУ ЖКХ" исходя из обоснованности иска по праву и размеру, к Российской Федерации в лице Минобороны России исходя из отсутствия достоверных и достаточных доказательств, подтверждающих фактическую передачу спорных объектов АО "10 Арсенал ВМФ" или иному лицу и отсутствия доказательств, подтверждающих регистрацию прав на указанные объекты за АО "10 Арсенал ВМФ".
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
В силу статьи 544 Гражданского кодекса Российской Федерации оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно пункту 1 Постановления N 3020-1, объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 1 к данному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности. Имущество вооруженных сил пунктом 2 Приложения N 1 к указанному постановлению отнесено к объектам, относящимся к исключительной федеральной собственности.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов).
Согласно Положению о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, министерство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций. Минобороны России является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации.
Правильно применив к правоотношениям сторон указанные нормы права, исследовав доводы и возражения сторон, представленные в материалы дела доказательства (государственный контракт N 5-ТХ от 21.09.2015, договор теплоснабжения и поставки горячей воды N 8877 от 04.12.2015, приказ Министра обороны Российской Федерации от 31.12.2009 N 1491, передаточные акты имущества от 10.04.2010, письмо временно исполняющего обязанности начальника базы войсковой части 58661 от 01.08.2016 N 1800, договор безвозмездного пользования N 1/24/2251 от 08.10.2015, заявку АО "ГУ ЖКХ" на заключение договора N 108 от 21.10.2015, письмо ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России N370/У/1/13/216 от 18.01.2018, письмо ФГКУ "Сибирское ТУИО" Минобороны России N 141/5/9/5626 от 08.04.2016, Приказ N2251 от 01.10.2015, акты приема-передачи от 14.04.2003, акты N 1, 2 от 08.10.2015, письмо N 0470 от 21.04.2016, приказ Минобороны России N 744 от 31.03.2012, передаточный акт от 01.04.2011, ответ конкурсного управляющего ОАО "10 Арсенал ВМФ" N 287/103-2 от 07.04.2017), оценив доказательства в соответствии с требованиями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды первой и апелляционной инстанций установив факт поставки тепловой энергии и горячей воды, отсутствие оплаты за поставленный ресурс, правомерно пришли к выводу об удовлетворении исковых требований.
Каких-либо нарушений требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при оценке доказательств судами первой и апелляционной инстанций не допущено. Основания для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что Российская Федерация не является собственником переданных помещений, и как следствие, не должна нести затраты на их содержание, в том числе по оплате потерь в тепловых сетях, отклоняются судом округа, поскольку судами установлено, что спорные объекты, в том числе тепловые сети, предназначены и используются для обеспечения тепловой энергией объектов специального военного назначения, все объекты находятся в пределах охранного периметра базы войсковой части, доступ на который третьим лицам, в том числе ОАО "10 Арсенал ВМФ", ограничен. В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, подтверждающие передачу спорных объектов в установленном законодательством порядке ОАО "10 Арсенал Военно-Морского Флота" или иному лицу в материалы дела не представлены.
С учетом изложенного, суды первой и апелляционной инстанций правомерно возложили обязанность по оплате поставленного истцом коммунального ресурса на Российскую Федерацию в лице Минобороны России.
Доводы кассационной жалобы фактически повторяют доводы, изложенные в суде первой и апелляционной инстанции, указанные доводы судами рассмотрены и им дана надлежащая оценка, что нашло свое отражение в судебных актах. Несогласие заявителя кассационной жалобы с установленными по делу обстоятельствами и с оценкой судами имеющихся в деле доказательств не является основанием для отмены оспариваемых судебных актов, поскольку согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 05.03.2013 N 13031/12, суд кассационной инстанции не вправе переоценивать представленные в материалы дела доказательства и устанавливать иные обстоятельства дела, чем те, что установлены судами первой и апелляционной инстанций, поскольку указанные действия выходят за пределы его полномочий в силу норм действующего процессуального законодательства (статьи 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение и постановление основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат оставлению без изменения.
Пунктом 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков, от уплаты государственной пошлины по указанным делам освобождены.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 22 ноября 2018 года по делу N А33-7594/2016, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 19 марта 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Е.Г. Железняк |
Судьи |
Т.А. Звечаровская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 Постановления N 3020-1, объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 1 к данному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности. Имущество вооруженных сил пунктом 2 Приложения N 1 к указанному постановлению отнесено к объектам, относящимся к исключительной федеральной собственности.
В силу статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Согласно пункту 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов).
Согласно Положению о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, министерство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций. Минобороны России является органом управления Вооруженными Силами Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 16 июля 2019 г. N Ф02-3180/19 по делу N А33-7594/2016