город Иркутск |
|
24 июля 2019 г. |
Дело N А58-8838/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 июля 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 июля 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Кадниковой Л.А.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Манзановой Н.Ю.,
с участием судьи Арбитражного суда Республики Саха (Якутия), осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Подколзиной В.И., при ведении протокола отдельного процессуального действия помощником судьи Остаповой Л.А.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Саха (Якутия) индивидуального предпринимателя Рахматуллина Анатолия Шарафовича (паспорт) и его представителей Платонова Л.В. (доверенность от 06.09.2018), Евдокименко Д.А. (доверенность от 06.09.2018); представителя Департамента градостроительства Окружной администрации города Якутска Коба Е.А. (доверенность от 14.01.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Рахматуллина Анатолия Шарафовича на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 апреля 2019 года по делу N А58-8838/2018 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) (суд первой инстанции - Устинова А.Н., суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.),
установил:
индивидуальный предприниматель Рахматуллин Анатолий Шарафович (ОГРНИП 305143529000020, ИНН 143500710651, г. Якутск; далее - предприниматель Рахматуллин А.Ш.) обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании недействительным решения Департамента градостроительства Окружной администрации города Якутска (далее - Департамент) от 20.07.2018 N 10515-ДГ об отказе в предоставлении разрешения на строительство.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 29 декабря 2018 года заявленные требования удовлетворены. На Департамент возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя путем повторного рассмотрения вопроса о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства "Многоквартирный жилой дом по ул. Байкалова, дом, 22 в г. Якутске с нежилыми помещениями на 1-м этаже".
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 апреля 2019 года решение суда первой инстанции отменено, по делу принят новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Предприниматель Рахматуллин А.Ш. обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятый по делу судебный акт по мотивам неправильного применения судом апелляционной инстанции части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пункта 10 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 (далее - Правила N 160), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела, оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судом не учтено, что в выдаче разрешения было отказано по причине собственно размещения объекта капитального строительства в охранной зоне ВЛЭП, однако, наличие такой зоны само по себе строительству не препятствует; указание на непредставление или отсутствие решения сетевой организации оспариваемый отказ не содержит; частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не предусмотрено представление для выдачи разрешения на строительство такого документа, как решение сетевой организации о согласовании строительства; уполномоченный орган был вправе сам сделать запрос в сетевую организацию о наличии (отсутствии) соответствующего согласования; также оспариваемый отказ не содержит в качестве основания указание на признание недействующими Правил землепользования и застройки г. Якутска в части земельного участка с кадастровым номером 14:36:107015:0074; отсутствие зонирования в отношении его земельного участка не является виной предпринимателя, у него отсутствует обязанность обращаться с предложением внести изменения в Правила землепользования и застройки г. Якутска; предприниматель представил все необходимые документы для выдачи разрешения на строительство; кроме того, вывод апелляционного суда об отсутствии территориального зонирования в отношении земельного участка не соответствует сведениям Геопортал Якутск, территориальная зона установлена как Ж-6.2.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Саха (Якутия).
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Представитель предпринимателя Рахматуллина А.Ш. ходатайствовал о приобщении к материалам дела дополнительного доказательства - письма Якутской городской Думы от 14.05.2019.
Суд отказал в удовлетворении ходатайства, поскольку разрешение вопросов о принятии новых доказательств по делу в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации находится вне пределов полномочий суда кассационной инстанции.
Представители предпринимателя Рахматуллина А.Ш. в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе; представитель Комитета указал на законность постановления суда апелляционной инстанции.
В судебном заседании объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 11 июля 2019 года до 18 июля 2019 года до 11 часов 50 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа.
После перерыва судебное разбирательство продолжено в том же составе судей, представители сторон участия в судебном заседании не принимали.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, предприниматель Рахматуллин А.Ш. является собственником 4-хквартирного двухэтажного незавершенного строительством жилого дома, расположенного на арендованном земельном участке, который возведен на основании разрешения на строительство от 24.04.2007 N 90/07, выданного Департаментом по архитектуре, строительству и реконструкции Окружной администрации г. Якутска, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 17.06.2009 серии 14-АА N 550823.
Распоряжением первого заместителя Главы ГО "город Якутск" от 29.05.2015 N 42/1зр на основании результатов публичных слушаний (протокол от 14.05.2015 N 20, заключение от 14.05.2015 N 20) было предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта "Многоквартирный жилой дом по ул. Байкалова, 22, в г. Якутске, с нежилыми помещениями на 1-м этаже", расположенного по адресу: город Якутск, ул. Байкалова, 22, до 3-х этажей.
Предприниматель 17.07.2018 обратился в Департамент с заявлением о выдаче разрешения на строительство на земельном участке по адресу Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Байкалова д. 22, кв. N 117, с кадастровым номером 14:36:107015:0074, со ссылкой на разрешение на отклонение от предельных параметров разрешения строительства, реконструкции (от 29.05.2015 N 42/1зр), градостроительный план земельного участка, утвержденный 07.02.2018, Схему планировочной организации земельного участка от 2013.
20.07.2018 Департамент отказал предпринимателю в выдаче разрешения на строительство на основании части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в связи с несоответствием представленных документов требованиям к строительству объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка N RU 14301000-2018-1790-2615038 от 07.02.2018, места допустимого размещения объекта капитального строительства (ОКС) - отсутствуют по причине несоответствия проекту межевания территории квартала 117 (индивидуальные гаражи), по заявлению - многоквартирный жилой дом; размещения объекта капитального строительства в охранной зоне ВЛЭП (ограничения в пользовании); в части границ отведенного земельного участка - объект в осях "1" - "Б" выходит за пределами отведенного земельного участка и "красной линии"; а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством РФ в зоне "Ж-6.2" - зона застройки многоэтажными многоквартирными жилыми домами на территории центральной части г. Якутска. Согласно выписке из ЕГРН от 17.07.2018 земельный участок с кадастровым номером 14:36:107015:74 площадью 916,18 кв. м с видом разрешенного использования земельного участка "под строительство 4-квартирного жилого дома", что является нарушением градостроительного законодательства.
Предприниматель Рахматуллин А.Ш., полагая, что названный отказ в выдаче разрешения на строительство не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с указанным заявлением.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, исходил из того, что оспариваемый отказ Департамента не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции и отказывая в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о законности отказа Департамента и отсутствии нарушения прав и законных интересов предпринимателя.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемый судебный акт не подлежащим отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство непосредственно в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи органы. К указанному заявлению прилагаются следующие документы: правоустанавливающие документы на земельный участок; градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство; материалы, содержащиеся в проектной документации; положительное заключение экспертизы проектной документации объекта капитального строительства, если такая проектная документация подлежит экспертизе; разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса) (часть 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Одним из оснований отказа в предоставлении разрешения на строительство Департаментом указано на размещение объекта капитального строительства предпринимателя в охранной зоне ВЛЭП (ограничения в пользовании).
В соответствии с пунктом 10 Правил N 160, определяющих порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства (далее - охранные зоны), а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон (далее - земельные участки), обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов, в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются, в том числе строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.
Для получения письменного решения о согласовании осуществления действий, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящих Правил, заинтересованные лица обращаются с письменным заявлением к сетевой организации (ее филиалу, представительству или структурному подразделению), ответственной за эксплуатацию соответствующих объектов электросетевого хозяйства, не позднее чем за 15 рабочих дней до осуществления необходимых действий (пункт 12 Правил N 160).
В рассматриваемом случае судом апелляционной инстанции установлено, что спорный земельный участок располагается в охранной зоне ВЛЭП, однако, с заявлением о выдаче разрешения на строительство предпринимателем в Департамент не представлено согласование строительства с сетевой организацией.
Поскольку отсутствие согласия сетевой организации свидетельствует о невозможности осуществления строительства объекта капитального строительства в охранной зоне, суд апелляционной инстанции посчитал обоснованным отказ Департамента в выдаче разрешения на строительство в связи с нахождением объекта жилого строительства в охранной зоне электрических сетей.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что отсутствие согласия сетевой организации не являлось основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство, не может быть принят во внимание, поскольку суд апелляционной инстанции в соответствии с правилами, предусмотренными частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации проверил оспариваемый отказ в части возможности строительства в охранной зоне ВЛЭП на соответствие требованиям нормативных правовых актов, устанавливающих особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон, и установил наличие нормативного обоснования отказа.
Ссылка предпринимателя на то, что уполномоченный орган был вправе сам сделать запрос в сетевую организацию о наличии (отсутствии) соответствующего согласования, противоречит пункту 12 Правил N 160, из которого следует, что такое согласование получает заинтересованное лицо в строительстве объекта в охранной зоне.
В части указания Департаментом в качестве отказа в выдаче разрешения на строительство на несоответствие размещаемого объекта разрешенному использованию земельного участка в зоне "Ж-6.2" (зона застройки многоэтажными многоквартирными жилыми домами на территории центральной части г. Якутска) суд апелляционной инстанции установил следующее.
Решением Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 30 мая 2017 года установлено, что земельный участок Рахматуллина А.Ш. находится в трех установленных Правилами землепользования и застройки зонах: объектов транспортной инфраструктуры (ИТ-1А), многоэтажной застройки (Ж-6.2) и улично-дорожной сети, межквартальные пространства (Т-1), что является незаконным, в связи с чем Правила землепользования и застройки г. Якутска в части отнесения этого земельного участка к трем градостроительным территориальным зонам признаны противоречащими федеральному законодательству и не действующими с момента вступления решения в законную силу.
Судом установлено отсутствие доказательств того, что в Правила землепользования и застройки внесены изменения в отношении указанного земельного участка; поэтому суд апелляционной инстанции посчитал, что в рассматриваемом случае отсутствуют Правила землепользования и застройки в отношении земельного участка с кадастровым номером 14:36:107015:0074. Материалы дела не содержат доказательства, опровергающие данный вывод.
В соответствии с частью 3 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.
Выводы суда апелляционной инстанции основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Таким образом, апелляционный суд мотивированно признал доказанным отсутствие у Департамента в период обращения предпринимателя с заявлением законных оснований для выдачи разрешения на строительство.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Доводы заявителя кассационной жалобы проверены, однако поскольку они не свидетельствуют о нарушении судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего спора, направлены, по сути, исключительно на переоценку фактических обстоятельств, установленных судом при вынесении обжалуемого судебного акта, не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи с чем постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10 апреля 2019 года по делу N А58-8838/2018 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство органы отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
...
В соответствии с частью 3 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 июля 2019 г. N Ф02-2678/19 по делу N А58-8838/2018