город Иркутск |
|
23 июля 2019 г. |
Дело N А78-13635/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 июля 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Скубаева А.И.,
судей: Белоножко Т.В., Соколовой Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Забайкальского края на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 апреля 2019 года по делу N А78-13635/2017 Арбитражного суда Забайкальского края (суд первой инстанции: Дамбаров С.Д., суд апелляционной инстанции: Макарцев А.В., Капустина Л.В., Скажутина Е.Н.),
установил:
акционерное общество "Забайкальская пригородная пассажирская компания" (ОГРН 1117536013055, ИНН 7536123166, г. Чита, далее - АО "ЗППК", общество) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с иском, уточненным в порядке части 1 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Забайкальскому краю в лице Министерства территориального развития Забайкальского края (ОГРН 1087536008713, ИНН 7536095857, г. Чита, далее - Министерство территориального развития) и Министерству финансов Забайкальского края (ОГРН 1087536008108, ИНН 7536095230, г. Чита, далее - Министерство финансов) о взыскании 5 255 607 рублей убытков, возникших за период 01.01.2016 по 31.12.2016.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 13 декабря 2018 года исковые требования к Забайкальскому краю в лице Министерства территориального развития удовлетворены, в удовлетворении требований к Министерству финансов отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 апреля 2019 года решение суда первой инстанции изменено, по делу принят новый судебный акт, в соответствии с которым исковые требования к Забайкальскому краю в лице Министерства финансов удовлетворены, в удовлетворении требований к Министерству территориального развития отказано.
Не согласившись с постановлением апелляционного суда, Министерство финансов обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит его отменить и оставить в силе решение суда первой инстанции.
По мнению заявителя, апелляционным судом не учтено, что главным распорядителем бюджетных средств в части компенсации убытков в связи с перевозкой граждан льготной категории является Министерство территориального развития; бюджет Забайкальского края корректируется в течении всего финансового года самим Министерством территориального развития.
В отзыве на кассационную жалобу АО "ЗППК" указало на несостоятельность доводов, изложенных в ней.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение, выполненное в форме электронного документа, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что между истцом (перевозчиком) и Министерством территориального развития (заказчиком) заключен договор оказания услуг по перевозке отдельных категорий граждан железнодорожным транспортом пригородного сообщения от 18.12.2015 N 08/2015-278/ЗППК 145/12-2015.
Указанный договор заключен на период с 01.01.2016 по 31.12.2018.
Предметом договора является организация на возмездной основе перевозки граждан из числа лиц, указанных в приложении N 1 к договору в пригородном сообщении на территории Забайкальского края в период с 01.01.2016 по 31.12.2018. Заказчик компенсирует потери в доходах перевозчика, возникшие в результате предоставления льготы по тарифам на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в поездах пригородного сообщения в виде 50% скидки от действующего тарифа при оплате проезда в пригородных поездах и на железнодорожных станциях, находящихся на территории Забайкальского края.
Тариф, по которому общество осуществляло перевозки железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении по территории Забайкальского края, установлен приказом Региональной службы по тарифам и ценообразованию Забайкальского края от 24.11.2015 N 393 "Об установлении тарифов на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на территории Забайкальского края в пределах Забайкальской железной дороги" (введен в действие с 01.01.2016, утратил силу с 01.01.2017).
Разделом 4 договора предусмотрено, что возмещение убытков производится в соответствии с порядком, утвержденным постановлением Правительства Забайкальского края от 23.11.2009 N 425 "Об утверждении Порядка компенсации юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям убытков, образовавшихся в результате оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан путем обеспечения льготного проезда на пригородном железнодорожном транспорте общего пользования в Забайкальском крае" (далее - Порядок от 23.11.2009 N 425).
Согласно приложению к договору в перечень граждан, имеющих право на 50-процентную скидку со стоимости проезда на городском и пригородном пассажирском транспорте общего пользования, включены следующие категории граждан, проживающих на территории Забайкальского края: ветераны труда по достижении ими возраста, дающего право на страховую пенсию по старости; лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 09 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны; реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий; лица, получающие страховую пенсию по старости (мужчины по достижении возраста 60 лет и женщины по достижении возраста 55 лет); дети в возрасте от 5 до 7 лет.
В соответствии с условиями договора общество предоставляло в Министерство территориального развития отчеты о количестве перевезенных граждан за 2016 год.
Ссылаясь на то, что Забайкальский край не исполняет обязательства по возмещению убытков, связанных с выполнением социально значимых перевозок, общество обратилось в суд с иском по настоящему делу.
Суд первой инстанции исходил из обоснованности иска к Забайкальскому краю в лице Министерства территориального развития, ссылаясь на положения договора от 18.12.2015 N 08/2015-278/ЗППК 145/12-2015, а также на то, что Министерство территориального развития является главным распорядителем бюджетных средств.
Изменяя решение суда первой инстанции и принимая по делу новый судебный акт об удовлетворения иска к Министерству финансов и отказе в удовлетворении требований к Министерству территориального развития, апелляционный суд исходил из того, что именно Министерство финансов является надлежащим ответчиком по настоящему делу, поскольку в данному случае предъявлен иск о возмещении вреда, а не о взыскании задолженности по договору.
Суд округа считает, что выводы апелляционного суда соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
В силу положений Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации" организация транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом в пригородном сообщении относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с названным Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны субъекта Российской Федерации, от имени казны выступает финансовый орган.
Поскольку перевозка пассажиров по льготным тарифам осуществлялась истцом в интересах субъекта Российской Федерации как публично-правового образования, суды с учетом статей 16, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" обоснованно признали Забайкальский край ответственным лицом за невозмещение или неполное возмещение спорных потерь в доходах перевозчика.
Заключенный между истцом (перевозчиком) и Министерством территориального развития (заказчиком) договор оказания услуг по перевозке отдельных категорий граждан железнодорожным транспортом пригородного сообщения от 18.12.2015 N 08/2015-278/ЗППК 145/12-2015 не предусматривает общий размер возмещаемых убытков и количество перевезенных пассажиров льготной категории. При этом относительно порядка расчетов и возмещения убытков в названном договоре содержится ссылка на Порядок N 425.
В пункте 5 Порядка N 425 указано, что Министерство территориального развития осуществляет проверку отчетов о компенсации убытков, представленных перевозчиками, формирует сводный отчет и представляет его в Министерство финансов в срок до 15-го числа месяца, следующего за отчетным.
Пунктом 6 Порядка N 425 предусмотрено, что на основании сводного отчета Министерство финансов перечисляет финансовые средства Министерству территориального развития в пределах средств, предусмотренных бюджетом Забайкальского края. Министерство территориального развития в течение 5 рабочих дней со дня поступления финансовых средств на расчетный счет производит компенсацию убытков перевозчикам.
Из приведенных норм в совокупности с условиями заключенного договора, с учетом положений статей 125, 126 Гражданского кодекса Российской Федерации, определяющих порядок участия субъектов Российской Федерации в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, ответственность по обязательствам, следует, что Министерство финансов перечисляет денежные средства Министерству территориального развития в пределах, предусмотренных бюджетом Забайкальского края.
Согласно пунктам 12.3.15, 12.3.20, 12.7 Положения, утвержденного постановлением Правительства Забайкальского края от 24.04.2018 N 165, Министерство финансов выступает от имени казны края в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за ее счет, если законодательством эта обязанность не возложена на другой орган; исполняет судебные акты по искам к краю о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов; обращается в суд с исковыми заявлениями о возмещении ущерба, причиненного краю.
Законом Забайкальского края от 29 декабря 2015 года N 1289-ЗЗК "О бюджете Забайкальского края на 2016 год" предусмотрены бюджетные ассигнования на данные цели в размере 1 296 949 рублей.
Указанная сумма перечислена истцу в счет погашения задолженности по акту сверки за 2015 год.
Поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о перечислении Министерством финансов Министерству территориального развития 5 255 607 рублей в счет возмещения убытков, образовавшихся в результате оказания мер социальной поддержки, за период 01.01.2016 по 31.12.2016, является обоснованным вывод апелляционного суда о наличии оснований для удовлетворения исковых требований в отношении Министерства финансов.
Заявитель в кассационной жалобе ссылается на то, что от имени Забайкальского края в спорных отношениях должно участвовать Министерство территориального развития. Приведенный довод признается судом кассационной инстанции несостоятельным, поскольку был предметом рассмотрения апелляционного суда и мотивированно им отклонен. При этом судом апелляционной инстанции правомерно указано на то, что в данном случае Министерство территориального развития не является надлежащим ответчиком по делу, поскольку с учетом приведенного нормативного регулирования именно Министерство финансов, обладая статусом главного распорядителя бюджетных средств, является органом, представляющим казну в рассматриваемых отношениях.
Неправильного применения норм материального права судами не допущено.
Доводы, приведенные в кассационной жалобе, свидетельствуют о несогласии заявителя с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судами доказательств. Переоценка доказательств и установленных судом фактических обстоятельств дела в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах оснований для отмены принятого судебного акта у суда кассационной инстанции не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены принятого по делу судебного акта, судом округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт основан на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принят с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 05 апреля 2019 года по делу N А78-13635/2017 Арбитражного суда Забайкальского края оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Скубаев |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.