город Иркутск |
|
15 августа 2019 г. |
Дело N А19-27477/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 августа 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Левошко А.Н., Новогородского И.Б.,
при участии в судебном заседании представителей Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае Вегера А.А. (доверенность от 11.03.2019 N 3-38/4518); администрации г. Иркутска Ярошенко М.В. (доверенность от 16.08.2018),
рассмотрев в открытом заседании кассационную жалобу Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае на решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 марта 2019 года по делу N А19-27477/2018, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 30 мая 2019 года по тому же делу (суд первой инстанции: Ананьина Г.В.; суд апелляционной инстанции: Басаев Д.В., Желтоухов Е.В., Сидоренко В.А.),
установил:
администрация г. Иркутска (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным решения Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (далее - МТУ Росимущества, Управление) об отказе в безвозмездной передаче в собственность муниципального образования город Иркутск части земельного участка с кадастровым номером 38:36:000029:614, площадью 3350,44 кв. м, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Лермонтова, 335-б, выраженного в письме N 3-38/17064 от 12.09.2018, обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное государственное бюджетное учреждение Иркутский центр Сибирского отделения Российской академии наук (далее - ФГБУ ИНЦ СО РАН, учреждение).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 28 марта 2019 года заявленные требования удовлетворены.
Решение МТУ Росимущества N 3-38/17064 от 12.09.2018 об отказе в безвозмездной передаче в собственность муниципального образования город Иркутск части земельного участка с кадастровым номером 38:36:000029:614, площадью 3350,44 кв. м, расположенного по адресу: г. Иркутск, ул. Лермонтова, 335-б, признано незаконным как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации.
Суд обязал МТУ Росимущества устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 30 мая 2019 года решение суда от 28 марта 2019 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе МТУ Росимущества ставит вопрос о проверке законности судебных актов как не содержащих оценки доводов Управления и обстоятельств, имеющих значение для его правильного рассмотрения; указывает на неправильное применение норм процессуального права - части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, а также норм материального права - пункта 1 статьи 45, пункта 1 статьи 39.30, пунктов 1, 5, 7 статьи 39.31, пунктов 3, 5 статьи 39.32 Земельного кодекса Российской Федерации; просит судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу администрация г. Иркутска указывает на несостоятельность её доводов.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель МТУ Росимущества поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель администрации считает судебные акты законными и обоснованными.
ФГБУ ИНЦ СО РАН о времени и месте судебного заседания извещено по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направило.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, земельный участок с кадастровым номером 38:36:000029:614, категория земель: земли населенных пунктов; разрешенное использование: научный центр с объектами социально-бытового назначения и многоэтажной жилой застройки; общая площадь 2 038 426 кв. м; адрес объекта: Иркутская области, г. Иркутск, Свердловский район, Академгородок, принадлежит на праве собственности Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации права от 14.11.2012 N 38 АД 923982), предоставлен ФГБУ ИНЦ СО РАН на праве постоянного (бессрочного) пользования (свидетельство о государственной регистрации права от 28.11.2012 N 38 АД 908306).
Постановлением администрации г. Иркутска N 031-06-818/7 от 15.08.2017 утвержден проект межевания территории планировочного элемента С-03-15. Согласно приложению N 2 к постановлению N 031-06-818/7 от 15.08.2017 образуемому земельному участку из земельного участка с кадастровым номером 38:36:000029:614 присвоен условный номер И20 (вид разрешенного использования: среднеэтажная жилая застройка; площадь 3350,44 кв. м; способ образования: раздел).
Администрация г. Иркутска в соответствии с главой V.5 Земельного кодекса Российской Федерации обратилась в МТУ Росимущества с заявлением N 059-72-220/8 от 10.08.2018 о безвозмездной передаче в собственность муниципального образования г. Иркутск земельного участка под многоквартирным домом по адресу г. Иркутск, ул. Лермонтова, 335-б, который предстоит образовать в соответствии постановлением администрации г. Иркутска N 031-06-818/7 от 15.08.2017 "Об утверждении проекта межевания планировочного элемента С-03-15", с условным номером И20, площадью 3350,44 кв. м из земельного участка с кадастровым номером 38:36:000029:614.
МТУ Росимущества письмом N 3-38/17064 от 12.09.2018 отказало в безвозмездной передаче земельного участка с кадастровым номером 38:36:000029:614 (его части) в муниципальную собственность до его образования и прекращения права постоянного (бессрочного) пользования ИНЦ СО РАН.
Администрация оспорила данное решение в Арбитражном суде Иркутской области.
Удовлетворяя заявленные требования, суды двух инстанций правомерно исходили из следующего.
Настоящий спор возник в связи с отказом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника земельного участка, в его передаче в муниципальную собственность.
Случаи и основания безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность предусмотрены статьёй 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, за исключением земельных участков, указанных в пункте 2 настоящей статьи, подлежат безвозмездной передаче по заявлению предусмотренных пунктом 1 статьи 39.31 настоящего Кодекса лиц, в том числе в собственность поселений, городских округов, генеральные планы и правила землепользования и застройки которых утверждены в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации, если такие земельные участки расположены на территориях соответствующих поселений, городских округов.
На основании пункта 1 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации передача находящегося в федеральной собственности земельного участка в соответствии с настоящей статьей осуществляется по заявлению о передаче земельного участка, направляемому главой муниципального образования, высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации. Заявление о передаче земельного участка подается в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества.
Согласно пункту 5 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий полномочия собственника имущества, не позднее чем в течение одного месяца со дня поступления заявления о передаче земельного участка обязан принять и направить заявителю решение о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации или решение об отказе в безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации. В решении об отказе в передаче земельного участка должны быть указаны все основания для отказа в передаче земельного участка, и к нему должны быть приложены копии документов, подтверждающих наличие оснований для такого отказа.
На основании пункта 7 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации решение об отказе в передаче земельного участка принимается при наличии следующих оснований: земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, не подлежит передаче в соответствии с пунктом 2 статьи 39.30 настоящего Кодекса; в заявлении о передаче земельного участка не указан кадастровый номер земельного участка либо к этому заявлению не приложены утвержденный проект межевания территории, в границах которой расположен такой земельный участок, или схема расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать; имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; земельный участок, предусмотренный заявлением о передаче земельного участка, предоставлен федеральному органу государственной власти, его территориальному органу, федеральному казенному предприятию, федеральному государственному предприятию, федеральному государственному учреждению, созданной Российской Федерацией некоммерческой организации и отсутствуют предусмотренные статьями 45 - 47 настоящего Кодекса основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного пользования таким земельным участком, расторжения договора аренды такого земельного участка или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Оценив имеющиеся в деле доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводам о том, что заявление подано в уполномоченный орган, уполномоченным лицом, с приложением необходимых документов и отражением необходимых сведений, предусмотренных статьёй 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации.
Отказывая администрации в передаче испрашиваемого земельного участка в муниципальную собственность, МТУ Росимущества указало в решении на то, что условия и порядок прекращения права постоянного (бессрочного) пользования на земельные участки установлен статьями 45, 53 Земельного кодекса Российской Федерации; к заявлению должен быть приложен документ, подтверждающий согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа, на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком; до настоящего времени согласованное с органом, создавшим ИНЦ СО РАН, заявление об отказе от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком 38:36:000029:614 в Территориальное управление не поступало.
Суды двух инстанций не согласились с выводом уполномоченного органа о том, что спорный земельный участок не подлежит передаче в муниципальную собственность в соответствии со статьёй 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации до его образования и прекращения права постоянного (бессрочного) пользования ИНЦ СО РАН с согласия органа, создавшего данное учреждение, указав следующее.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации исключением для безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности в муниципальную, являются основания, указанные в пункте 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 39.30 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежат передаче в муниципальную собственность в соответствии с настоящей статьей земельные участки, предоставленные федеральным государственным учреждениям, в случае, если на таких земельных участках расположены объекты недвижимого имущества.
Из пояснений ИНЦ СО РАН следует, что уставную деятельность на указанном земельном участке (условный номер И20) учреждение не осуществляет. Доказательств того, что на испрашиваемом земельном участке (условный номер И20) расположены объекты недвижимости, принадлежащие ФГБУ ИНЦ СО РАН, или органу его создавшему, материалы дела не содержат; как указали суды, в нарушение пункта 5 статьи 39.31 Земельного кодекса Российской Федерации к оспариваемому отказу копии документов, подтверждающих наличие такого основания, не приложены и суду не представлены.
В силу пункта 1 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращается при отказе землепользователя, землевладельца от принадлежащего им права на земельный участок на условиях и в порядке, которые предусмотрены статьей 53 Кодекса, и по иным основаниям, установленным гражданским и земельным законодательством.
Основания принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предусмотрены пунктом 2 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации.
Основания и порядок прекращения прав третьих лиц на земельный участок, безвозмездно передаваемый из федеральной собственности, установлены статьей 39.32 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно пункту 3 которой в случае поступления заявления о передаче земельного участка и отсутствия оснований для принятия решения об отказе в передаче земельного участка решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования или права безвозмездного пользования земельным участком, предоставленным федеральному государственному учреждению, принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника имущества, без согласия этих органов, предприятий, учреждений, организаций. Указанное решение о прекращении права на земельный участок также должно предусматривать передачу такого земельного участка в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации.
На основании пункта 5 статьи 39.32 Земельного кодекса Российской Федерации решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования, права безвозмездного пользования земельными участками в порядке, установленном настоящей статьей, принимается только при наличии оснований, предусмотренных статьями 45, 47 настоящего Кодекса.
Из статей 39.31, 39.32 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что при прекращении прав на земельный участок в связи с наличием оснований для его безвозмездной передачи из федеральной собственности в муниципальную в порядке главы V.5 Земельного кодекса РФ, согласие органа, создавшего соответствующее юридическое лицо, или иного действующего от имени учредителя органа, на отказ от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предусмотренное статьей 53 Земельного кодекса Российской Федерации, не требуется.
Суды установили в данном случае наличие оснований для принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, предусмотренных статьёй 45 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 45 Земельного кодекса Российской Федерации право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком прекращаются принудительно при использовании земельного участка с нарушением требований законодательства Российской Федерации, а именно при: создании или возведении на земельном участке самовольной постройки либо невыполнении обязанностей, предусмотренных частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в сроки, установленные решением о сносе самовольной постройки либо решением о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями (абзац введен Федеральным законом от 03.08.2018 N 340-ФЗ, начало действия с 04.08.2018).
Так, было установлено и не оспаривается в кассационной жалобе, что на земельном участке с условным номером И20, который предстоит образовать из земельного участка с кадастровым номером 38:36:000029:614, принадлежащего Российской Федерации и предоставленного ИНЦ СО РАН на праве постоянного (бессрочного) пользования, ИНЦ СО РАН возведен в 2008 году многоквартирный жилой дом (согласно представленного технического паспорта по состоянию на 2013 год). Разрешение на строительство объекта, разрешение на ввод объекта в эксплуатацию не выдавались.
Как указали суды, администрацией, МТУ Росимущества и ИНЦ СО РАН в устных пояснениях и отзывах подтверждено, что построенный объект - многоквартирный дом, расположенный по адресу г. Иркутск, ул. Лермонтова, 335-б, является самовольной постройкой. Отсутствие разрешительных документов на его возведение и ввод в эксплуатацию также усматривается из писем ИНЦ СО РАН, Комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска от 04.07.2018 N 945-71/3408/8.
Выводы судов о том, что на момент принятия МТУ Росимущества оспариваемого решения N 3-38/17064 от 12.09.2018 основания для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования ИНЦ СО РАН земельным участком имелись, основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах и постановлены, вопреки доводам кассационной жалобы, при правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы МТУ Росимущества о том, что отсутствует обязательное в данном случае согласие Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на отказ учреждения от права постоянного (бессрочного) пользования, проверены и признаны не влияющими на правильность выводов судов по делу.
Заявитель кассационной жалобы считает, что в силу положений пункта 3 статьи 39.32 Земельного кодекса Российской Федерации согласие указанного выше федерального органа исполнительной власти не требуется только в случае отсутствия у МТУ Росимущества оснований для принятия решения об отказе в передаче земельного участка, однако, как указывает заявитель, такие основания имелись - этот участок не мог быть передан в муниципальную собственность до прекращения названного права учреждения.
Между тем, заявитель кассационной жалобы не учитывает положения пункта 10 статьи 54 Земельного кодекса Российской Федерации о том, что установленный настоящей статьёй порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования государственному или муниципальному учреждению, казённому предприятию, не применяется в случае прекращения прав на земельный участок, который находится в федеральной собственности и в отношении которого поступило заявление о безвозмездной передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации.
Таким образом, суды верно посчитали, что при наличии заявления администрации о безвозмездной передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную и установлении оснований для прекращения права постоянного (бессрочного) пользования учреждения, испрашиваемый земельный участок подлежал передаче в муниципальную собственность. Данный правовой подход сформулирован, в частности, в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 31.10.2017 N 302-КГ17-7397.
Данные выводы судов двух инстанций заявителем кассационной жалобы не опровергнуты, неправильного применения норм материального права или нарушения требований норм процессуального права не установлено.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 28 марта 2019 года по делу N А19-27477/2018, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 30 мая 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Заявитель кассационной жалобы считает, что в силу положений пункта 3 статьи 39.32 Земельного кодекса Российской Федерации согласие указанного выше федерального органа исполнительной власти не требуется только в случае отсутствия у МТУ Росимущества оснований для принятия решения об отказе в передаче земельного участка, однако, как указывает заявитель, такие основания имелись - этот участок не мог быть передан в муниципальную собственность до прекращения названного права учреждения.
Между тем, заявитель кассационной жалобы не учитывает положения пункта 10 статьи 54 Земельного кодекса Российской Федерации о том, что установленный настоящей статьёй порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве постоянного (бессрочного) пользования государственному или муниципальному учреждению, казённому предприятию, не применяется в случае прекращения прав на земельный участок, который находится в федеральной собственности и в отношении которого поступило заявление о безвозмездной передаче в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 августа 2019 г. N Ф02-3836/19 по делу N А19-27477/2018