город Иркутск |
|
21 июня 2024 г. |
Дело N А10-6808/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 июня 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
Председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Рудых А.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Манзановой Н.Ю.,
с участием судьи Арбитражного суда Республики Бурятия, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Филипповой В.С., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Новотольской О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 декабря 2023 года по делу N А10-6808/2023, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 27 марта 2024 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Бурятия (ОГРН 1020300893249, ИНН 0323048828, г. Улан-Удэ; далее - ОСФР по Республике Бурятия, Фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с исковым заявлением о взыскании с администрации муниципального образования сельское поселение "Орликское" (ОГРН 1050301652158, ИНН 0315008123, с. Орлик, Окинский район Республики Бурятия; далее - Администрация) 25 686 рублей 93 копейки убытков.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 декабря 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 марта 2024 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
ОСФР по Республике Бурятия обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Закон N 400-ФЗ), Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" (далее - Закон N 27-ФЗ), постановления Правления ПФР от 15.04.2021 N 103п "Об утверждении формы "Сведения о застрахованных лицах (СЗВ-М)" и Порядка заполнения формы указанных сведений" (далее - Постановление N 103п), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не учтено, что сведения в отношении Ошоровой Э.В. по форме СЗВ-М (исходная) за август 2020 года не представлены; сведения по форме СЗВ-М (дополняющая) представлены несвоевременно; Фондом принято решение о повышении пенсии указанному лицу с 01.08.2020; перерасчет размера пенсии с учетом факта осуществления (прекращения) пенсионером работы производится автоматически с использованием программно-технических комплексов; до даты представления страхователем сведений по форме СЗВ-М с типом "ДОП" за август 2020 года у Фонда отсутствовали основания для уменьшения сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к пенсии; на момент принятия решения 12.10.2020 Фонд не располагал информацией об осуществлении Ошоровой Э.В. трудовой деятельности в августе 2020 года; представляемые налоговыми органами сведения формы РСВ-1 не являются официальным документом, подтверждающим факт трудоустройства; факт представления сведений за последующие месяцы не свидетельствует о необоснованности выплаты Фондом пенсии в повышенном размере; правовое значение имеет факт, обладал ли Фонд исходными и дополнительными сведениями именно за месяц, за который произошло нарушение сроков; именно действия Администрации по представлению сведений за август 2020 года с нарушением установленного законом срока повлекли необоснованную выплату пенсии с учетом индексации в период с 01.08.2020 по 31.12.2021; проведение органами Пенсионного фонда мероприятий по проверке факта осуществления застрахованным лицом трудовой деятельности законодательством не предусмотрено.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru); своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Ошорова Э.В. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии с Законом N 400-ФЗ и в 2020 году находилась в трудовых отношениях с Администрацией.
Сведения по форме СЗВ-М "исходная" за август 2020 года Администрация представила 07.09.2020 на 6 застрахованных лиц, среди которых Ошорова Э.В. не значилась.
В связи с отсутствием сведений об осуществлении Ошоровой Э.В. трудовой деятельности за август 2020 года Фонд 12.10.2020 принял решение о выплате пенсии с 01.08.2020 с учетом индексации.
Сведения по форме СЗВ-М "дополняющая" за август 2020 года на застрахованное лицо Ошорову Э.В. Администрация представила 12.11.2021, что послужило основанием для принятия решения о выплате пенсии Ошоровой Э.В. без учета индексации с 01.01.2022.
Выплата Ошоровой Э.В. пенсии за период август 2020 года - декабрь 2021 года с учетом повышения (индексации) повлекло излишнюю выплату средств ПФР в сумме 25 686 рублей 93 копейки, в связи с чем Фонд направил Администрации уведомление от 09.12.2022 о возмещении суммы причиненного ущерба в течение 30 дней от даты уведомления.
Неисполнение названного уведомления прослужило основанием для обращения в Арбитражный суд Республики Бурятия с названным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из недоказанности Фондом наличия совокупности условий для привлечения ответчика к ответственности в виде взыскания убытков.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Согласно статье 26.1 Закона N 400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 1).
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности (часть 3).
Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4).
Частями 6, 7 названной статьи определено, что решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 11 Закона N 27-ФЗ. Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи.
При выявлении обстоятельств, влекущих уменьшение сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), подлежащих выплате, в связи с непредставлением страхователем в установленный срок либо представлением им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 5 и 6 статьи 11 Закона 27-ФЗ, решение органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, пересматривается без удержания излишне выплаченных сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) (часть 10 статьи 26.1).
В соответствии со статьей 28 Закона N 400-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (часть 1). В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей, указанных в части 1 настоящей статьи, и выплаты в связи с этим излишних сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) работодатель и (или) пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату страховой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 3). В случае обнаружения органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ошибки, допущенной при установлении и (или) выплате страховой пенсии, установлении, перерасчете размера, индексации и (или) выплате фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), производится устранение данной ошибки в соответствии с законодательством Российской Федерации. (часть 4).
Согласно статье 16 Закона N 27-ФЗ органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом; в необходимых случаях по результатам проверки полноты и достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, а также по заявлению застрахованного лица осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения (дополнения) в индивидуальный лицевой счет в порядке, утверждаемом Пенсионным фондом Российской Федерации, сообщив об этом застрахованному лицу; получать от территориальных налоговых органов сведения, касающиеся пенсионных прав застрахованных лиц. К обязанностям органов Пенсионного фонда Российской Федерации относится, в том числе осуществление контроля за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб).
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Учитывая вышеизложенные нормы права, истец должен доказать, что перерасход денежных средств на выплату фиксированной суммы к страховой пенсии (убытки) имел место исключительно в связи с несвоевременным предоставлением ответчиком (страхователем) сведений (их недостоверностью).
По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон суды установили, что в сведениях за август 2020 года, представленных 07.09.2020, отсутствовали данные о пенсионере Ошоровой Э.В.; сведения по форме СЗВ-М по типу "дополняющая" за август 2020 года, содержащие данные об указанном лице, представлены 12.11.2021. Однако, до принятия Фондом решения о выплате пенсии в повышенном размере Администрацией 06.10.2020 были представлены сведения по форме СЗВ-М за сентябрь 2020 года, содержащие данные о работе Ошоровой Э.В., а также в последующие периоды (месяцы) (октябрь 2020 года - декабрь 2021 года) ответчиком также своевременно подавались сведения по форме СЗВ-М, содержащие сведения о трудоустройстве Ошоровой Э.В.
Кроме того ответчиком также своевременно (за 3 квартал, 9 месяцев 2020, за 2020 год, за 1 квартал, 9 месяцев и 12 месяцев 2021 года) представлялись расчеты страховых взносов (далее - РСВ-1) в которых указаны сведения на Ошорову Э.В., сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных в пользу физического лица всего с начала расчетного периода.
С учетом изложенного суды правомерно признали, что на момент принятия решения Фондом (12.10.2020) о выплате страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии), Фонд обладал сведениями о продолжении трудовых отношений Администрации и Ошровой Э.В. и не имел оснований для проведения индексации пенсионных выплат.
В этой связи суды сочли, что при наличии сомнений в достоверности имеющихся сведений, в том числе в результате нарушения страхователем сроков их представления, Фонд в силу положений статьи 26.1 Закона N 400-ФЗ в период принятия решения об индексации пенсии мог осуществить проверку и уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионером работы и (или) иной деятельности на основании совокупности сведений индивидуального (персонифицированного) учета, представленных страхователем.
При таких обстоятельствах, суды пришли к обоснованному выводу о недоказанности Фондом наличия совокупности условий, необходимых для взыскания убытков, в связи с чем правомерно отказали в удовлетворении исковых требований.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 декабря 2023 года по делу N А10-6808/2023, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 27 марта 2024 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд отклонил иск о взыскании убытков с администрации за излишние выплаты пенсии, установив, что пенсионный фонд не имел оснований для индексации выплат, так как на момент принятия решения о выплате у него были сведения о трудовой деятельности пенсионера. Суд признал, что истец не доказал наличие условий для привлечения ответчика к ответственности.
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 июня 2024 г. N Ф02-2755/24 по делу N А10-6808/2023