город Иркутск |
|
19 августа 2019 г. |
Дело N А74-13033/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 августа 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новогородского И.Б.,
судей: Загвоздина В.Д., Левошко А.Н.,
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу администрации Орджоникидзевского сельсовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 5 декабря 2018 года по делу N А74-13033/2018 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 февраля 2019 года по тому же делу (суд первой инстанции - Курочкина И.А.; суд апелляционной инстанции: Иванцова О.А., Борисов Г.Н., Юдин Д.В.),
установил:
администрация Орджоникидзевского сельсовета Орджоникидзевского района Республики Хакасия (ИНН 1908003174, ОГРН 1061903001995, далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Республике Хакасия (ИНН 1901020149, ОГРН 1021900538076; далее - управление, УФК по РХ) о признании недействительным предписания от 08.05.2018 N 80-11-99/18-16-12.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 5 декабря 2018 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 февраля 2019 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, администрация обратилась с кассационной жалобой в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленного требования.
Как следует из кассационной жалобы, возврат средств Фонда содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства в сумме 757 210 рублей 08 копеек нецелесообразен, поскольку в настоящее время средства использованы по целевому назначению, программа выполнена, все мероприятия по переселению граждан из ветхого аварийного жилья, предусмотренные программой, выполнены, отчетность сдана. Формат отчетности по гражданам, вселенным в новое жилье, является рабочим документом, не предусмотрен программой, и может меняться в связи с изменением обстоятельств по переселению граждан. Маскалева И.В. и Компанеец М.В. не проживали в ветхом жилье, поскольку в 2009 году дом был частично разрушен и проживание в нем стало невозможным, договоры социального найма с ними не расторгались.
УФК по РХ представлен отзыв на кассационную жалобу, из которого следует о его согласии с обжалуемыми судебными актами.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального и процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам камеральной проверки администрации относительно использования средств государственной корпорации - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, предоставленных для переселения граждан из аварийного жилищного фонда и проведения капитального ремонта многоквартирных домов в рамках государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", управлением установлены нарушения бюджетного законодательства в связи с использованием средств на приобретение в муниципальную собственность двух жилых помещений в целях расселения фактически не заселенных жилых помещений, включенных в региональную программу переселения граждан из аварийного жилья, на сумму 1 530 648 рублей, в том числе за счет средств фонда - 757 210 рублей 08 копеек.
В результате приобретения квартир для расселения фактически не заселенных жилых помещений, включенных в Региональную программу, не были достигнуты показатели результативности, а именно расселено на 2 аварийных жилых помещения меньше планируемых, общей площадью 57, 2 кв. м.
По итогам проверки управлением вынесено предписание от 08.05.2018 N 80-11-99/18-16-12, в соответствии с которым администрация в срок не позднее 120 дней с даты его получения обязана устранить нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, путем возврата средств Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в общей сумме 757 210 рублей 08 копеек.
Полагая, что указанное предписание нарушает его права и законные интересы, администрация обратилась в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды пришли к выводу о соответствии оспариваемого предписания требованиям законодательства.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, исходя из следующего.
В силу статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Последствием подобного использования средств является их изъятие у неисправного получателя.
В силу части 13 статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" средства местного бюджета, полученные за счет средств Фонда, средств бюджета субъекта Российской Федерации и предусмотренные в местном бюджете на долевое финансирование переселения граждан из аварийного жилищного фонда, используются органом местного самоуправления на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в порядке, предусмотренном жилищным законодательством, с учетом ограничений, установленных частью 6 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам в порядке очередности исходя из времени их постановки на учет. В силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае признания жилого помещения непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции жилое помещение по договору социального найма предоставляется во внеочередном порядке. При этом должны быть соблюдены общие требования жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждено наличие у гражданина объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49, часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Реализация мероприятий по расселению аварийного жилищного фонда на территории муниципального образования Орджоникидзевский район осуществлялась в соответствии с Федеральным законом "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" N 185-ФЗ от 21.07.2007 (далее - Закон о фонде содействия реформированию ЖКХ).
Постановлением Правительства Республики Хакасия от 12.04.2013 N 196 разработана и утверждена региональная адресная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Республики Хакасия в 2013 - 2017 годах" (далее - программа).
На основании Закона Республики Хакасия от 29.11.2005 N 74-ЗРХ "О порядке решения вопросов местного значения вновь образованных муниципальных образований (сельских и городских поселений) Республики Хакасия" утвержден перечень объектов, передаваемых из собственности муниципального образования Орджоникидзевский район в собственность расположенных в его границах поселений, в том числе объекты, подлежащие переселению в рамках региональной адресной программы "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, в том числе с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, на территории Республики Хакасия в 2013 - 2017 годах".
Постановлением администрации Орджоникидзевского сельсовета от 12.12.2013 N 143 утверждена муниципальная программа "Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Орджоникидзевского сельсовета в 2016 - 2017 годах", с последующими изменениями, в том числе внесенными постановлением администрации от 26.12.2016 N 123.
20.01.2016 между министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Хакасия (далее - минстрой) и администрацией Орджоникидзевского района заключено соглашение N 139 о долевом финансировании муниципальных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в соответствии с которым минстрой обязан перечислить администрации субсидию на переселение граждан из аварийного жилищного фонда в сумме 5 775 897 рублей 27 копеек, в том числе: за счет средств фонда - 2 980 762 рублей 34 копеек, за счет средств республиканского бюджета - 2 795 134 рублей 93 копейки.
В рамках реализации программы администрация Орджоникидзевского сельсовета приобрела в муниципальную собственность 7 квартир в многоквартирных жилых домах путем участия в долевом строительстве многоквартирных домов.
Согласно списку граждан, проживающих в домах на дату признания их аварийными и непригодными для проживания на 28.11.2007, подлежали расселению 7 квартир в аварийных домах по ул. Советская, д. 19, кв. 1-4, по ул. Советская, д. 17, кв. 1, по ул. Подгорная 61, кв. 1, 4.
Вместе с тем, судами установлено и следует из материалов дела, что Компанеец М.А. и Маскалева И.В. не проживали по адресу расселяемых аварийных помещений на момент признания жилья аварийным и непригодным для жилья, а также на момент включения их в муниципальную и региональную программы, изменения в указанные программы не вносились. Следовательно, с ними незаконно заключены договоры социального найма.
Учитывая, что программа переселения граждан из аварийного жилья допускала внесение в нее изменений, администрация обладала правом ее корректировки до момента окончания программы.
Исходя из изложенного, в нарушение части 13 статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в соответствии с пунктом 5 Правил возврата финансовой поддержки, предоставленной за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных Постановлением Правительства Федерации от 30.12.2009 N 1134, администрацией допущено использование средств на приобретение в муниципальную собственность двух жилых помещений в целях расселения фактически не заселенных жилых помещений, включенных в Региональную программу на сумму 1 530 648 рублей, в том числе за счет средств фонда - 757 210 рублей 08 копеек.
В результате включения спорных квартир в муниципальную и региональную программы, приобретения квартир для расселения фактически не заселенных жилых помещений, включенных в Региональную программу, не были достигнуты показатели результативности, а именно расселено на 2 аварийных жилых помещения меньше планируемых, общей площадью 57,2 кв. м, в результате администрацией было допущено нецелевое использование средств на сумму 1 530 648 рублей, в том числе за счет средств Фонда - 757 210 рублей 08 копеек.
Таким образом, поскольку УФК по РХ доказало соответствие закону представления, а администрация не представила доказательства нарушения оспариваемым ненормативным актом его прав и законных интересов, суды, исследовав и оценив в порядке статей 71, 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле, в соответствии с требованиями части 3 статьи 201 названного Кодекса правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 5 декабря 2018 года по делу N А74-13033/2018 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 февраля 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Б. Новогородский |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 1 статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
...
Учитывая, что программа переселения граждан из аварийного жилья допускала внесение в нее изменений, администрация обладала правом ее корректировки до момента окончания программы.
Исходя из изложенного, в нарушение части 13 статьи 20 Федерального закона от 21.07.2007 N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в соответствии с пунктом 5 Правил возврата финансовой поддержки, предоставленной за счет средств государственной корпорации - Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, утвержденных Постановлением Правительства Федерации от 30.12.2009 N 1134, администрацией допущено использование средств на приобретение в муниципальную собственность двух жилых помещений в целях расселения фактически не заселенных жилых помещений, включенных в Региональную программу на сумму 1 530 648 рублей, в том числе за счет средств фонда - 757 210 рублей 08 копеек."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 19 августа 2019 г. N Ф02-2142/19 по делу N А74-13033/2018