город Иркутск |
|
20 августа 2019 г. |
Дело N А58-11373/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 августа 2019 года.
В полном объеме постановление изготовлено 20 августа 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего судьи Качукова С.Б.,
судей Бурковой О.Н., Васиной Т.П.
при ведении протокола и обеспечении использования систем видеоконференц-связи помощником судьи Сковородиным А.С.
при участии в заседании присутствующих в зале судебных заседаний суда округа директора общества с ограниченной ответственностью "Высота" Иванова В.М.
(выписка из ЕГРЮЛ, решение единственного участника от 26.09.2017 N 7, приказ от 26.09.2017 N 1) и представителя этого общества Ефремова Д.В. (доверенность от 01.07.2019), а также посредством использования систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) представителя прокуратуры Республики Саха (Якутия) Птицыной М.Е. (доверенность от 18.06.2019) и представителя департамента имущественных и земельных отношений окружной администрации г. Якутска Попова А.А. (доверенность от 28.12.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу первого заместителя прокурора Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 1 февраля 2019 года по делу N А58-11373/2018 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 апреля 2019 года по тому же делу (суд первой инстанции: судья Кайдаш Н.И.; апелляционный суд:
судьи Сидоренко В.А., Басаев Д.В., Ломако Н.В.),
установил:
первый заместитель прокурора Республики Саха (Якутия), выступающий в интересах городского округа "город Якутск" (далее также - прокурор), обратился в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к департаменту имущественных и земельных отношений окружной администрации города Якутска (ОГРН 1031402045905, ИНН 1435134280, место нахождения: г. Якутск, далее также - департамент) и обществу с ограниченной ответственностью "Высота" (ОГРН 1071435020832, ИНН 1435194970, место нахождения: г. Якутск, далее также - ООО "Высота", общество) о признании недействительным заключенного ответчиками соглашения от 18.06.2018 N 04-4/2018-0097 о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, или государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в частной собственности, и применении последствий недействительности этой сделки.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 1 февраля 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 апреля 2019 года, в удовлетворении иска отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, прокурор обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просил их отменить и направить дело на новое рассмотрение.
В поданной жалобе прокурор сослался на неправильное применение судами норм материального права, на несоответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам и, как следствие, на ошибочность их выводов об отсутствии оснований для признания оспариваемого соглашения недействительным. В частности, прокурор указал на то, что указанное соглашение было заключено ответчиками в отсутствие предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации оснований для перераспределения земель, при наличии указанного в подпункте 9 пункта 9 статьи 39.29 этого Кодекса оснований для отказа в таком перераспределении и имело своей целью не устранение дефектов границ принадлежащего ООО "Высота" земельного участка с кадастровым номером 14:36:106015:21, а увеличение площади этого участка в обход установленных законодательством процедур предоставления земли для целей осуществления на нем строительства многоквартирного жилого дома. Кроме того, прокурор также указал на ошибочность выводов судов об отсутствии нарушения этим соглашением прав и законных интересов муниципального образования и неопределенного круга лиц.
В судебном заседании представитель прокуратуры поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Представитель департамента поддержал позицию прокурора и указал на согласие с предъявленными им требованиями.
Представители ООО "Высота" в представленном отзыве и в устных пояснениях указали на несостоятельность доводов прокурора, в связи с чем просили оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Определение о принятии кассационной жалобы к производству и назначении судебного заседания по ее рассмотрению от 2 июля 2019 года выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, и направлено участвующим в деле лицам посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" (kad.arbitr.ru).
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и отзыве на нее, правильность применения судом первой инстанции и апелляционным судом норм материального и процессуального права, а также соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, департаментом имущественных и земельных отношений окружной администрации города Якутска и ООО "Высота" заключено соглашение о перераспределении земель от 18.06.2018 N 04-4/2018-0097, согласно которому произведено перераспределение принадлежащего обществу на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 14:36:106015:21 площадью 1 200 кв.м из земель населенных пунктов, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Винокурова, д. 26, и смежного с ним земельного участка площадью 2 852 кв.м из земель населенных пунктов, государственная собственность на который не разграничена, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Виноградова, с образованием в результате этого нового земельного участка с кадастровым номером 14:36:106015:487 общей площадью 4 052 кв.м с видом разрешенного использования: под многоэтажную жилую застройку и возникновением у ООО "Высота" права собственности на образованный земельный участок.
По условиям соглашения (пункт 2.2) плата за увеличение площади земельного участка, рассчитанная в соответствии с постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 28.10.2015 N 407 "Об утверждении правил определения размера платы за увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения таких земельных участков и земельных участков, находящихся в собственности Республики Саха (Якутия), земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена" как 15 % от кадастровой стоимости земельного участка, на площадь которого увеличилась площадь принадлежащего обществу исходного земельного участка, составила 1 977 796 рублей 40 копеек.
На основании указанного соглашения 22.06.2018 за ООО "Высота" зарегистрировано право собственности на образованный земельный участок с кадастровым номером 14:36:106015:487 общей площадью 4 052 кв.м.
Как следует из материалов дела, заключению данного соглашения предшествовало принятие окружной администрацией города Якутска распоряжения от 03.04.2018 N 525р о внесении изменений в проект планировки и проект межевания территории квартала "77" города Якутска (в котором находятся названные выше земельные участки) в части размещения 9-этажного многоквартирного жилого дома и обращение ООО "Высота" в администрацию с заявлениями о перераспределении земельных участков (заявление от 03.05.2018) и заключении соответствующего соглашения (заявление от 15.06.2018) с целью осуществления многоэтажного жилого строительства.
Ссылаясь на то, что соглашение от 18.06.2018 N 04-4/2018-0097 заключено ответчиками с нарушением требований земельного законодательства (в отсутствие предусмотренных пунктом 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации оснований для перераспределения земель и при наличии указанного в подпункте 9 пункта 9 статьи 39.29 этого Кодекса основания для отказа в таком перераспределении) и имело своей целью необоснованное предоставление обществу дополнительного земельного участка на льготных условиях без проведения торгов, что нарушает интересы Российской Федерации, муниципального образования и неопределенного круга лиц, прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции и поддержавший его выводы апелляционный суд руководствовались положениями статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 11.2, 39.28, 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации и исходили из отсутствия указанных прокурором оснований для признания оспариваемого соглашения недействительным и отсутствия нарушения в результате его заключения прав и законных интересов муниципального образования.
Между тем данные выводы судов нельзя признать законными и обоснованными.
Так, основания и порядок предоставления государственных и муниципальных земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность за плату регламентированы положениями главы V.1 Земельного кодекса Российской Федерации. Данные нормы в качестве основного способа приватизации земли предусматривают торги, которые проводятся на конкурсной основе, обеспечивающей справедливое и открытое распределение объектов публичной собственности.
Проведение торгов в земельных правоотношениях призвано обеспечить привлечение широкого круга потенциальных арендаторов (собственников), предоставление им равных возможностей на приобретение земельного участка и получение максимальной платы публичным образованием.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.4 Земельного кодекса Российской Федерации при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на аукционе по продаже земельного участка цена такого земельного участка определяется по результатам аукциона или в размере начальной цены предмета аукциона при заключении договора с лицом, подавшим единственную заявку на участие в аукционе, с заявителем, признанным единственным участником аукциона, либо с единственным принявшим участие в аукционе его участником.
Перераспределение земель, находящихся в частной и публичной собственности, регламентируется нормами главы V.4 Земельного кодекса Российской Федерации, применяется в исключительных случаях и реализуется в строгом соответствии с требованиями земельного законодательства.
В частности, подпунктом 2 пункта 1 статьи 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации, на котором ответчики основывали необходимость заключения оспариваемого соглашения о перераспределении земель, предусмотрено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, допускается в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы при условии, что площадь земельных участков, находящихся в частной собственности, увеличивается в результате этого перераспределения не более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков.
Исходя из указанной нормы, целью перераспределения земельных участков является исключение вклинивания, вкрапливания, изломанности границ или чересполосицы существующих земельных участков и приведение их границ в соответствие с утвержденным проектом межевания территории.
В рассматриваемом случае, отказывая в удовлетворении иска, суды основывались на представленном ООО "Высота" заключении кадастрового инженера Алексеева З.Д. от 21.01.2019, в котором указано, что имеет место вклинивание относительно друг друга принадлежащего обществу земельного участка с кадастровым номером 14:36:106015:21 и земельного участка, отображенного в проекте планировки территории и проекте межевания территории с условным номером 5.1 (контур которого полностью соответствует контуру земельного участка с кадастровым номером 14:36:106015:487, образованного в результате перераспределения), а именно - земельный участок с условным номером 5.1 охватывает (включает в себя) земельный участок с кадастровым номером 14:36:106015:21.
Однако, делая данные выводы, суды не учли, что вклинивание представляет собой расположение отдельных частей землепользования, уходящих вглубь другого землепользования, при этом, как указано выше, целью перераспределения является устранение дефектов земельных участков, существовавших до проведения этой процедуры, а не вновь образованных в результате ее проведения (в данном случае таковыми (существовавшими до проведения процедуры перераспределения земельными участками) являлись принадлежащий ООО "Высота" земельный участок с кадастровым номером 14:36:106015:21 и смежный с ним земельный участок из состава земель, государственная собственность не разграничена).
Делая выводы по существу рассматриваемого спора, суды не дали оценки доводу прокурора о том, что предоставление обществу "Высота" в результате произведенного перераспределения дополнительного земельного участка площадью 2 852 кв.м преследовало цель не устранения дефекта границ земельного участка с кадастровым номером 14:36:106015:21, а увеличение общей площади этого земельного участка для осуществления строительства многоквартирного жилого дома.
Между тем указанный довод имеет существенное значение для правильного рассмотрения дела, поскольку, исходя из названных выше норм Земельного кодекса Российской Федерации, процедуры предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам и юридическим лицам и перераспределения земельных участков являются различными правовыми процедурами и имеют разные назначение и сферу применения. При этом процедура перераспределения земельных участков не может преследовать фактическую цель предоставления хозяйствующему субъекту дополнительного земельного участка на льготных условиях (в части цены земли) без проведения торгов, поскольку в противном случае использование этой процедуры может быть расценено в качестве способа обхода закона, что запрещено статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. В подпункте 9 пункта 9 названной статьи в качестве такого основания указано то, что образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 этого Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Отказывая в удовлетворении иска, суды исходили из того, что вовлекаемый в процедуру перераспределения земельный участок площадью 2 852 кв.м, государственная собственность на который не разграничена, не мог быть сформирован в качестве самостоятельного земельного участка и выставлен на торги, поскольку он расположен в территориальной зоне "Ж-6" городского округа "город Якутск", в которой согласно Правилам землепользования и застройки городского округа "город Якутск", утвержденным нормативным правовым актом Якутской городской Думы от 25.12.2013 N 169-НПА, минимальная площадь формируемого земельного участка равна 4 000 кв.м.
Однако указанные выводы судов не соответствуют содержанию Правил землепользования и застройки городского округа "город Якутск", согласно которым территориальная зона "Ж-6" представляет собой зону застройки средне- и многоквартирными жилыми домами и в качестве основных видов разрешенного использования предусматривает не только многоквартирную жилую застройку (с минимальной площадью участка - 4 000 кв.м), но также и среднеэтажную жилую застройку (с минимальной площадью участка - 2 000 кв.м), обслуживание автотранспорта (с минимальной площадью участка - 100 кв.м), амбулаторно-поликлиническое обслуживание, социальное обслуживание, дошкольное, начальное и среднее общее образование (для которых минимальная площадь участка не установлена) и др.
В этой связи выводы судов о невозможности формирования фактически присоединенного к земельному участку ООО "Высота" земельного участка из земель неразграниченной государственной собственности в качестве самостоятельного участка и выставления его на торги являются необоснованными.
По этой же причине являются необоснованными и выводы судов о невозможности применения последствий недействительности оспариваемого соглашения в случае признания его недействительным в виде возвращения сторон в первоначальное положение, а также об отсутствии нарушения в результате заключения этого соглашения прав и законных интересов муниципального образования городского округа "город Якутск" и неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, обжалуемые решение суда первой инстанции и постановление апелляционного суда не могут быть признаны законными и обоснованными, как того требует часть 4 статьи 15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 287 и частями 1 и 2 статьи 288 названного Кодекса подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть изложенное выше, исследовать и оценить все имеющиеся в материалах дела доказательства, а также доводы и возражения участвующих в деле лиц, установить обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, по результатам чего применить подлежащие применению к отношениям сторон нормы материального права и разрешить имеющийся спор.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 1 февраля 2019 года по делу N А58-11373/2018 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 29 апреля 2019 года по тому же делу отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
С.Б. Качуков |
Судьи |
О.Н. Буркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Делая выводы по существу рассматриваемого спора, суды не дали оценки доводу прокурора о том, что предоставление обществу "Высота" в результате произведенного перераспределения дополнительного земельного участка площадью 2 852 кв.м преследовало цель не устранения дефекта границ земельного участка с кадастровым номером 14:36:106015:21, а увеличение общей площади этого земельного участка для осуществления строительства многоквартирного жилого дома.
Между тем указанный довод имеет существенное значение для правильного рассмотрения дела, поскольку, исходя из названных выше норм Земельного кодекса Российской Федерации, процедуры предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам и юридическим лицам и перераспределения земельных участков являются различными правовыми процедурами и имеют разные назначение и сферу применения. При этом процедура перераспределения земельных участков не может преследовать фактическую цель предоставления хозяйствующему субъекту дополнительного земельного участка на льготных условиях (в части цены земли) без проведения торгов, поскольку в противном случае использование этой процедуры может быть расценено в качестве способа обхода закона, что запрещено статьей 10 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того, пунктом 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. В подпункте 9 пункта 9 названной статьи в качестве такого основания указано то, что образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 этого Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 августа 2019 г. N Ф02-3471/19 по делу N А58-11373/2018
Хронология рассмотрения дела:
13.08.2020 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1680/19
17.01.2020 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-11373/18
14.11.2019 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-11373/18
20.08.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3471/19
13.08.2019 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-11373/18
29.04.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1680/19
17.04.2019 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-11373/18
01.02.2019 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-11373/18