город Иркутск |
|
21 августа 2019 г. |
Дело N А19-1336/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 августа 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Кадниковой Л.А., Новогородского И.Б.,
при участии в судебном заседании представителя Центрального Банка Российской Федерации в лице Отделения по Иркутской области Сибирского главного управления Центрального Банка Российской Федерации - Нечитайло Р.И. (доверенность от 23.08.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Кредитного потребительского кооператива "Кредит Евразия" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 марта 2019 года по делу N А19-1336/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2019 года по тому же делу (суд первой инстанции - Луньков М.В., суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Басаев Д.В., Желтоухов Е.В.),
установил:
Кредитный потребительский кооператив "Кредит Евразия" (ОГРН 1116315005069, ИНН 6315637997; г. Иркутск; далее - кооператив) обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Центральному Банку Российской Федерации в лице Отделения по Иркутской области Сибирского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - административный орган) о признании незаконным и отмене постановления N 18-21719/3110-1 от 27.12.2018 по делу об административном правонарушении.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 25 марта 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2019 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, кооператив обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить полностью или в части, в отмененной части принять по делу новый судебный акт.
Согласно доводам кассационной жалобы, административным органом допущено нарушение норм процессуального права, выразившееся в рассмотрении дела об административном правонарушении в отсутствие представителя кооператива, неизвещении кооператива о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении; размер назначенного обществу административного штрафа является чрезмерным, не соответствует тяжести совершенного правонарушения, не отвечает принципам недопустимости чрезмерного ограничения экономических прав лица, привлекаемого к ответственности, и баланса частных и публичных интересов; судами необоснованно не снижен размер штрафа ниже низшего предела, поскольку обстоятельства по делу позволяют назначить штраф в минимальном размере; судами не дана оценка доводам кооператива об исполнении требований предписания административного органа посредством направления отчета о деятельности кооператива через саморегулируемую организацию "Содействие"; кооператив ссылается на возможность освобождения от административной ответственности ввиду малозначительности правонарушения.
В отзыве на кассационную жалобу административный орган просит оставить её без удовлетворения, а обжалуемые судебные акты - без изменения.
В судебном заседании представитель административного органа поддержала доводы отзыва на кассационную жалобу.
Кооператив о времени и месте судебного заседания извещен по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своего представителя в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направил, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в его отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвёртым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, кооперативом в административный орган 31.10.2018 представлен отчет по форме ОКУД 0420820 "Отчет о деятельности кредитного потребительского кооператива" за 9 месяцев 2018 года.
В ходе проверки представленного отчета административным органом установлены нарушения Указания Банка России от 25.07.2016 N 4083-У "О формах, сроках и порядке составления и представления в Банк России документов, содержащих отчет о деятельности и отчет о персональном составе органов кредитного потребительского кооператива" (далее - Указание N 4083-У), а именно: значение показателя по строке 1.12 "остаток денежных средств, в том числе: Раздела II "Балансовые показатели" меньше суммы значений показателей по строкам "1 Наличие денежных средств, в том числе:", "2 Расчетного счета" и "3 Валютные счета", указанных в графе 6 остаток денежных средств на конец последнего квартала отчетного периода" Раздела V "Информация об операциях с денежными средствами"; в разделе IV значение, указанное в строке 21 не равно сумме значений, указанных в графе 5 по строке 1 (1.1 -...) Раздела X; в разделе IV значение, указанное в строке 27 должно быть больше или равно сумме значений, указанных в графе 5 по строке 2 (2.1 -...) Раздела X; в разделе IV в строке 27 указано значение, отличное от нуля, при этом графе 5 строк 2.1 -... Раздела X указаны нулевые значения; значение, указанное в строке 13 "Количество лиц, исключенных из членов кредитного потребительского кооператива за отчетный период, ед., в том числе:" отчета, представленного за текущий отчетный период, должно быть больше или равно значению, указанному в строке 13 "Количество лиц, исключенных из членов кредитного потребительского кооператива за отчетный период, ед., в том числе:" отчета, представленного за предыдущий отчетный период; значение, указанное в строке 13.1 "физических лиц, чел." отчета, представленного за текущий отчетный период, должно быть больше или равно значению, указанному в строке 13.1 "физических лиц, чел." отчета, представленного за предыдущий отчетный период; значение, указанное в строке 18.1.2 "добровольных паевых взносов, тыс. руб." отчета, представленного за текущий отчетный период, должно быть больше или равно значению, указанному в строке 18.1.2 "добровольных паевых взносов, тыс. руб." отчета, представленного за предыдущий отчетный период; значение, указанное в графе 3 "остаток денежных средств на начало последнего квартала отчетного периода" строки 2 "Расчетные счета" отчета представленного за 4 текущий отчетный период, должно быть равно значению, указанному в графе 6 "Остаток денежных средств на конец последнего квартала отчетного периода" строки 2 "Расчетные счета" отчета, представленного за предыдущий отчетный период.
По результатам проверки административным органом в адрес кооператива направлено предписание N Т128-99-2/46462 от 02.11.2018, в котором указано на необходимость в срок не позднее 5 рабочих дней с даты получения предписания устранить выявленные нарушения, направив в административный орган исправленный отчет, а также представить ответ на предписание с приложением документов, подтверждающих исполнение указанных в нем требований.
Согласно информации о размещении в личном кабинете предписание административного органа N Т128-99-2/46462 от 02.11.2018 размещено в личном кабинете кооператива 02.11.2018 и считается полученным 06.11.2018.
Исправленный отчет "Отчет о деятельности кредитного потребительского кооператива" за 9 месяцев 2018 года в установленный срок кооперативом в административный орган не представлен.
По данному факту в отношении кооператива составлен протокол N ТУ25-ЮЛ-18-21719/1020-1 от 12.12.2018 об административном правонарушении, которым бездействие кооператива квалифицировано по части 9 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
По результатам рассмотрения указанного протокола и других материалов дела об административном правонарушении постановлением административного органа N 18-21719/3110-1 от 27.12.2018 кооператив признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, кооператив оспорил его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в бездействии кооператива состава вменяемого ему правонарушения и соблюдении административным органом установленного законодательством порядка привлечения к административной ответственности.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции, признав их законными и обоснованными.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
В силу пункта 2 части 3 статьи 14 Федерального закона от 02.07.2010 N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" (далее - Федеральный закон N 151-ФЗ), Банк России получает от микрофинансовых организаций необходимую информацию об их деятельности, а также бухгалтерскую (финансовую) отчетность, осуществляет надзор за выполнением микрофинансовыми организациями требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, нормативными актами Банка России.
В свою очередь микрофинансовые организации обязаны представлять в Банк России отчетность, в том числе бухгалтерскую (финансовую) отчетность, а также иные документы и информацию, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Форма, сроки, порядок составления и представления отчетности и иных документов и информации микрофинансовыми компаниями и микрокредитными компаниями устанавливаются нормативным актом Банка России (часть 1 статьи 15 Федерального закона N 151-ФЗ).
На основании пунктов 2, 4 Указания N 4083-У, пункта 2.1 Указания Банка России от 03.11.2017 N 4600-У "О порядке взаимодействия Банка России с кредитными организациями, некредитными финансовыми организациями и другими участниками информационного обмена при использовании ими информационных ресурсов Банка России, в том числе личного кабинета" (далее - Указание N 4600-У) кооператив обязан представлять в Центральный Банк отчет о деятельности, в том числе за девять месяцев календарного года в форме электронного документа с усиленной квалифицированной электронной подписью посредством телекоммуникационных каналов связи, в том числе через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет" посредством личного кабинета.
Частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания Банка России.
При рассмотрении настоящего дела судами установлено, что предписание N Т128-99-2/46462 от 02.11.2018 выдано административным органом в пределах своих полномочий в отношении надлежащего лица, содержит законные требования.
Согласно данному предписанию на кооператив возложена обязанность в срок не позднее пяти рабочих дней с даты получения предписания устранить выявленные нарушения Указания N 4083-У, направив в административный орган исправленный отчет, а также представить ответ на предписание с приложением документов, подтверждающих исполнение указанных в нём требований.
Требования предписания в установленный срок кооперативом не исполнены, при этом, как обоснованно указали суды, в материалах дела отсутствуют доказательства осуществления кооперативом действий по направлению необходимых электронных документов в адрес административного органа согласно требованиям пунктов 3.1, 3.2, 3.3, 3.4, 3.5, 3.6 Указания N 4600-У (не предоставлены извещения Банка России о загрузке электронного документа в личный кабинет, о дате регистрации отчета о деятельности кредитного потребительского кооператива за 9 месяцев 2018 года с присвоенным ему входящим номером, либо об ошибке загрузки электронного документа в личный кабинет; отсутствует информация о произошедшем сбое на сайте Банка России).
Поскольку обязанность по исполнению правомерных требований указанного предписания предусматривает взаимодействие с административным органом, в том числе направление кооперативом и отслеживание факта получения электронного документа, отправленного через личный кабинет, арбитражные суды обоснованно признали доказанным наличие в бездействии кооператива события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 19.5 КоАП РФ.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что вышеизложенные выводы судов основаны на оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьёй 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, установлении всех обстоятельств, имеющих значение при рассмотрении настоящего спора, и правильном применении положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения.
Доводы кассационной жалобы о направлении отчета о деятельности кооператива через саморегулируемую организацию "Содействие" отклоняются судом округа, как не опровергающие вышеизложенные выводы судов и не свидетельствующие о своевременном исполнении требований предписания согласно установленному порядку взаимодействия с административным органом.
Заявленные кооперативом доводы о неизвещении его о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, равно как доводы о неправомерном отказе в снижении размера административного штрафа отклоняются судом округа, поскольку получили надлежащую оценку судебных инстанций и не подтверждают ошибочность сделанных ими выводов о соблюдении административным органом предусмотренной КоАП РФ процедуры привлечения к административной ответственности.
Кроме того, согласно сохраняющим силу разъяснениям, изложенным в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Следовательно, соответствующие доводы кассационной жалобы о необходимости применения судами положений статьи 2.9 КоАП РФ подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах, а также ввиду отсутствия нарушений судами норм материального и процессуального права, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 25 марта 2019 года по делу N А19-1336/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 31 мая 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Заявленные кооперативом доводы о неизвещении его о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, равно как доводы о неправомерном отказе в снижении размера административного штрафа отклоняются судом округа, поскольку получили надлежащую оценку судебных инстанций и не подтверждают ошибочность сделанных ими выводов о соблюдении административным органом предусмотренной КоАП РФ процедуры привлечения к административной ответственности.
Кроме того, согласно сохраняющим силу разъяснениям, изложенным в пункте 18.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", оценка вывода арбитражного суда первой и (или) апелляционной инстанции о наличии или отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям исходя из совершенного лицом правонарушения и, как следствие, о возможности или невозможности квалификации такого правонарушения как малозначительного с учетом положений статей 286 и 287 АПК РФ не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции.
Следовательно, соответствующие доводы кассационной жалобы о необходимости применения судами положений статьи 2.9 КоАП РФ подлежат отклонению."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 августа 2019 г. N Ф02-3824/19 по делу N А19-1336/2019