город Иркутск |
|
29 августа 2019 г. |
Дело N А78-14813/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 августа 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 августа 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Клепиковой М.А.,
судей: Звечаровской Т.А., Кушнаревой Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ответчика - Министерства финансов Забайкальского края на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 06 февраля 2019 года по делу N А78-14813/2018 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 06 мая 2019 года по тому же делу (суд первой инстанции - Леонтьев И.В., суд апелляционной инстанции: Оширова Л.В., Барковская О.В., Корзова Н.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Коммунальник+" (ОГРН 1167536052023, ИНН 7508007111, п. Карымское Забайкальского края, далее - ООО "Коммунальник+", истец) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к государственному казенному учреждению "Служба единого заказчика" Забайкальского края (ОГРН 1027501178154, ИНН 7536050020, г. Чита, далее - учреждение) и Забайкальскому краю в лице Министерства финансов Забайкальского края (ОГРН 1087536008108, ИНН 7536095230, г. Чита, далее - министерство) о взыскании задолженности по оплате тепловой энергии в размере 341 949 рублей 29 копеек.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Стройкапитал" (ОГРН 1027501164570, ИНН 7536047740, г. Чита, далее - ООО "Стройкапитал").
Решением Арбитражного суд Забайкальского края от 06 февраля 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06 мая 2019 года, исковые требования к министерству удовлетворены, в удовлетворении исковых требований к учреждению отказано.
Министерство в кассационной жалобе просит обжалуемые судебные акты отменить в части удовлетворения исковых требований, в иске отказать, ссылаясь на нарушение судами норм материального права - пункта 4 статьи 123.22, пункта 1 статьи 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктов 1 и 2 статьи 72, статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также на несоответствие выводов судов обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Заявитель указывает, что услуги теплоснабжения не являлись для истца обязательными, от предоставления которых он не мог отказаться вне зависимости от волеизъявления сторон. Надлежащими ответчиками являются учреждение и Министерство территориального развития Забайкальского края, являющееся в данном случае главным распорядителем бюджетных средств.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение о принятии кассационной жалобы к производству выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие надлежащим образом уведомленных о дате судебного заседания лиц, участвующих в деле.
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов суда о применении норм права установленным им по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с государственным контрактом от 01.08.2016 учреждение являлось заказчиком строительства жилого дома по адресу: Забайкальский край, п. Карымское, ул. Ленинградская, д. 72. Подрядчиком и исполнителем работ - ООО "Стройкапитал". Ресурсоснабжаюшей организацией, оказывающей услуги по поставке тепловой энергии, является ООО "Коммунальник+".
С 26.09.2017 по 28.12.2017 обязанность по оплате за тепловую энергию лежала на подрядчике - ООО "Стройкапитал", с которым был заключен договор поставки тепловой энергии N 82 от 26.09.2017. Указанный период подрядчиком оплачен.
22.12.2017 жилой дом передан учреждению по акту приемки законченного строительством объекта. 26.12.2017 года дом введен в эксплуатацию.
По мнению истца, оплата поставленной тепловой энергии с 29.12.2017 по 09.02.2018 должна быть произведена ответчиками. Расчет выполнен с применением показаний общедомового прибора учета. Спора по объему поставленного ресурса нет.
Суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что учреждение при заключении государственного контракта от 01.08.2016 действовало не в своих интересах, а от имени и в интересах Забайкальского края, который и является стороной в спорных взаимоотношениях.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Отсутствие заключенного между сторонами договора теплоснабжения не является основанием для освобождения ответчика от обязанности оплатить фактически принятую энергию, в соответствии со статьей 544 Гражданского кодекса Российской Федерации;
пунктом 3 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения".
Статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Аналогичное положение приведено в статье 3 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее - Закон N 44-ФЗ), согласно которой государственным заказчиком (лицом, уполномоченным от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации принимать бюджетные обязательства и осуществляющие закупки) могут выступать (в числе иных органов) государственные органы, органы управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение.
Оценив по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства (государственный контракт от 01.08.2016; договор N 82 на поставку тепловой энергии от 26.09.2017; акт приемки объекта от 22.12.2017; разрешение на ввод объекта в эксплуатацию от 26.12.2017; устав учреждения) суды установили, что обязанность по оплате поставленной в жилой дом тепловой энергии лежит на Забайкальском крае как фактическом заказчике строительства. В материалы дела не представлены доказательства заселения дома в спорный период или перечисления денежных средств учреждению из краевого бюджета на отопление дома в зимний период.
Доводы заявителя кассационной жалобы являются необоснованными, исходя из содержания статьи 12 Закона N 44-ФЗ, статьи 125, 126 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положений постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", а также с учетом содержания заключенного государственного контракта и Устава учреждения.
В случаях, когда при заключении государственных контрактов на выполнение подрядных работ для государственных нужд государственные заказчики действуют от имени и в интересах публично-правового образования, должником по обязательствам, вытекающим из таких контрактов, является само публично-правовое образование в лице уполномоченного органа, у которого находятся выделенные для оплаты указанных работ бюджетные средства.
Довод об ином главном распорядителе бюджетных средств отклоняется, поскольку не заявлялся ни в суде первой, ни в суде апелляционной инстанции, соответствующие доказательства о разграничении полномочий структурных подразделений исполнительных органов Забайкальского края не представлялись.
Несогласие заявителя с выводами судов, сделанными исходя из фактических обстоятельств дела и иное толкование норм материального права, не является основанием для отмены судебных актов в порядке главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушение норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение и постановление основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 06 февраля 2019 года по делу N А78-14813/2018 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 06 мая 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Клепикова |
Судьи |
Т.А. Звечаровская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов. Аналогичное положение приведено в статье 3 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее - Закон N 44-ФЗ), согласно которой государственным заказчиком (лицом, уполномоченным от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации принимать бюджетные обязательства и осуществляющие закупки) могут выступать (в числе иных органов) государственные органы, органы управления государственным внебюджетным фондом либо государственное казенное учреждение.
...
Доводы заявителя кассационной жалобы являются необоснованными, исходя из содержания статьи 12 Закона N 44-ФЗ, статьи 125, 126 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, положений постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", а также с учетом содержания заключенного государственного контракта и Устава учреждения."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 29 августа 2019 г. N Ф02-3944/19 по делу N А78-14813/2018