город Иркутск |
|
10 сентября 2019 г. |
Дело N А33-32900/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 10 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Загвоздина В.Д., Левошко А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Кулик А.А.,
с участием судьи Арбитражного суда Красноярского края, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Сысоевой О.В., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарём судебного заседания Бельцовой А.С.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Красноярского края представителя индивидуального предпринимателя Аскерова Адалата Адил оглы Тимошевской М.Б. (доверенность от 17.03.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Аскерова Адалата Адил оглы на решение Арбитражного суда Красноярского края от 15 апреля 2019 года по делу N А33-32900/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 02 июля 2019 года по тому же делу (суд первой инстанции: Фролов Н.Н.; суд апелляционной инстанции: Иванцова О.А., Бабенко А.Н., Юдин Д.В.),
установил:
индивидуальный предприниматель Аскеров Адалат Адил оглы (г. Норильск, ИНН 245700141960, ОГРН 304245723900140, далее - индивидуальный предприниматель Аскеров А.А.) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к муниципальному учреждению администрации г. Норильска (далее - администрация) о признании незаконным действия (бездействие), выразившегося в не включении нестационарного торгового объекта, принадлежащего предпринимателю, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Норильск, в районе пр. Котульского, 3, площадью 91,6 кв.м., в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования г. Норильск, утвержденную постановлением N 353 от 12.09.2018, и оставлении без ответа заявления предпринимателя от 22.10.2018 о включении нестационарного торгового объекта в схему размещения.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 15 апреля 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 02 июля 2019 года решение суда от 15 апреля 2019 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе индивидуальный предприниматель Аскеров А.А. ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям неприменения норм материального права, подлежащих применению, неправильного толкования норм материального права - статьи 26.3.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Правил включения нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях и сооружениях, находящихся в государственной собственности, в схему размещения нестационарных торговых объектов, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.09.2010 N 772; считает необоснованными выводы судов о том, что администрация правомерно не включила нестационарный торговый объект (далее - НТО) в схему размещения НТО; просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель индивидуального предпринимателя Аскерова А.А. поддержала доводы кассационной жалобы.
Администрация о времени и месте судебного заседания извещена по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направила, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 18.02.2015 между Управлением имущества администрации г. Норильска (арендодатель) и индивидуальным предпринимателем Аскеровым А.А. (арендатор) заключен договор N 9373 аренды земельного участка с кадастровым номером 24:55:0402002:51, согласно пункту 1.1 которого на основании распоряжения администрации г. Норильска N 835 от 17.02.2015 администрация предоставила индивидуальному предпринимателю Аскерову А.А. по акту приема-передачи в аренду за плату определенный настоящим договором земельный участок. Срок договора по 01.03.2018.
Нестационарный торговый объект был включён в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования г. Норильск постановлением администрации г. Норильска N 111 от 07.03.2014.
Постановлением администрации г. Норильска N 353 от 12.09.2018 утверждена схема размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования г. Норильск. Постановление не содержит место в схеме под объект индивидуального предпринимателя Аскерова А.А..
Решением Норильского городского суда Красноярского края от 12.12.2018 по делу N 2а-2917/2018, вступившим в законную силу, суд отказал индивидуальному предпринимателю Аскерову А.А. в признании недействительным постановления администрации г. Норильска N 353 от 12.09.2018.
22.10.2018 индивидуальный предприниматель Аскеров А.А. обратился к администрации с заявлением о включении принадлежащего ему нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Норильск, в районе пр. Котульского, 3, площадью 91,6 кв. м, в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования г. Норильск, утвержденную постановлением администрации г. Норильска N 353 от 12.09.2018.
Индивидуальный предприниматель Аскеров А.А., посчитав незаконным бездействие администрации по не включению объекта в схему, оспорил бездействие в Арбитражном суде Красноярского края.
Отказывая индивидуальному предпринимателю Аскерову А.А. в удовлетворении заявленных им требований, суды двух инстанций правомерно исходили из следующего.
Правоотношения сторон возникли в связи с бездействием администрации, не включившей по заявлению индивидуального предпринимателя Аскерова А.А. принадлежащий ему объект в районе пр. Котульского, 3 во вновь утверждённую 12.09.2018 схему НТО.
Согласно частям 1, 3 и 5 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Порядок разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований Красноярского края установлен приказом Министерства промышленности и торговли Красноярского края от 27.11.2013 N 05-95 (далее - Порядок N 05-95).
Согласно пунктам 4, 6 Порядка N 05-95 схема разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в целях повышения доступности товаров для населения. Схема разрабатывается в соответствии с архитектурными, градостроительными, строительными, пожарными, санитарными и экологическими нормами и правилами, правилами продажи отдельных видов товаров, проектами планировки и благоустройства территории муниципального образования.
Схема утверждается правовым актом органа местного самоуправления, принимаемым в порядке, установленном уставом муниципального образования (пункт 9 Порядка N 05-95), что явилось основанием для обращения индивидуального предпринимателя Аскерова А.А. в Норильский городской суд с административным иском к администрации о признании недействительным названного постановления администрации от 12.09.2018.
Как было установлено судом по вышеуказанному делу, земельный участок под нестационарным торговым объектом по адресу: г. Норильск, район Центральный, в районе пр. Котульского, д. 3, расположен в охранной зоне объектов инженерной инфраструктуры, а часть строения размещена на вводном коллекторе, в котором находятся трубопроводы к многоквартирному дому, что является препятствием для проведения ремонтных и аварийно-спасательных работ.
Решением Норильского городского суда Красноярского края от 12.12.2018 по делу N 2а-2917/2018, вступившим в законную силу, было отказано в удовлетворении заявленного требования, при этом суд отметил, что оспариваемым правовым актом права административного истца не нарушаются, поскольку схема размещения нестационарных торговых объектов является обезличенным правовым актом, в связи с чем права у определенного лица в отношении места размещения объекта под определенным номером возникают только при наличии действующего договора на размещение временного сооружения, исключение из схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования г. Норильска нестационарного торгового объекта не может расцениваться как нарушение прав административного истца на осуществление предпринимательской деятельности, поскольку при прекращении законных оснований для размещения временных сооружений на спорных местах положения пункта "б" статьи 10 Федерального закона от 29.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" неприменимы.
Норильский городской суд признал необоснованными доводы административного истца в части отсутствия у административного ответчика правовых оснований для отмены ранее действующей схемы, поскольку в соответствии с Порядком разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов органами местного самоуправления муниципальных образований схема разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления (пункт 4 Порядка). В условиях, когда органом местного самоуправления разработана и утверждена новая Схема, действие ранее действующей Схемы обосновано прекращено.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суды по настоящему делу непосредственно не исследовали доказательства по делу, основывались лишь на выводах Норильского городского суда по вышеуказанному делу, чем нарушили требования части 1 статьи 10, части 3 статьи 69, части 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Между тем, как усматривается из материалов дела, суды двух инстанций постановили выводы по настоящему делу, основываясь на оценке имеющихся в деле доказательств по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судами восприняты выводы Норильского городского суда, который признал законными действующую схему размещения нестационарных торговых объектов и не включение в нее места размещения по адресу: г. Норильск, район Центральный, в районе пр. Котульского, д. 3, где ранее располагался нестационарный объект предпринимателя.
В свою очередь, суды по настоящему делу также правомерно признали, что у администрации отсутствовали основания для включения принадлежащего заявителю нестационарного торгового объекта, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Норильск, в районе пр. Котульского, 3, площадью 91,6 кв. м, в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории муниципального образования г. Норильск, утвержденную постановлением администрации N 353 от 12.09.2018.
Все иные доводы кассационной жалобы, по существу, направлены на переоценку данных выводов и не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, на неверное толкование которых указано в кассационной жалобе.
Заявитель кассационной жалобы считает, что такие основания для исключения мест размещения НТО из схемы как прекращение договора аренды земельного участка, нарушение правил торговли, размещение НТО в охранной зоне инженерных сетей не предусмотрены.
Между тем указанные выше вопросы были разрешены судом общей юрисдикции в рамках рассмотренного им дела.
В данном случае индивидуальным предпринимателем Аскеровым А.А. заявлено требование, направленное на включение принадлежащего ему объекта по адресу пр. Котульского, д.3, в схему НТО.
В этой связи суды по настоящему делу правомерно исходили из того, что схема размещения нестационарных торговых объектов не содержит информации о конкретных нестационарных торговых объектах (принадлежащих конкретным хозяйствующим субъектам) и не закрепляет права субъекта хозяйственной деятельности на конкретное место, указанное в схеме, а предусматривает лишь возможные места размещения нестационарных торговых объектов. Заявитель не обосновал со ссылкой на нормы действующего законодательства, что в схему подлежит включению принадлежащий ему конкретный нестационарный объект.
Суды верно признали, что бездействие администрации не нарушает права индивидуального предпринимателя Аскерова А.А. в сфере предпринимательской деятельности, так как предприниматель не доказал невозможность осуществления такой деятельности по иному адресу.
Поскольку доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, то в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не могут быть учтены судом кассационной инстанции как не входящие в предмет проверки суда данной инстанции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 15 апреля 2019 года по делу N А33-32900/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 02 июля 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно частям 1, 3 и 5 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов. Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Схема размещения нестационарных торговых объектов и вносимые в нее изменения подлежат опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещению на официальных сайтах органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 10 сентября 2019 г. N Ф02-4219/19 по делу N А33-32900/2018