город Иркутск |
|
17 сентября 2019 г. |
Дело N А78-14525/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Ананьиной Г.В., Левошко А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Кулик А.А.,
с участием судьи Арбитражного суда Забайкальского края, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Алфёрова Д.Е., при ведении протокола отдельного процессуального действия помощником судьи Емельяновой Н.С.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Забайкальского края представителей Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю Кочневой Е.А. (доверенность от 19.08.2019); государственного казенного учреждения "Служба единого заказчика" Жилиндиной В.А. (доверенность от 24.07.2019), в Арбитражном суде Восточно-Сибирского округа представителя акционерного общества "Труд" (далее - общество) Глебец Е.В. (доверенность от 01.01.2019 N 85),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федерального казначейства по Забайкальскому краю на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 17 апреля 2019 года по делу N А78-14525/2018, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 25 июня 2019 года по тому же делу (суд первой инстанции: Судакова Ю.В.; суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Ломако Н.В., Сидоренко В.А.),
установил:
Государственное казенное учреждение "Служба единого заказчика" Забайкальского края (далее - ГКУ "Служба единого заказчика", учреждение) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Забайкальскому краю (далее - УФК по Забайкальскому краю, Управление) о признании недействительным предписания N 18-2/17 от 08.08.2018.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Министерство территориального развития Забайкальского края, Федеральное казенное учреждение "Центр по обеспечению деятельности казначейства России", в лице Межрегионального филиала Федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности казначейства России", общество с ограниченной ответственностью "Мостремстрой", общество с ограниченной ответственностью "Звезда" (далее - ООО "Звезда"), акционерное общество "Труд" (далее - АО "Труд"), Правительство Забайкальского края, Федеральное дорожное агентство.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 17 апреля 2019 года заявленные требования удовлетворены частично. Суд первой инстанции признал недействительным предписание УФК по Забайкальскому краю N 18-2/17 от 08.08.2018 как несоответствующее Бюджетному кодексу Российской Федерации, в части: взыскания с ООО "Звезда" и возврате в федеральный бюджет (Федеральное дорожное агентство) денежных средств в размере 58 999,35 рублей, перечисленных за фактически невыполненные работы по государственному контракту N Ф.2016.103014 от 07.06.2016; взыскания с АО "Труд" и возврате в федеральный бюджет (Федеральное дорожное агентство) денежных средств в размере 794 688,32 рублей, перечисленных за фактически невыполненные работы по государственному контракту N 2015.422555 от 27.11.2015, в остальной части заявленных требований отказано.
Суд обязал УФК по Забайкальскому краю устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленном законом порядке.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 25 июня 2019 года решение суда от 17 апреля 2019 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе УФК по Забайкальскому краю ставит вопрос о проверке законности судебных актов в части признания предписания недействительным; полагает, что суды неправильно применили часть 1 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учёте", пункт 1 статьи 702, пункт 1 статьи 711 Гражданского кодекса Российской Федерации, подпункт "б" пункта 22 постановления Правительства Российской Федерации от 18.05.2009 N 427 "О порядке проведения проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, финансирование которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в уставных (складочных) капиталах составляет более 50 процентов" (далее - постановление N 427; указывает на то, что оспариваемое предписание не нарушает права и законные интересы учреждения, так как возлагает на него обязанность исполнить требования действующего законодательства в части соблюдения условий предоставления и использования средств федерального бюджета на строительство автомобильной дороги; просит судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе учреждению в удовлетворении заявленных им требований в полном объёме.
В отзывах на кассационную жалобу учреждение, АО "Труд" считают доводы кассационной жалобы несостоятельными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель УФК по Забайкальскому краю поддержала доводы кассационной жалобы.
Представители учреждения, АО "Труд" просят оставить судебные акты без изменения.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзывов относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании приказа N 376-0 от 28.04.2018 "О назначении проведения плановой выездной проверки в Государственном казенном учреждении "Служба единого заказчика" Забайкальского края", пункта 3 Плана контрольных мероприятий УФК по Забайкальскому краю на 2018 год, п. 4, 18, 29 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 N 1092, Управлением была проведена выездная проверка ГКУ "Служба единого заказчика".
Проведенной проверкой выявлены нарушения бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из бюджета, государственных (муниципальных) контрактов.
По результатам проверки составлен акт от 29.06.2018 и выдано предписание N 18-2/17.
ГКУ "Служба единого заказчика" оспорило предписание в Арбитражном суде Забайкальского края.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края предписание было признано недействительным в следующей части: пункта 2 - взыскать с ООО "Звезда" и вернуть средства в сумме 70 957,47 руб. в федеральный бюджет (Федеральное дорожное агентство), перечисленные за фактически невыполненные работы по государственному контракту от 07.06.2016 N Ф.2016.103014 (КБК 108 2 18 25390 01 1002 151); пункта 3 - взыскать с АО "Труд" и вернуть средства в сумме 794 688,32 руб. в федеральный бюджет (Федеральное дорожное агентство), перечисленные за фактически невыполненные работы по государственному контракту от 27.11.2015 N 2015.422555 (КБК 108 2 18 25390 01 1002 151).
Суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Выводы судов в названной части предписания основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах и, вопреки доводам кассационной жалобы, постановлены при правильном применении норм материального и процессуального права.
Применительно к установленной предписанием обязанности учреждения взыскать с ООО "Звезда" средства 70 957,47 рублей, перечисленные за фактически невыполненные работы по государственному контракту, суды посчитали недоказанной названную обязанность.
При этом суды исходили из того, что в силу части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Управление не доказало, что стоимость работ в размере 56 808,74 рубля неправомерно оплачена учреждением.
Судами установлено, что действительно работы "Укладка железобетонных напорных труб диаметром: 1600 мм" при реконструкции мостового перехода через ручей на км. 555 автомобильной дороги Улан-Удэ - Романовка Чита в Читинском районе Забайкальского края должны оплачиваться по расчетам на основании Государственных сметных нормативов Федеральные единичные расценки на строительные и специальные строительные работы ФЕР 81-02-30-2001 Сборник 30. Мосты и трубы.
Как указали суды, Управление не представило доказательств того, что применение при расчете стоимости данных работ по сметным нормативам ФЕР сборника 22 вместо сметных нормативов ФЕР сборника 30, привело к излишней стоимости оплаченных работ; кроме того, фактически работы выполнены и приняты заказчиком.
По мнению заявителя кассационной жалобы, подробный расчёт завышения стоимости принятых к оплате и оплаченных работ представлен в ведомости перерасчёта по принятой расценке ФЕР-30.
Между тем, данный довод кассационной жалобы направлен на переоценку вышеуказанных выводов судов. Учреждение в отзыве на кассационную жалобу отмечает, что работы, указанные в ФЕР-30, не могли им выполняться. Данная позиция заказчика заявителем кассационной жалобы не опровергнута и не может быть установлена в суде кассационной инстанции.
Не нашло подтверждения в материалах дела и завышение стоимости принятых к оплате работ по сверлению установками алмазного бурения в железобетонных конструкциях для крепления металлического экрана на опорах по ФЕР46-03-001-01 "Сверление установками алмазного бурения в железобетонных конструкциях вертикальных отверстий глубиной 200 мм диаметром: 20 мм" в количестве 47 шт. и 21 шт., соответственно, общей стоимостью 2 190,61 руб.
Как посчитали суды, действительно, в положительном заключении на проектную документацию от 27.12.2013 N 75-1-5-0147-13 не содержится сведений о достоверности или недостоверности определения сметной стоимости указанных работ.
Между тем, в результате корректировки проектной документации в части замены свайного фундамента на сплошную железобетонную плиту, внесены изменения в сводный сметный расчет, локальные сметные расчеты N 01-02-02 "подготовительные работы моста", N 02-04-09 "Мост", N 02-07-12 "Сопряжение моста с насыпью". Таким образом, как установили суды, сметная документация была откорректирована и вторично представлена в составе проектной документации на повторную экспертизу, по результатам которой дано положительное заключение на проектную документацию и результаты инженерных изысканий от 19.10.2016 N 75-1-1-3-0057-16. Положительное заключение выдано ГАУ "Госэкспертиза Забайкальского края" Министерства территориального развития Забайкальского края.
Доводы Управления о том, что локальные сметные расчеты составлены в сметно-нормативной базе 2001 в редакции 2009, которая на момент повторной подачи была исключена из федерального реестра сметных нормативов, судами были отклонены, поскольку это не следует из положительного заключения на проектную документацию и результаты инженерных изысканий от 19.10.2016 N 75-1-1-3-0057-16, выданного ГАУ "Госэкспертиза Забайкальского края" Министерства территориального развития Забайкальского края, и само по себе не свидетельствует о том, что данные работы оплачены неправомерно в большем размере, чем следовало оплатить при надлежащем применении сметных нормативов более позднего периода.
Доводы заявителя кассационной жалобы применительно к данным выводам судов состоят в том, что в силу положений постановления Правительства от 18.05.2009 N 427 заключение экспертизы проектной документации от 27.12.2013 N 75-1-0147-13 не является положительным заключением о проверке определения достоверности сметной стоимости, и рассматриваться не может, повторное заключение экспертизы от 19.10.2016 N 75-1-3-0056-16 также не имеет силы положительного заключения о проверке достоверности сметной стоимости. Следовательно, по мнению заявителя, акты выполненных работ сформулированы с применением расценки, указанной в сметной документации, не имеющей положительного заключения о проверке достоверности сметной стоимости.
Данные доводы не могут быть учтены судом кассационной инстанции как направленные на переоценку соответствующих выводов судов; кроме того, необходимость применения установок алмазного бурения документально не опровергнута.
Суды двух инстанций также не согласились с законностью пункта 3 предписания, признав, что ГКУ "Служба единого заказчика" в 2016-2017 гг. правомерно приняты и оплачены работы по реконструкции автомобильной дороги Краснокаменск - Мациевская на участке км. 74+000 - км. 81 + 200 в части объемов работ по устройству дорожной одежды, и оснований для взыскания с АО "Труд" суммы 794 688, 32 рубля в федеральный бюджет не имеется.
Как установили суды, государственным контрактом от 27.11.2015 предусмотрено, что подрядчиком должны выполнятся требования к качеству асфальтобетонных смесей и асфальтобетонного покрытия, регламентированные СНиП 3.06.06-85.
СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги" введен в действие 01.01.1986.
Так, в СНиП 3.06.03-85 "Автомобильные дороги" Приложение 2 (обязательное). Оценка качества строительно-монтажных работ при строительстве автомобильных дорог. 5. Оценка качества строительно-монтажных работ, выполненных за определенный период времени. Таблица "Параметры, используемые при оценке качества строительно-монтажных работ, и условия их оценки", в пункте 2.3.1 установлено с результатом "хорошо", толщина слоя Асфальтобетонные основания и покрытия Не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений в пределах от минус 15 до 20 мм остальные - до +/- 10 мм.
Действительно, как признали суды, приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 16.12.2016 N 988/пр утверждены Изменения N 1 к СП 78.13330.2012 "СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги", вступившие в силу с 17.06.2017.
СП 78.13330.2012 установлены Параметры, используемые при оценке качества строительно-монтажных работ, и условия их оценки приведены в таблице А.1., где в п. 3.1 Основания и покрытия асфальтобетонные и цементобетонные установлено значение нормативного требования: не более 10% результатов определений могут иметь отклонения от проектных значений до мм, остальные до мм.
Оценивая результаты исследования контрольных образцов (кернов), содержащиеся в протоколах испытаний, суды сделали обоснованный вывод о том, что вырубки, взятые ООО "НТЦ Эксим М" из асфальтового покрытия, свидетельствуют о его соответствии требованиям СНиПа 3.06.03-85 "Автомобильные дороги" по толщине слоя с учётом установленных параметров отклонения.
По мнению заявителя кассационной жалобы, согласно данным актов формы КС-2 оплачены строительные материалы, в частности, асфальтобетонные смеси в соответствии с проектными показателями, без учёта имеющихся отклонений.
Между тем, судами было установлено и не опровергнуто в кассационной жалобе, что подрядчик (АО "Труд") осуществлял строительство в соответствии с нормативами, закреплёнными в приложении N 4 к государственному контракту, отступления по толщине слоя асфальтового покрытия имели место в допустимых пределах, в связи с чем оплата строительных материалов правомерно было осуществлена учреждением в соответствии с проектными показателями.
Иные доводы кассационной жалобы направлены исключительно на переоценку установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств (в частности, полноты и обоснованности заключения экспертов ООО "НТЦ "Эксим"), что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Неправильного применения судами норм материального права или нарушений требований норм процессуального права не установлено.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Забайкальского края и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 17 апреля 2019 года по делу N А78-14525/2018, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 25 июня 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.