город Иркутск |
|
12 июля 2019 г. |
Дело N А78-15644/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 июля 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 июля 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Загвоздина В.Д., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя Государственного учреждения - Забайкальского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Рыжкиной Е.И. (доверенность N 18 от 22.04.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Забайкальского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 26 декабря 2018 года по делу N А78-15644/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2019 года по тому же делу (суд первой инстанции - Судакова Ю.В., суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Сидоренко В.А., Никифорюк Е.О.),
установил:
Федеральное казенное учреждение "Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Забайкальскому краю" (Филиала N 1) (ОГРН 1105015001167, ИНН 7536115616, далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю Ермоленко Татьяне Сергеевне (далее - судебный пристав-исполнитель), к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Забайкальскому краю (далее - управление), к Межрайонному отделу по исполнению особо важных исполнительных производств УФССП России по Забайкальскому краю (далее - межрайонный отдел) о признании незаконным постановления об окончании исполнительного производства от 24.07.2018.
Дело рассмотрено с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Государственного учреждения - Забайкальское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд).
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 26 декабря 2018 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2019 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с судебными актами, Фонд обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
По мнению заявителя кассационной жалобы, проведение мер по обеспечению безопасных условий труда работников является установленной законом обязанностью работодателя и не может быть поставлена в зависимость от каких-либо факторов, в том числе решения страховщика о направлении страхователями части сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма. Фонд считает решение суда по делу N А78-11957/2016 исполненным, издан приказ о финансовом обеспечении в 2017 году предупредительных мер, страхователю разрешено направить на финансовое обеспечение предупредительных мер сумму средств в соответствии с согласованным планом финансового обеспечения, в связи с чем полагает постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства законным.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением заместителя председателя суда округа от 03 июля 2019 года в составе судей, рассматривающих кассационную жалобу, произведена замена: председательствующий судья Сонин А.А. заменен на судью Ананьину Г.В. на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Фонда доводы кассационной жалобы поддержал.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Проверив соответствие выводов судов установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на жалобу, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Забайкальского края от 21 ноября 2016 года по делу N А78-11957/2016, оставленным без изменения судами апелляционной и кассационной инстанций, признан незаконным приказ отделения Фонда от 10 августа 2016 года N 1447, которым учреждению было отказано в финансовом обеспечении в 2016 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя на основании плана на сумму 102 365 рублей (оценка условий труда по войсковым частям, обучение по охране труда, приобретение аптечек для оказания первой медицинской помощи), на Фонд возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и законных интересов заявителя в порядке, установленном действующим законодательством.
Суды пришли к выводу о представлении полного пакета документов и соблюдении учреждением предусмотренных Правилами финансового обеспечения предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортного лечения работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, утвержденными Приказом Минтруда России от 10.12.2012 N 580н (далее - Правила N 580н), требований и условий для финансового обеспечения предупредительных мер, указав, что действия Фонда по отказу в финансовом обеспечении могут привести к ситуации, при которой работники войсковых частей, ФКДОУ "Детский сад N 64", за которых уплачены страховые взносы, фактически будут лишены гарантированной социальной защиты, что противоречит основным принципам и смыслу законодательства о социальном страховании.
Арбитражным судом Забайкальского края по делу N А78-11957/2016 выдан исполнительный лист от 07 марта 2017 года серии ФС N 012625623, на основании которого судебным приставом-исполнителем в отношении Фонда возбуждено исполнительное производство от 28.04.2018.
Письмом от 08.06.2018 N 04-17/7504-8353 Фондом сообщено судебному приставу-исполнителю, что во исполнение решения арбитражного суда приказом Фонда от 02.05.2017 N 502 отменен признанный незаконным приказ N 1447 от 10.08.2016 и в соответствии с приказом от 18.12.2017 N 1716 "О финансовом обеспечении в 2017 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя" взыскателю разрешено направить на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в Фонд в 2017 году в размере 102 365 рублей (согласованный план финансовых мероприятий).
На основании поступивших документов судебный пристав-исполнитель пришел к выводу об исполнении требований исполнительного документа, в связи с чем постановлением от 24.07.2018 исполнительное производство N 6621/18/75031-ИП было окончено.
Учреждение оспорило постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об отсутствии у судебного пристава-исполнителя законных оснований для окончания исполнительного производства и незаконности оспариваемого постановления.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает судебные акты не подлежащими отмене в силу следующего.
Согласно статье 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц, подлежат безусловному исполнению на всей территории Российской Федерации и поэтому не требуют подтверждения иными органами.
Согласно статье 2 Федерального закона 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон N 229-ФЗ) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов.
Статьей 47 Закона N 229-ФЗ установлено, что исполнительное производство оканчивается судебным приставом-исполнителем, в том числе в случае фактического исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
Как установлено судами, исполнительное производство возбуждено судебным приставом-исполнителем на основании исполнительного листа, выданного арбитражным судом по вступившему в законную силу решению по делу N А78-11957/2016, которым признан незаконным приказ отделения Фонда от 10.08.2016 N 1447 об отказе учреждению в финансовом обеспечении в 2016 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя на основании плана на сумму 102 365 рублей и на Фонд возложена обязанность устранить допущенное нарушение в порядке, установленном действующим законодательством.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний является видом социального страхования и предусматривает, в том числе обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 18 Закона N 125-ФЗ страховщик имеет право принимать решение о направлении страхователями в размере, определяемом ежегодно федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год, части сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется в соответствии с правилами, утверждаемыми в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил N 580н финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации на текущий финансовый год.
Финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется страхователем за счет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежащих перечислению в установленном порядке страхователем в фонд в текущем финансовом году.
Решение о финансовом обеспечении предупредительных мер принимается Фондом на основании поданного заявления при представлении страхователем комплекта документов (пункты 4, 8, 9 Правил N 580н).
Страхователь ведет в установленном порядке учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов и ежеквартально представляет в Фонд отчет об их использовании. После завершения запланированных мероприятий страхователь представляет в Фонд документы, подтверждающие произведенные расходы (пункт 12 Правил N 580н).
Таким образом, как правильно указано судом первой инстанции, финансовое обеспечение предупредительных мер фактически выражается в том, что при положительном решении заявитель уменьшает подлежащую уплате сумму страховых взносов на сумму финансового обеспечения предупредительных мер в текущем финансовом году.
Как установлено судами и следует из материалов дела, во исполнение решения суда по делу N А78-11957/2016 Фондом вынесен приказ N от 18.12.2017 N 1716 "О финансовом обеспечении в 2017 году предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников страхователя", которым взыскателю разрешено направить в 2017 году на финансовое обеспечение предупредительных мер сумму средств в размере 102 365 рублей в соответствии с согласованным планом финансового обеспечения.
В данном случае, как обоснованно указано судом, надлежащее исполнение требований исполнительного листа, выданного по делу N А78-11957/2016, заключается не в формальном вынесении отделением Фонда приказа об отмене ранее признанного незаконным судом приказа и приказа о финансовом обеспечении, а в предоставлении учреждению возможности уменьшить подлежащую уплате в 2017 году сумму страховых взносов (на дату предоставления финансового обеспечения) и направить такую сумму на финансовое обеспечение предупредительных мер в соответствующем текущем финансовом году.
Однако в рассматриваемом случае взыскатель не смог сумму страховых взносов в 2017 году уменьшить в пределах предоставленного финансового обеспечения в размере 102 365 рублей согласно приказу от 18.12.2017 N 1716 и направить их на финансирование предупредительных мероприятий согласно плану финансового обеспечения 2016 года. Формальный подход Фонда не предполагает возможным фактическую реализацию предоставленного финансового обеспечения согласно приказу от 18.12.2017 N 1716 с учетом даты его принятия и исполнения всех мероприятий в соответствии с согласованным планом финансового обеспечения 2016 года в текущем 2017 году, соответственно не свидетельствует об исполнении требований исполнительного листа, выданного по делу N А78-11957/2016, в полном объеме в целях восстановления прав и законных интересов страхователя.
На основании указанного, суды пришли к правильному выводу о том, что у судебного пристава-исполнителя не было законных оснований для вывода о надлежащем исполнении исполнительного документа и принятия постановления об окончании исполнительного производства.
При таких обстоятельствах Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что доводы, изложенные в кассационной жалобе, фактически направлены на переоценку выводов судов относительно обстоятельств по данному делу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебных актов по делу, Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 26 декабря 2018 года по делу N А78-15644/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11 марта 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
В.Д. Загвоздин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 18 Закона N 125-ФЗ страховщик имеет право принимать решение о направлении страхователями в размере, определяемом ежегодно федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год, части сумм страховых взносов на финансовое обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников и санаторно-курортное лечение работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами. Финансовое обеспечение указанных мероприятий осуществляется в соответствии с правилами, утверждаемыми в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 2 Правил N 580н финансовое обеспечение предупредительных мер осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных бюджетом Фонда социального страхования Российской Федерации на текущий финансовый год.
...
Решение о финансовом обеспечении предупредительных мер принимается Фондом на основании поданного заявления при представлении страхователем комплекта документов (пункты 4, 8, 9 Правил N 580н).
Страхователь ведет в установленном порядке учет средств, направленных на финансовое обеспечение предупредительных мер в счет уплаты страховых взносов и ежеквартально представляет в Фонд отчет об их использовании. После завершения запланированных мероприятий страхователь представляет в Фонд документы, подтверждающие произведенные расходы (пункт 12 Правил N 580н)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12 июля 2019 г. N Ф02-2641/19 по делу N А78-15644/2018