город Иркутск |
|
24 сентября 2019 г. |
Дело N А74-19727/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Левошко А.Н., Шелёминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Волковой Е.В.,
при участии в судебном заседании представителей прокуратуры Республики Хакасия Шандаковой Н.А. (доверенность от 16.01.19, удостоверение), общества с ограниченной ответственностью "Консультационная служба "Налоги. Бизнес. Право" Конгарова П.С. (доверенность от 25.03.19),
рассмотрев в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Хакасия кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Консультационная служба "Налоги. Бизнес. Право" на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 25 марта 2019 года по делу N А74-19727/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 июня 2019 года по тому же делу (суд первой инстанции - Бова Л.В., суд апелляционной инстанции: Бабенко А.Н.. Иванцова О.А., Юдин Д.В.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Консультационная служба "Налоги.Бизнес.Право" (ОГРН: 1031900517076, ИНН:1901053070, далее - общество, ООО "КС "Налоги. Бизнес. Право") обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением к прокуратуре города Абакана (далее - прокуратура г. Абакана) о признании недействительным представления об устранении нарушений законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма от 28 сентября 2018 года N 7-34-2018.
Определением от 25 января 2019 года арбитражным судом к участию в деле привлечена прокуратура Республики Хакасия.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 25 марта 2019 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 июня 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
ООО "КС "Налоги. Бизнес. Право" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, считает, что судами неправильно применены нормы материального права.
По мнению заявителя кассационной жалобы, требования пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ) не распространяются на деятельность общества, поскольку оно не осуществляет от имени или по поручению своего клиента операции с денежными средствами или иным имуществом; данные требования не обладают превентивным характером; полагает, что возложение дополнительных обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством, является прямым нарушением прав и законных интересов заявителя, поскольку влечет за собой дополнительные затраты на их исполнение.
В отзыве на кассационную жалобу прокуратура города Абакана соглашается с обжалуемыми судебными актами, считает, что доводы обществом основаны на неверном толковании норм материального права, просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель общества поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель прокуратуры Республики Хакасия возражал против заявленных доводов кассационной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Прокуратура города Абакана о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (определение, выполненное в форме электронного документа и подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), явку в судебное заседание не обеспечили, законных представителей не направили, в связи с чем, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, во исполнение распоряжения прокуратуры Республики Хакасия от 29.06.2018 N 90/20р о принятии мер к исполнению мероприятий, предусмотренных протоколом совместного с Росфинмониторингом совещания с участием правоохранительных, контрольных и надзорных органов Сибирского федерального округа от 28.03.2018 N 12 "О подготовке к четвертому раунду взаимных оценок Группы разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) в Сибирском федеральном округе", в том числе рассмотрение вопроса проведения проверочных мероприятий в сфере противодействия отмыванию доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в отношении субъектов статьи 7.1 Закона N 115-ФЗ, а именно: аудиторских организаций, организаций, предоставляющих бухгалтерские услуги, и организаций, предоставляющих юридические услуги, прокуратурой города Абакана проведена проверка исполнения указанными хозяйствующими субъектами законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, направлены запросы хозяйствующим субъектам (аудиторским организациям, организациям, предоставляющим бухгалтерские услуги, и организациям, предоставляющим юридические услуги) о предоставлении информации и документов, в том числе 20.09.2018 направлен запрос ООО "КС "Налоги. Бизнес. Право", ответ по которому поступил 27.09.2018.
По результатам проведенной проверки прокуратурой города Абакана установлено, что согласно сведениям ЕГРЮЛ общество осуществляет, в том числе, деятельность по оказанию услуг в области бухгалтерского учета, проведению финансового аудита, налоговому консультированию, выявлены нарушения, предусмотренные пунктом 2 статьи 7 и пунктом 1 статьи 7.1. Закона N 115-ФЗ: не разработаны правила внутреннего контроля, не назначены специальные должностные лица, ответственные за реализацию правил внутреннего контроля, не приняты иные внутренние организационные меры в указанных целях, тем самым не обеспечены цели предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, предусмотренные Законом N 115-ФЗ.
По факту выявленных нарушений, прокуратурой города Абакана в адрес общества вынесено представление от 28.09.2018 N 7-34-2018 об устранении нарушений законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Не согласившись с указанным представлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о законности и обоснованности оспариваемого представления.
Суд округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе, руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Защита прав и законных интересов граждан, общества и государства путем создания правового механизма противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения является целью правового регулирования Закона N 115 -ФЗ.
Согласно статье 4 Закона N 115-ФЗ одной из мер, направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения, служит организация и осуществления внутреннего контроля.
В соответствии со статьей 3 Закона N 115-ФЗ под внутренним контролем понимается деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма. Под организацией внутреннего контроля понимается совокупность принимаемых организациями-субъектами контроля мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля. Под осуществлением внутреннего контроля понимается реализация правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2012 N 667 утверждены требования к правилам внутреннего контроля (далее - Требования).
В силу пункта 3 Требований правила внутреннего контроля являются документом, регламентирующим организационные основы работы, направленной на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; устанавливают обязанности и порядок действий руководителя организации, работников организации; определяют сроки выполнения обязанностей в целях осуществления внутреннего контроля, а также лиц, ответственных за их реализацию.
В соответствии с пунктом 4 Требований, правила внутреннего контроля включают в себя, в том числе, следующие программы осуществления внутреннего контроля: идентификации клиентов, представителей клиентов и (или) выгодоприобретателей, а также бенефициарных владельцев; документального фиксирования информации; хранения информации и документов, полученных в результате реализации программ осуществления внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, определены статьей 5 Закона N 115-ФЗ.
Согласно пункту 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7.1 Закона N 115-ФЗ требования в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации распространяются на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, основным видом деятельности ООО "КС "Налоги. Бизнес. Право" согласно данным из ЕГРЮЛ, является оказание услуг в области бухгалтерского учета, проведение финансового аудита, налоговое консультирование, что обществом не оспаривается.
Судами обоснованно указано, что заявитель не относится к организациям, поименованным в статье 5 Закона N 115-ФЗ.
Вместе с тем, как верно отмечено судами, с учетом положений пункта 2 статьи 7, пункта 1 статьи 7.1, статьи 3 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических и бухгалтерских услуг, обязаны разработать правила внутреннего контроля, а также назначить специальное должностное лицо, ответственное за реализацию правил внутреннего контроля.
В нарушение указанных норм Закона N 115-ФЗ обществом не разработаны правила внутреннего контроля, не назначены специальные должностные лица, ответственные за реализацию правил внутреннего контроля, а также не приняты иные внутренние организационные меры в указанных целях, что не обеспечивает цели предупреждения, выявления и пресечения деяний, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и финансированием распространения оружия массового уничтожения, предусмотренных Законом.
Оценив согласно требованиям статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон, правильно применив положения Закона N 115-ФЗ, суды пришли к мотивированному выводу о законности оспариваемого представления, выданного обществу об устранении нарушений законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Довод ООО "КС "Налоги. Бизнес. Право" о том, что деятельность общества не попадает под действие пункта 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ, поскольку оно не совершает операции с денежными средствами или иным имуществом, перечисленные в пункте 1 статьи 7.1 Закона N 115-ФЗ, правомерно отклонен судами как основанный на неверном толковании правовых норм. Суды верно указали, что в силу прямого указания пункта 1 статьи 7.1 Закона N 115-ФЗ на общество распространяется действие пункта 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ, поскольку обществом осуществляется деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг и фактическое осуществление операций с денежными средствами или иным имуществом правового значения не имеет.
Приведенные ООО "КС "Налоги. Бизнес. Право" в кассационной жалобе доводы ранее заявлялись при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального права, направлены на переоценку доказательств и установлению по делу иных фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 25 марта 2019 года по делу N А74-19727/2018 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 июня 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив согласно требованиям статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон, правильно применив положения Закона N 115-ФЗ, суды пришли к мотивированному выводу о законности оспариваемого представления, выданного обществу об устранении нарушений законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Довод ООО "КС "Налоги. Бизнес. Право" о том, что деятельность общества не попадает под действие пункта 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ, поскольку оно не совершает операции с денежными средствами или иным имуществом, перечисленные в пункте 1 статьи 7.1 Закона N 115-ФЗ, правомерно отклонен судами как основанный на неверном толковании правовых норм. Суды верно указали, что в силу прямого указания пункта 1 статьи 7.1 Закона N 115-ФЗ на общество распространяется действие пункта 2 статьи 7 Закона N 115-ФЗ, поскольку обществом осуществляется деятельность в сфере оказания бухгалтерских услуг и фактическое осуществление операций с денежными средствами или иным имуществом правового значения не имеет."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 сентября 2019 г. N Ф02-4704/19 по делу N А74-19727/2018
Хронология рассмотрения дела:
24.09.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-4704/19
19.09.2019 Определение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-19727/18
13.06.2019 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-2824/19
25.03.2019 Решение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-19727/18