город Иркутск |
|
25 июня 2024 г. |
Дело N А58-10864/2022 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 июня 2024 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 июня 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Рудых А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Республики Саха (Якутия) на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 декабря 2023 года по делу N А58-10864/2022, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 25 марта 2024 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Саха (Якутия) "Якутский промышленный техникум имени Т.Г. Десяткина" (ОГРН 1021401050329, ИНН 1435067676, г. Якутск; далее - ГАПОУ РС (Я) "ЯПТ ИМ Т.Г. Десяткина", Учреждение, Техникум) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным предписания Министерства финансов Республики Саха (Якутия) (далее - Минфин РС(Я), Министерство) от 28.09.2022 N 17/16-1/14-1470 о восстановлении в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) бюджетных средств в следующей части:
- в нарушение пункта 43 Порядка формирования государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) в отношении государственных учреждений Республики Саха (Якутия) и финансового обеспечения выполнения государственного задания, утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 13.10.2015 N 370 (далее - Порядок N 370), и пункта 2.3.4 Соглашения N 1 от 10.01.2020 в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) по итогам 2020 года не произведен возврат субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) всего на сумму 1 612 102 рубля, в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей государственной услуги "Реализация дополнительных общеразвивающих программ";
- в нарушение пункта 43 Порядка N 370, пункта 4.3.2 Соглашения от 20.01.2021 в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) по итогам 2021 года Учреждением не произведен возврат субсидии на финансовое обеспечение выполнение государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) на сумму 753 555 рублей 62 копейки в связи с недостижением установленного государственным заданием показателя государственной услуги "Реализация дополнительных общеразвивающих программ".
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) (далее - Министерство образования).
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 декабря 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 марта 2024 года, заявленные требования удовлетворены.
Минфин РС(Я) обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам, утвержденного приказом Минпросвещения России от 09.11.2018 N 196 (далее - Порядок N 196), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований
По мнению заявителя кассационной жалобы, Учреждением допущено неполное выполнение государственного задания в части требования к объему оказания государственной услуги "Реализация дополнительных общеразвивающих программ"; человеко-часы, затраченные на реализацию рабочих программ воспитания в общежитии ГАПОУ РС(Я) "ЯПТ им. Т.Г. Десяткина" воспитания в Учреждении и разовые посещения различных мероприятий на основании приказов Министерства образования не могут учитываться как выполнение дополнительных общеразвивающих программ, так как воспитание обучающихся проводится при освоении ими образовательных программ; судами не учтено, что воспитание обучающихся при освоении ими основных общеобразовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых такими организациями самостоятельно.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru); своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании приказа от 17.06.2022 N 01-04/943, в соответствии с Планом контрольных мероприятий Минфина РС(Я) на 2022 год Министерством в период с 17.06.2022 по 08.07.2022 в отношении ГАПОУ РС(Я) "ЯПТ им. Т.Г. Десяткина" проведена выездная проверка предоставления и (или) использования субсидий, предоставленных из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) автономным учреждениям, и их отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности. Проверенный период: 2020-2021 годы.
В ходе проверки Министерством установлено, что государственное задание на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов утверждено приказом Министерства образования от 01.02.2020 N 01-10/265 и доведено до Учреждения на оказание услуг, в том числе реализация дополнительных общеразвивающих программ - 276, 4 человека, 33 165, 0 человеко-часов пребывания.
Государственное задание на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов утверждено приказом Министерства образования от 15.01.2021 N 01-03/31 и доведено Учреждению, в то числе на реализацию дополнительных общеразвивающих программ - 276, 4 человека, 33 165, 0 человеко-часов пребывания.
Допустимые (возможные) отклонения от установленных показателей - 10 %.
Между Министерством образования и Учреждением заключены соглашения от 10.01.2020 N 1 о порядке и условиях предоставления субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) и от 20.01.2021 о предоставлении субсидии из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ).
Пунктами 2.3.4 и 4.3.2 названных соглашений, соответственно, предусмотрен возврат средств субсидии в случае недостижения установленных государственным заданием показателей.
Объем финансового обеспечения выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) техникуму доведен в размере: на 2020 год 107 628 891 рубль 24 копейки, в том числе на оказание государственной услуги "Реализация дополнительных общеразвивающих программ" на выполнение объема услуг в количестве 33165,0 человеко-часов пребывания доведено 2 544 334 рубля; на 2021 год - в размере 107 340 636 рублей, в том числе на выполнение государственной услуги "Реализация дополнительных общеразвивающих программ" на 33 165,00 человеко-часов пребывания доведено 2 237 793 рубля.
Согласно отчетам о выполнении государственного задания за 2020 год и за 2021 год исполнение плановых показателей объема государственных услуг (работ) среднегодовое число обучающихся) составило, в том числе в части реализации дополнительных общеразвивающих программ - 276, 4 человека, 33 165, 0 человеко-часов.
Министерством установлено, что фактическое исполнение плановых показателей объема государственной услуги "Реализация дополнительных общеразвивающих программ" составило:
- за 2020 год: общее количество человеко-часов - 8 835,0 вместо 33 165,0, или исполнены плановые показатели на 26,6%; среднегодовое число обучающихся - 105 человек вместо 276,4 чел., исполнение плана составило 38,0%;
- за 2021 год: общее количество человеко-часов - 18 680 вместо 33 165,0, исполнение плана составило 56, 3%.
Таким образом, в нарушение частей 2, 2.1 статьи 4 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", Государственных заданий на 2020 год и на 2021 год Учреждением не достигнут показатель государственного задания, с учетом допустимого (возможного) отклонения (10 %) от установленного показателя.
В нарушение пункта 43 Порядка N 370, пункта 2.3.4 Соглашения от 10.01.2020 N 1 и пункта 4.3.2 Соглашения от 20.01.2021 Учреждением не произведен возврат субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) всего на сумму 1 612 102 рубля за 2020 год и на сумму 753 555 рублей 62 копейки за 2021 год в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей государственной услуги "Реализация дополнительных общеразвивающих программ".
Результаты проверки отражены в акте проверки от 08.07.2022.
Министерством выдано техникуму предписание от 28.09.2022 N 17/16-1/14-1470 о необходимости восстановить в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия), в том числе сумму неправомерного расходования бюджетных средств в размере 2 365 657 рублей 62 копейки.
ГАПОУ РС (Я) "ЯПТ ИМ Т.Г. Десяткина" обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что ненормативный правовой акт в оспариваемой части не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации предусматриваются субсидии бюджетным и автономным учреждениям на финансовое обеспечение выполнения ими государственного (муниципального) задания, рассчитанные с учетом нормативных затрат на оказание ими государственных (муниципальных) услуг физическим и (или) юридическим лицам и нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества.
Формирование и финансовое обеспечение выполнения государственного задания на оказание государственных услуг (выполнение работ) (далее - государственное задание) государственными бюджетными учреждениями, автономными учреждениями определено действовавшим в рассматриваемом периоде Порядком N 370, согласно которому государственное задание формируется в соответствии с основными видами деятельности, предусмотренными учредительными документами государственного учреждения Республики Саха (Якутия), с учетом предложений государственного учреждения Республики Саха (Якутия), касающихся потребности в соответствующих услугах и работах, оцениваемых на основании прогнозируемой динамики количества потребителей услуг и работ, уровня удовлетворенности существующими объемом и качеством услуг и результатов работ и возможностей государственного учреждения Республики Саха (Якутия) по оказанию услуг и выполнению работ, а также показателей выполнения государственным учреждением государственного задания в отчетном финансовом году (пункт 2).
В силу пункта 43 Порядка N 370 перечисление платежа, завершающего выплату субсидии, в IV квартале должно осуществляться после предоставления в срок, установленный в государственном задании, государственным бюджетным или автономным учреждением предварительного отчета о выполнении государственного задания в части предварительной оценки достижения плановых показателей годового объема оказания государственных услуг за соответствующий финансовый год. В предварительном отчете указываются показатели по объему и качеству, запланированные к исполнению по завершении текущего финансового года (с учетом фактического выполнения указанных показателей на отчетную дату). В случае, если показатели предварительной оценки достижения плановых показателей годового объема оказания государственных услуг, указанные в предварительном отчете, меньше показателей, установленных в государственном задании (с учетом допустимых (возможных) отклонений), то государственное задание подлежит уточнению в соответствии с указанными в предварительном отчете показателями.
Если на основании отчета о выполнении государственного задания, предусмотренного пунктом 44 настоящего Порядка, показатели объема, указанные в отчете о выполнении государственного задания, меньше показателей, установленных в государственном задании (с учетом допустимых (возможных) отклонений), то соответствующие средства субсидии подлежат перечислению в государственный бюджет в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации в объеме, соответствующем показателям, характеризующим объем неоказанной государственной услуги (невыполненной работы), и учитываются в порядке, установленном для учета сумм возврата дебиторской задолженности.
Расчет объема субсидии, подлежащей возврату в государственный бюджет Республики Саха (Якутия), осуществляется с применением нормативных затрат на оказание государственных услуг (выполнение работ), определяемых в соответствии с настоящим Положением, по форме, предусмотренной соглашением.
Государственные бюджетные или автономные учреждения обеспечивают возврат в государственный бюджет Республики Саха (Якутия) субсидии в объеме, рассчитанном в соответствии с положениями абзаца четвертого настоящего пункта, не позднее 5 марта текущего финансового года.
Основанием для вынесения Учреждению предписания о восстановлении средств субсидии за 2020, 2021 годы является выявление Министерством в ходе проверки недостижения планового показателя объема государственной услуги "Реализация дополнительных общеразвивающих программ", в связи с тем, что Министерство не относит к дополнительным общеразвивающим программам воспитание в Учреждении и разовые посещения различных мероприятий, которые, по его мнению, осуществляются при освоении учащимися образовательных программ.
Между тем суды верно учли, что статьей 2 Закона об образовании воспитание определено, как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения (пункт 2); дополнительное образование - вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (пункт 14).
Согласно статье 12 Закона об образовании по уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы, по дополнительному образованию - дополнительные образовательные программы. К дополнительным образовательным программам относятся, в том числе дополнительные общеобразовательные программы - дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы.
Воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых такими организациями самостоятельно, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (статья 12.1 Закона об образовании).
Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность (статья 75 Закона об образовании).
Суды учли также положения Порядка N 196, регулирующего организацию и осуществление образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (действовал в проверяемом периоде), устанавливающего направления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам. В силу пункта 5 Порядка N 196 содержание дополнительных общеразвивающих программ и сроки обучения по ним определяются образовательной программой, разработанной и утвержденной организацией, осуществляющей образовательную деятельность.
При реализации дополнительных общеобразовательных программ организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут организовывать и проводить массовые мероприятия, создавать необходимые условия для совместной деятельности обучающихся и родителей (законных представителей) (пункт 14 Порядка N 196).
При реализации дополнительных общеобразовательных программ могут предусматриваться как аудиторные, так и внеаудиторные (самостоятельные) занятия, которые проводятся по группам или индивидуально (пункт 17 Порядка).
Судами установлено, что из содержания рабочей программы воспитания ГАПОУ РС (Я) "ЯПТ ИМ Т.Г. Десяткина", утвержденной директором Учреждения 25.02.2019 следует, что целью рабочей программы воспитания является личностное развитие обучающихся, их социализация, проявляющаяся в развитии их позитивных отношений к общественным ценностям, патриотическому воспитанию.
Принимая во внимание вышеприведенное правовое регулирование, учитывая правовой смысл и содержание понятий "образование", "воспитание", "образовательная программа", "дополнительное образование", а также цели, задачи и основные направления воспитательного процесса в рабочих программах воспитания в ГАПОУ РС(Я) "ЯПТ ИМ Т.Г. Десяткина", воспитания в общежитии Учреждения, утвержденных 25.12.2019, суды правильно признали, что воспитательная работа, иные мероприятия, которые проводились в рамках Рабочих программ, утвержденных Учреждением, а также на основании приказов Министерства образования, являлись деятельностью Учреждения по реализации дополнительных общеразвивающих программ, следовательно, должны были быть учтены при оценке достижения плановых показателей годового объема оказания государственных услуг.
При этом суды отметили, что действия по реализации рабочих программ воспитания исключительно из кружковой деятельности и проведение занятий в секциях не позволяет оценить весь объем человеко-часов только по данным табелям учета рабочего времени, затраченных на проведение занятий и кружков.
Иное толкование заявителем кассационной жалобы положений действующего законодательства, в том числе со ссылкой на статью 12.1 Закон об образовании, а также иная оценка обстоятельств спора не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в сети "Интернет".
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 декабря 2023 года по делу N А58-10864/2022, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 25 марта 2024 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд подтвердил правомерность предписания о возврате субсидий, так как учреждение не выполнило установленные государственным заданием показатели по реализации дополнительных общеразвивающих программ за 2020 и 2021 годы. Судебные акты первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения, кассационная жалоба отклонена.
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 июня 2024 г. N Ф02-2862/24 по делу N А58-10864/2022