город Иркутск |
|
27 сентября 2019 г. |
Дело N А19-30475/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 сентября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 сентября 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Левошко А.Н., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "ЕвроСибЭнерго-Гидрогенерация" Ткач Н.Б. (доверенность от 27.09.2018), Федерального агентства по управлению государственным имуществом, Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае Вегера А.А. (доверенность от 11.03.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального агентства по управлению государственным имуществом на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 июля 2019 года по делу N А19-30475/2018 Арбитражного суда Иркутской области (суд апелляционной инстанции: Сидоренко В.А., Желтоухов Е.В., Каминский В.Л.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "ЕвроСибЭнерго-Гидрогенерация" (ОГРН: 1123850033042; ИНН: 3812142445, далее - ООО "ЕвроСибЭнерго-Гидрогенерация", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае (далее - территориальное управление), Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (далее - Федеральное агентство) о признании незаконным решения Федерального агентства, содержащегося в письме 06.09.2018 N ЕГ-10/29937, направленного письмом территориального управления от 13.09.2018 N 3-38/17266 об отказе в предоставлении земельных участков: с кадастровым номером 38:32:010302:456 общей площадью 190 717 кв. м с разрешенным использованием "для размещения Левобережной каменно-земляной плотины", находящегося по адресу: Иркутская область, г. Усть-Илимск, Усть-Илимская ГЭС; с кадастровым номером 38:32:020204:84 общей площадью 186 954 кв. м с разрешенным использованием "для размещения Правобережной земляной плотины", находящегося по адресу: Иркутская область, г. Усть-Илимск, Усть-Илимская ГЭС; об обязании устранить допущенные нарушения путем заключения договоров аренды земельных участков.
Третьим лицом, не заявляющим самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Ростелеком" (далее - ПАО "Ростелеком").
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 29 апреля 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 июля 2019 года решение Арбитражного суда Иркутской области отменено, принят новый судебный акт о признании незаконным решения Федерального агентства, содержащегося в письме 06.09.2018 N ЕГ-10/29937, направленном письмом территориального управления от 13.09.2018 N 3-38/17266 об отказе в предоставлении обществу земельных участков: с кадастровым номером 38:32:010302:456 общей площадью 190 717 кв. м с разрешенным использованием "для размещения Левобережной каменно-земляной плотины", находящегося по адресу: Иркутская область, г. Усть-Илимск, Усть-Илимская ГЭС; с кадастровым номером 38:32:020204:84 общей площадью 186 954 кв. м с разрешенным использованием "для размещения Правобережной земляной плотины", находящегося по адресу: Иркутская область, г. Усть-Илимск, Усть-Илимская ГЭС.
В удовлетворении требований к территориальному управлению отказано.
На Федеральное агентство возложена обязанность по устранению допущенных нарушений прав и законных интересов ООО "ЕвроСибЭнерго-Гидрогенерация.
Федеральное агентство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, считает постановление апелляционной инстанции незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права, просит его отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции.
В обоснование кассационной жалобы заявитель ссылается на то, что оспариваемый отказ основан на положениях Земельного кодекса Российской Федерации, Федеральное агентство и территориальный орган действовали в соответствии с Административным регламентом по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельных участков, находящихся в федеральной собственности, без проведения торгов, утвержденным приказом Минэкономразвития России от 04.04.2017 N 166 (далее - Административный регламент); полученные Федеральным агентством и территориальным управлением выписки на спорные земельные участки из Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) от 20.02.2017, от 14.02.2018 свидетельствуют об отсутствии объектов недвижимого имущества заявленных обществом в пределах испрашиваемых земельных участков; выписки из ЕГРН, подтверждающие нахождение на земельных участках объектов недвижимого имущества, от 04.06.2018 и от 05.06.2018 в Федеральное агентство и территориальное управление не поступали, выписки от 17.01.2019 получены Федеральным агентством уже после вынесения органом оспариваемого решения.
В отзыве на кассационную жалобу общество указывает на законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, просит оставить его без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Федерального агентства и территориального управления поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе, а представитель общества против заявленных доводов кассационной жалобы возражал, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество является собственником недвижимого имущества сооружения - плотины Усть-Илимской ГЭС с кадастровым номером 38:32:010302:9251, общей площадью 432 647 кв.м., находящегося по адресу: Иркутская область, г. Усть-Илимск, Усть-Илимская ГЭС, в том числе на земельных участках с кадастровыми номерами 38:32:010302:456 и 38:32:020204:84, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 04.06.2018 N 38/000/002/2018-43016. Собственником указанных земельных участков является Российская Федерация.
С целью реализации исключительного права, предусмотренного пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, 23.01.2018 общество обратилось в территориальное управление с заявлениями о предоставлении в аренду земельных участков с кадастровыми номерами 38:32:010302:456, 38:32:020204:84 для размещения сооружения - плотины, приложив перечень необходимых документов.
Территориальным управлением направлены указанное заявление, а также письма от 21.02.2018 N 3-38/2992, от 02.03.2018 N 5-38/3558, от 05.03.2018 N 5-38/3557 о предоставлении вышеуказанных земельных участков на праве аренды ООО "ЕвроСибЭнерго-Гидрогенерация" в Федеральное агентство.
Федеральное агентство письмом от 28.04.2018 N ЕГ-10/13541 информировало территориальное управление о невозможности в настоящее время принять решение о предоставлении земельных участков с кадастровыми номерами 38:32:010302:456, 38:32:020204:84, в связи с тем, что из направленных документов не представляется возможным сделать однозначный вывод о количестве объектов недвижимости, располагающихся на испрашиваемых земельных участках, а также сделать вывод об отсутствии на вышеуказанных земельных участках объектов недвижимости, принадлежащих иным лицам. Территориальному управлению поручено провести внеплановую проверку фактического использования земельных участков с кадастровыми номерами 38:32:010302:456, 38:32:020204:84.
Письмом Федерального агентства от 06.09.2018 N ЕГ-10/29937 "О рассмотрении обращения", направленного обществу сопроводительным письмом от 13.09.2018 N 3-38/17266 территориального управления, отказано в предоставлении земельных участков с указанием: на принятие к сведению акта проверки фактического использования спорных земельных участков от 19.06.2018 N В-К-2018-08, составленного территориальным управлением; на неизменность позиции, изложенной в письме от 28.04.2018 N ЕГ-10/13541 о невозможности предоставления земельного участка с кадастровым номером 38:32:010302:456, в связи с нахождением на нем сооружения, принадлежащего иному лицу, а также невозможности предоставления земельного участка с кадастровым номером 38:32:020204:84, в связи с отсутствием на нем сооружения - плотины; на невозможность предоставления земельного участка с кадастровым номером 38:32:010302:456, в связи с нахождением на нем сооружения, принадлежащего ПАО "Ростелеком".
Не согласившись с решением Федерального агентства, направленного территориальным управлением, общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требованиях, суд первой инстанции исходил из того, что территориальное управление и Федеральное агентство действовали исключительно в пределах своей компетенции и в соответствии с действующим законодательством, права и законные интересы общества не нарушены, и, следовательно, Федеральным агентством правомерно и обоснованно принято решение об отказе в предоставлении земельных участков.
Отменяя решение суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции признал ошибочным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для предоставления обществу спорных земельных участков.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта, в связи со следующим.
С учетом Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, приказа Росимущества от 16.12.2016 N 454 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом", Положения о Межрегиональном территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Иркутской области, Республике Бурятия и Забайкальском крае, апелляционным судом установлено, что земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, площадью больше десяти гектар, предоставляются в установленном порядке в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование территориальным органом по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В соответствии с пунктом 9 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.
Порядок приобретения земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен в статье 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации. Процедура подачи и рассмотрения заявления о предоставлении такого участка регламентирована в статье 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
Исчерпывающие основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов указаны в статье 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации.
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе, если на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса (подпункт 4 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2014 года N 1300 утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
В соответствии с пунктом 11 указанного перечня в него включены линии связи, линейно-кабельные сооружения связи и иные сооружения связи, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.
Судами установлено, что в рамках рассматриваемого заявления ООО "ЕвроСибЭнерго-Гидрогенерация" от 23.01.2018 о предоставлении в аренду сроком на 49 лет земельных участков с кадастровыми номерами 38:32:010302:456 и 38:32:020204:84 для размещения сооружения-плотины, территориальным органом самостоятельно получены выписки из ЕГРН от 14.02.2018 N 38/000/002/2018-10195, от 14.02.2018 N 38/000/002/2018-10191 на спорные земельные участки.
Согласно выписке от 14.02.2018 N 38/000/002/2018-10195 в пределах земельного участка с кадастровым номером 38:32:010302:456 расположен только объект недвижимого имущества с кадастровым номером 38:32:000000:723, принадлежащий на праве собственности ПАО "Ростелеком". Согласно выписке от 14.02.2018 N 38/000/002/2018-10191 в пределах земельного участка с кадастровым номером 38:32:020204:84 объекты недвижимого имущества отсутствуют.
Вместе с тем, судом апелляционной инстанции установлено, что согласно имеющейся в материалах дела выписке из ЕГРН от 05.06.2018 N 38/000/002/2018-43014 в пределах земельного участка с кадастровым номером 38:32:010302:456 расположены объекты недвижимости с кадастровыми номерами 38:32:000000:723 (7,8 - сооружения связи), принадлежащий на праве собственности ПАО "Ростелеком", и 38:32:010102:9251 (сооружение - плотина Усть-Илимской ГЭС), принадлежащий обществу.
Согласно выписке из ЕГРН от 04.06.2018 N 38/000/002/2018-43006 в пределах земельного участка с кадастровым номером 38:32:020204:84 расположен объект недвижимости с кадастровым номером 38:32:010102:9251 (сооружение - плотина Усть-Илимской ГЭС), принадлежащий обществу.
Указанное также подтверждается выписками из ЕГРН от 17.01.2019 N N КУВИ-001/2019-827449, КУВИ-001/2019-827740.
Оценив согласно требованиям статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон, учитывая вышеприведенные нормы земельного законодательства, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для отказа в предоставлении обществу спорных земельных участков приведенных в оспариваемом решении, содержащемся в письме 06.09.2018 N ЕГ-10/29937, поскольку документально подтверждено нахождение на них сооружения - плотины Усть-Илимской ГЭС, принадлежащей обществу, в том числе на момент издания указанного письма. Также нахождение на земельном участке с кадастровым номером 38:32:010302:456 объектов недвижимости 7,8 - сооружения связи в силу подпункта 4 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации правомерно расценено апелляционным судом как не являющееся основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
С учетом установленных обстоятельств и в силу приведенных норм Земельного кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу, что оспариваемое решение Федерального агентства не соответствует закону.
Приведенные в кассационной жалобе доводы не свидетельствуют о неправильном применении судом апелляционной инстанции норм материального права, направлены на переоценку доказательств и установлению по делу иных фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт основан на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, принят с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 17 июля 2019 года по делу N А19-30475/2018 Арбитражного суда Иркутской области оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Оценив согласно требованиям статьи 71 АПК РФ представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон, учитывая вышеприведенные нормы земельного законодательства, суд апелляционной инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для отказа в предоставлении обществу спорных земельных участков приведенных в оспариваемом решении, содержащемся в письме 06.09.2018 N ЕГ-10/29937, поскольку документально подтверждено нахождение на них сооружения - плотины Усть-Илимской ГЭС, принадлежащей обществу, в том числе на момент издания указанного письма. Также нахождение на земельном участке с кадастровым номером 38:32:010302:456 объектов недвижимости 7,8 - сооружения связи в силу подпункта 4 статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации правомерно расценено апелляционным судом как не являющееся основанием для отказа в предоставлении земельного участка.
С учетом установленных обстоятельств и в силу приведенных норм Земельного кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции пришел к правомерному выводу, что оспариваемое решение Федерального агентства не соответствует закону."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 сентября 2019 г. N Ф02-4524/19 по делу N А19-30475/2018