город Иркутск |
|
08 октября 2019 г. |
Дело N А19-30837/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Ананьиной Г.В., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области Ворошилова В.С. (доверенность от 09.01.2019 N 28119),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 апреля 2019 года по делу N А19-30837/2018, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 11 июля 2019 года по тому же делу,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Ангарастройлидер" (г. Иркутск, ИНН: 3812057951, ОГРН: 1163850077885, далее - ООО "Ангарастройлидер", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области (далее - Иркутское УФАС России, антимонопольный орган) о признании недействительным решения N 1085/18 от 17.09.2018.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация сельского поселения Большееланского муниципального образования (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 30 апреля 2019 года заявленное требование удовлетворено. Суд признал недействительным решение Иркутского УФАС России N 1085/18 от 17.09.2018 как несоответствующее Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). Суд первой инстанции возложил на антимонопольный орган обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Ангарастройлидер".
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 11 июля 2019 года решение суда от 30 апреля 2019 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Иркутское УФАС России ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям несоответствия выводов судов установленным обстоятельствам; отмечает, что, учитывая соблюдение заказчиком процедуры расторжения контракта, а также принимая во внимание поведение общества, выразившееся в неисполнении принятых на себя обязательств, что привело к неисполнению в установленный срок контракта, и, как следствие, к неэффективному использованию бюджетных средств, у комиссии Иркутского УФАС России имелись все основания для включения сведений об обществе в реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков); просит судебные акты отменить.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Иркутского УФАС России поддержал доводы кассационной жалобы.
Другие лица о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 28.06.2018 по результатам электронного аукциона (извещение N 0134300077218000002) между администрацией сельского поселения Большееланского муниципального образования (заказчик) и ООО "Ангарастройлидер" (подрядчик) был заключен муниципальный контракт N 2-2018 на ремонт дорог д. Низовцева, ул. Школьная, ул. Советская, ул. Трактовая.
На основании пункта 1.1 муниципального контракта N 2-2018 заказчик поручает, а подрядчик обязуется собственными силами и за свой риск, из собственных материалов, на собственном оборудовании, качественно, в полном объеме произвести работы в соответствии с локальным ресурсным сметным расчетом N 2 и техническим заданием, а муниципальный заказчик обязуется принять результат работ и оплатить их.
Согласно пункту 2.1 муниципального контракта N 2-2018 цена контракта является твердой и не может изменяться в ходе его исполнения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о контрактной системе и муниципальным контрактом.
Цена контракта составляет 511 500 рублей (пункт 2.2 контракта).
Окончание срока выполнения работ составляет 30 календарных дней с момента подписания контракта (пункт 3.3.2 контракта).
В соответствии с пунктом 4 локального ресурсного сметного расчета общество должно осуществить перевозку груза автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 10 тонн, работающих вне карьера на расстоянии до 25 км.
В процессе замеров расстояния транспортировки ПГС от ближайшего карьера - общества с ограниченной ответственностью "Усольестройматериалы" - до места выполнения работ в соответствии с муниципальным контрактом N 2-2018 - д. Низовцева, ООО "Ангарастройлидер" установило, что фактическое расстояние по маршруту Карьер - д. Старая Ясачная - д. Архиереевка - д. Целоты - д. Низовцева составляет 30,5 км, а также по данному маршруту установлен запрещающий дорожный знак 3.4 "Движение грузовых автомобилей запрещено" без указания конкретной максимальной разрешенной массы автомобиля, что влечет запрет проезда грузовых автомобилей с разрешенной максимальной массой более 3,5 тонн.
Данные обстоятельства общество подтвердило актом замера протяженности маршрута от 20.07.2018 с приложением скриншотов с информационного ресурса https://www.google.ru/maps.
В связи с указанным обстоятельством ООО "Ангарастройлидер" письмом N 2007/18 от 20.07.2018 обратилось к администрации за разъяснениями по вопросу отличного от сметы расстояния транспортировки, что повлечет за собой увеличение стоимости работ по перевозке песчано-гравийной смеси.
Письмом N 590 от 23.07.2018 администрация уведомила общество о том, что данная претензия является необоснованной, а цена муниципального контракта является твердой и не может измениться в ходе его исполнения, а также формируется из всех расходов, в том числе на приобретение, доставку и разгрузку необходимых материалов, оборудования, изделий, строительной техники и т.д. для выполнения данного вида работ.
В связи с несоответствием расчетов, изложенных в смете, с фактическими затратами, а также невозможностью изменения цены контракта в сторону увеличения, письмом N 2307/18 от 23.07.2018 ООО "Ангарастройлидер" предложило расторгнуть контракт по соглашению сторон.
27.07.2018 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением подрядчиком своих обязанностей и нарушением пунктов 3.3.2 и 5.4 муниципального контракта.
Уведомление об одностороннем отказе от исполнения обязательств по муниципальному контракту N 2-2018 от 28.07.2018 направлено обществу и получено им 16.08.2018.
28.07.2018 решение об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 2-2018 размещено в единой информационной системе на сайте http://zakupki.gov.ru.
Письмом N 3007/18 от 30.07.2018 общество вновь направило администрации соглашение о расторжении муниципального контракта N 2-2018 по взаимному согласию сторон.
Впоследствии письмом N 1708/18 от 17.08.2018 общество в третий раз обратилось к администрации с предложением о расторжении договора по соглашению сторон.
Поскольку общество по состоянию на 27.08.2018 к выполнению работ не приступило, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в силу и муниципальный контракт N 2-2018 считается расторгнутым с 27.08.2018.
30.08.2018 в Иркутское УФАС России поступило обращение администрации о включении сведений в отношении ООО "Ангарастройлидер" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
По результатам рассмотрения названного обращения комиссия Иркутского УФАС России приняла решение N 1085/18 от 17.09.2018 о включении сведений в отношении ООО "Ангарастройлидер" в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года.
Общество обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании данного решения недействительным.
Удовлетворяя заявленное требование общества, суды двух инстанций правомерно исходили из следующего.
В контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта (часть 14 статьи 34 Закона о контрактной системе).
В соответствии со статьей 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством (часть 8).
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9).
Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (часть 13).
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Статьёй 104 Закона о контрактной системе предусмотрено, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (часть 1).
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов (часть 2).
Как следует из определений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.09.2012 N ВАС- 11617/12 и от 12.07.2013 N ВАС-8371/13, реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного заказа обязательств. Включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
В силу требований части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение десяти рабочих дней с даты поступления от заказчика документов и информации антимонопольный орган осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов.
По результатам рассмотрения представленных информации и документов и проведения проверки фактов выносится решение. В случае подтверждения достоверности указанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Как верно указали суды, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий государственного (муниципального) контракта, которое свидетельствует о его недобросовестном поведении, совершении им умышленных действий (бездействия), в том числе приведших к невозможности заключения контракта с этим лицом, ранее признанным победителем торгов, и нарушающих права заказчика относительно условий (заявленных недобросовестным лицом как лучшие) или к нарушению срока исполнения контракта, что в итоге приводит к неэффективному использованию бюджетных средств.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации переписку сторон в связи с установлением обществом факта превышения расстояния транспортировки песчано-гравийной смеси над расстоянием, указанным в смете (по смете до 25 км., по факту 40 км), суды признали, что направление подобных писем свидетельствует о том, что обществом предпринимались разумные меры для урегулирования возникшей спорной ситуации, администрация не оказала подрядчику необходимое содействие в выполнении работы, несмотря на несоответствие произведенных ею расчетов, изложенных в смете, фактическому расстоянию транспортировки ПГС.
В связи с несоответствием расчетов, изложенных в смете, являющейся частью аукционной документации, фактическому расстоянию перевозки ПГС и значительным увеличением в связи с этим затрат, а также невозможностью изменения цены контракта в сторону увеличения, письмом N 2307/18 от 23.07.2018 ООО "Ангарастройлидер" предложило расторгнуть контракт по соглашению сторон.
Однако заказчиком 27.07.2018 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением подрядчиком своих обязанностей.
Учитывая конкретные обстоятельства настоящего дела, суды пришли к выводам о том, что имеющиеся в материалах дела доказательства не могут свидетельствовать о намеренном уклонении ООО "Ангарастройлидер" от исполнения муниципального контракта N 2-2018 от 28.06.2018.
Суды отметили, что муниципальный контракт N 2-2018 не был исполнен, в том числе, из-за действий заказчика, который включил в аукционную документацию некорректную информацию относительно расстояния транспортировки ПГС, что влекло за собой необходимость выполнения дополнительных работ, о которых общество поставило в известность администрацию.
Кроме того, общество, не получив одобрения (не подписав дополнительное соглашение) по дополнительным работам, выразившимся в перевозке ПГС по маршруту в 40 километров., неоднократно обращалось к заказчику с предложением о расторжении муниципального контракта N 2-2018 по соглашению сторон, в том числе до принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения муниципального контракта N 2-2018 и вступления его в законную силу.
С учётом изложенного у антимонопольного органа, как признали суды, отсутствовали достаточные основания для применения такой меры государственного принуждения, как включение сведений об ООО "Ангарастройлидер", его учредителях и лице, исполняющем функцию единоличного исполнительного органа, в реестр недобросовестных поставщиков.
Доводы кассационной жалобы Иркутского УФАС России состоят в изложении собственной позиции данного государственного органа по обстоятельствам дела, а также в несогласии с выводами судов, которые, по мнению заявителя, не основаны на установленных обстоятельствах.
Между тем, все обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены, выводы судов о недоказанности недобросовестного поведения общества основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся доказательствах и постановлены при правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы кассационной жалобы о том, что у антимонопольного органа имелись все основания для включения общества в реестр недобросовестных поставщиков, направлены на переоценку установленных обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 30 апреля 2019 года по делу N А19-30837/2018, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 11 июля 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9).
...
Согласно части 16 статьи 95 Закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
Статьёй 104 Закона о контрактной системе предусмотрено, что ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок (часть 1).
...
В силу требований части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение десяти рабочих дней с даты поступления от заказчика документов и информации антимонопольный орган осуществляет проверку содержащихся в указанных документах и информации фактов."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 8 октября 2019 г. N Ф02-4999/19 по делу N А19-30837/2018