город Иркутск |
|
08 октября 2019 г. |
Дело N А19-28782/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 октября 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Кадниковой Л.А., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя индивидуального предпринимателя Сухарского Владислава Валерьевича Суханова Дмитрия Михайловича (доверенность от 20.05.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Сухарского Владислава Валерьевича на решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 апреля 2019 года по делу N А19-28782/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02 июля 2019 года по тому же делу,
установил:
индивидуальный предприниматель Сухарский Владислав Валерьевич обратился в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании незаконным решения, изложенного в уведомлении заместителя мэра - председателя комитета по управлению муниципальным имуществом города Иркутска (далее - КУМИ г. Иркутска) от 15.11.2018 N 505-70-19016/18.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 26 апреля 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02 июля 2019 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В кассационной жалобе индивидуальный предприниматель Сухарский В.В. просит судебные акты отменить, принять новый судебный акт.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на незаконность и необоснованность судебных актов, принятых с нарушение судами норм материального права, считает, что договор аренды расторгнут неуполномоченным лицом со стороны Комитета, в связи с чем продолжает действовать; суды, при рассмотрении дела неверно применили главу V.6 Земельного кодекса Российской Федерации, поскольку в данном случае регулирование должно осуществляться на основании Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 381-ФЗ). По мнению заявителя кассационной жалобы, при принятии судебных актов судами не были учтены и неправильно применены нормы материального права - положения статей 39.33, 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации, частей 2, 6 статьи 10 Закона N 381-ФЗ, пункта 3.2.2 приказа Минпромторга России от 25.12.2014 N 2733 "Об утверждении стратегии развития торговли в Российской Федерации на 2015-2016 годы и период до 2010 года", абзаца 1 раздела 8.4 концепции "Развития торговли в г. Иркутске до 2027 года", пункта 3.3.4 Решения Думы г. Иркутска от 27.10.2017 N 006-20-390606/7, а также не учтена правовая позиция, выраженная в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2015 N 225-О.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель индивидуального предпринимателя Сухарского В.В. доводы кассационной жалобы поддержал.
Другие лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, в соответствии с дополнительном соглашением (А) от 18.06.2008 к договору аренды земельного участка 25.09.2007 N 777-ВС, в связи с заключением 01.12.2007 между Сельскохозяйственным открытым акционерным обществом "Белореченское" (далее - СХ ОАО "Белореченское" и индивидуальным предпринимателем Сухарским В.В. договора купли-продажи торгового павильона, права арендатора по договору аренды земельного участка, расположенного по адресу: г. Иркутск, Ленинский район, ул. Сибирских Партизан, в районе дома N 20, площадью 41 кв. м, из земель населенных пунктов, приобрел предприниматель Сухарский В.В.
Из договора аренды следует, что цель использования земельного участка: установка и размещение временного сооружения без права возведения капитальных строений. Тип временного сооружения: павильон. Специализация временного сооружения: розничная торговля продовольственными товарами.
Дополнительным соглашением (Б) от 30.12.2015 договор аренды земельного участка от 25.09.2007 N 777-ВС возобновлен на неопределенный срок.
Уведомлением от 13.07.2017 N 180-71-2959/17 администрация города Иркутска сообщила заявителю об одностороннем отказе от исполнения договора аренды земельного участка в соответствии с пунктом 2.2.2 договора аренды от 25.09.2007 N 777-ВС, предложила в срок до 21.08.2017 освободить занимаемый земельный участок.
В ответ на обращение предпринимателя о продлении договора аренды, письмом от 22.06.2018 КУМИ г. Иркутска отказал Сухарскому В.В. в продлении договора аренды, сославшись на прекращение договора аренды в связи с односторонним отказом арендодателя от исполнения договора.
Уведомлением от 15.11.2018 N 505-70-19016/18 КУМИ г. Иркутска предложено индивидуальному предпринимателю Сухарскому В.В. в срок до 18.11.2018 в добровольном порядке осуществить демонтаж нестационарного торгового объекта, самовольно размещенного по адресу: г. Иркутск, Ленинский район, ул. Сибирских Партизан, в районе дома N 20.
Предприниматель оспорил уведомление от 15.11.2018 N 505-70-19016/18 о демонтаже нестационарного торгового объекта в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из законности и обоснованности оспариваемого уведомления.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что данные выводы судов основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В целях предотвращения фактов самовольного размещения нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска, руководствуясь статьей 18 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статей 37, 38, 42 Устава г. Иркутска, администрацией г. Иркутска постановлением N 03106-639/7-1 от 30.06.2017 утвержден Порядок выявления и демонтажа самовольно размещенных нестационарных торговых объектов на территории города Иркутска (далее - Порядок).
К самовольно размещенным относятся нестационарные торговые объекты, расположенные на земельных участках и местах, не отведенных для этих целей в установленном законом и иными правовыми актами порядке (пункт 3 Порядка).
Согласно пунктам 8, 9 Порядка, каждый случай выявления Комитетом самовольно размещенного нестационарного торгового объекта оформляется актом; Комитет письменно уведомляет лиц, самовольно разместивших нестационарный торговый объект, о его демонтаже. Уведомление о демонтаже выдается лицу, осуществившему самовольное размещение нестационарного торгового объекта.
В случае неисполнения владельцем самовольно размещенного нестационарного торгового объекта требования о демонтаже такого объекта в добровольном порядке демонтаж осуществляется в принудительном порядке, в связи с чем издается распоряжение и направляется (вручается) уведомление о принудительном демонтаже самовольно размещенного нестационарного торгового объекта, лицу, осуществившему самовольное размещение нестационарного торгового объекта (пункту 12, 13, 14 Порядка).
Судами установлено, что в соответствии с пунктом 2.2.2 договора аренды от 25.09.2007 N 777-ВС, статьи 610 Гражданского кодекса Российской Федерации, в связи с получением предпринимателем уведомления от 13.07.2017 N 180-71-2959/17 об одностороннем отказе от исполнения договора, договор аренды земельного участка расторгнут 24.08.2017.
Доводы предпринимателя о том, что уведомление от 13.07.2017 N 180-71-2959/17 подписано неуполномоченным лицом, в силу чего не имеет юридической силы а, следовательно, договор аренды продолжает действовать, обоснованно отклонены судами как основанные на неверной оценке полномочий должностного лица подписавшего данное уведомление, вытекающих из Положения о департаменте развития предпринимательства и потребительского рынка комитета экономики администрации города Иркутска (приложения N 6) от 15.03.2017 N 031-10-119/7, Положения о комитете экономики администрации города Иркутска от 27.01.2016 N 006-20-170263/6.
Действовавший в период до 29.10.2018 Порядок размещения нестационарных торговых объектов, временного устанавливаемого торгового оборудования на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности г. Иркутска, утвержденный Постановление администрации г. Иркутска от 06.11.2013 N 031-06-2721/13, предусматривал возможность размещения нестационарных торговых объектов только на основании договора аренды земельного участка, предоставляемого путем проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка под размещение нестационарного торгового объекта (пункты 2.1, 2.6 Порядка).
Положением о размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности города Иркутска, утвержденным постановлением администрации г. Иркутска N 031-06-961/8 от 29.10.2018 (начало действия с 29.10.2018) (далее - Положение), предусмотрено размещение нестационарных торговых объектов в соответствии со схемой, утвержденной постановлением администрации г. Иркутска, на основании договора на размещение нестационарного торгового объекта путем предоставления места, заключаемого по результатам торгов (в форме аукциона или конкурса) (пункты 6, 7 Положения).
Таким образом, на территории г. Иркутска НТО подлежат размещению в соответствии со схемой на основании договора аренды земельного участка (с 29.10.2018 на основании договора на размещения НТО) с проведением публичных процедур.
У индивидуального предпринимателя Сухарского В.В. на день получения уведомления от 15.11.2018 N 505-70-19016/18 о демонтаже нестационарного торгового объекта отсутствовал действующий договор аренды (или договор на размещение нестационарного торгового объекта).
В этой связи суды правомерно признали, что в условиях отсутствия волеизъявления арендодателя на продление договора аренды (договора на размещение нестационарного торгового объекта) объект находился на земельном участке незаконно.
Доводы заявителя о том, что до 01.01.2020 действует схема размещения нестационарных торговых объектов и в данном случае следует применять законодательство об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации, регулирующего порядок размещения НТО, правомерно были отклонены судами первой и апелляционной инстанций.
Выводы судов по настоящему делу согласуются с правовой позицией по разрешению вопроса реализации права на размещение нестационарного торгового объекта, изложенной в апелляционном определении Верховного Суда Российской Федерации от 18.10.2017 N 80-АПГ17-12.
Согласно данной правовой позиции, в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, в том числе, в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в целях, указанных в подпунктах 1 - 5 пункта 1 ст. 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации, осуществляется на основании разрешений уполномоченного органа.
Согласно пункту 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Законом N 381-ФЗ.
Как следует из части 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Вместе с тем, названное выше правило не означает, что реализация права на размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется лишь в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов, исключая возможность заключения договора аренды земельного участка или иного договора. При этом размещение нестационарных торговых объектов, являясь одним из способов использования земельных участков, предполагается платным, поскольку иное не предусмотрено действующим законодательством.
Из анализа пунктов 1, 2 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что федеральный законодатель предусмотрел возможность выбора порядка предоставления земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов, как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления посредством заключения иного договора, например договора на установку и эксплуатацию нестационарного торгового объекта, в том числе на конкурентной основе в соответствии с порядком, разработанным и утвержденным на территории соответствующего муниципального образования.
Права субъектов, осуществляющих деятельность в нестационарных торговых объектах, на использование земель должны быть оформлены посредством заключения договора на размещение нестационарного торгового объекта или договора аренды земельного участка.
Следовательно, отсутствие действующего договора аренды земельного участка (либо договора на размещение нестационарного торгового объекта) свидетельствует о незаконном нахождении объекта, принадлежащего индивидуальному предпринимателю Сухарскому В.В. по адресу: г. Иркутск, ул. Сибирских партизан, в районе дома 20.
С учетом изложенного, суд округа находит правильными выводы судов о том, что оспариваемое уведомления от 15.11.2018 не нарушает прав и законных интересов заявителя и в полной мере соответствуют нормам действующего законодательства Земельного законодательства.
Приведенные доводы кассационной жалобы являлись предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку, не опровергают выводы судов, повторяют доводы, изложенные в апелляционной жалобе и направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 26 апреля 2019 года по делу N А19-28782/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 02 июля 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как следует из части 1 статьи 10 Закона N 381-ФЗ, размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
...
Из анализа пунктов 1, 2 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что федеральный законодатель предусмотрел возможность выбора порядка предоставления земельных участков для размещения нестационарных торговых объектов на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов, как с предоставлением земельного участка, так и без такого предоставления посредством заключения иного договора, например договора на установку и эксплуатацию нестационарного торгового объекта, в том числе на конкурентной основе в соответствии с порядком, разработанным и утвержденным на территории соответствующего муниципального образования."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 8 октября 2019 г. N Ф02-5005/19 по делу N А19-28782/2018