город Иркутск |
|
14 октября 2019 г. |
Дело N А19-6470/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Загвоздина В.Д.,
судей: Рудых А.И., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя общества с ограниченной ответственностью "Империя" - Безрукова О.В. (доверенность от 19.02.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 04 июня 2019 года по делу N А19-6470/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2019 года по тому же делу,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Империя" (ОГРН 1123850023978, ИНН 3808224342, далее - ООО "Империя", общество, страхователь) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением к государственному учреждению - Иркутскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд социального страхования, фонд) о признании незаконным требования от 26.02.2019 N 4705.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 04 июня 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2019 года, требования общества удовлетворены.
Фонд социального страхования, не согласившись с решением и постановлением, обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности в связи с неправильным применением судами норм материального права, просит судебные акты отменить, в удовлетворении требований страхователю отказать.
Фонд полагает, что требование об уплате взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не могло быть признано незаконным по мотиву необходимости пересмотра установленного фондом страхового тарифа за 2018 год на основании заявления и документов, представленных страхователем 20.07.2018, то есть по истечении установленного срока (15.04.2018).
Кроме того, судами не учтено, что уведомление Фонда социального страхования об установлении страхового тарифа на 2018 год обществом не обжаловалось.
ООО "Империя" в отзыве на кассационную жалобу просило оставить принятые по делу судебные акты без изменения как законные и обоснованные.
Представитель общества в судебном заседании поддержал доводы отзыва на кассационную жалобу.
Фонд о времени и месте проведения судебного заседания судом округа извещен в соответствии с положениями статей 121-123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (первичное извещение - т.1 л.д. 4, информация о рассмотрении кассационной жалобы в установленном порядке размещалась в сети Интернет), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направил.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального права и соблюдения норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Судами установлено и следует из материалов дела, что ООО "Империя" в установленный срок (до 15.04.2018) не представило в филиал фонда по месту своего учета документы, подтверждающие основной вид экономической деятельности для установления страхового тарифа на 2018 год.
Уведомлением от 26.04.2018 фонд известил страхователя об установлении страхового тарифа взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 6,10% исходя из вида экономической деятельности "Лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность" (код ОКВЭД 02.1) и относящегося к этому виду 28 класса профессионального риска.
20.07.2018 страхователем в Фонд представлено заявление о подтверждении основного вида деятельности "Подметание улиц и уборка снега" (код ОКВЭД 81.29.2), для которого установлен 2 класс профессионального риска и соответствующий ему страховой тариф 0,3% с приложением документов, указанных в пункте 3 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55 (далее - Порядок подтверждения от 31.01.2006 N 55).
Несмотря на указанное заявление, Фонд социального страхования оформил справку о выявлении недоимки от 25.02.2019 N 4705 и выставил требование от 26.02.2019 N 4705, в которых дополнительно начислил и предложил обществу уплатить страховые взносы за 2018 год по ставке 6,10% и соответствующие им пени.
Не согласившись с требованием от 26.02.2019 N 4705, полагая его не соответствующим закону и нарушающим права и законные интересы ООО "Империя", страхователь обратился в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, пришел к выводу о том, что фактически основным видом осуществляемой страхователем деятельности для целей установления страхового тарифа на 2018 год согласно заявлению и документам, представленным фонду 20.07.2018 в соответствии с требованиями пункта 3 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55, является подметание улиц и уборка снега (код ОКВЭД 81.29.2), для которого установлен страховой тариф 0,3%.
Осуществление деятельности по ОКВЭД 02.1 (лесоводство и прочая лесохозяйственная деятельность), при котором страхователь обязан применять повышенный страховой тариф, материалами дела не подтверждается. При этом одно только нарушение срока представления документов в соответствии с пунктом 3 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55 не является достаточным основанием для отказа в установлении страхового тарифа исходя из фактически осуществляемого основного вида деятельности.
Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний установлены Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", в соответствии с положениями которого одним из основных принципов обязательного социального страхования является дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска, под которым понимается уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости, расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователя. Тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска. Правила отнесения видов деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Пункт 8 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713, (далее - Правила) предусматривает, что экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Согласно пункту 9 Правил основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг. Основным видом экономической деятельности некоммерческой организации является тот вид, в котором по итогам предыдущего года было занято наибольшее количество работников организации.
На основании положений пункта 11 Правил Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации утвердило Порядок подтверждения от 31.01.2006 N 55.
В силу пункта 2 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55 основной вид экономической деятельности определяется страхователем самостоятельно в соответствии с пунктом 9 Правил.
Пунктом 3 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55 предусмотрено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган фонда по месту своей регистрации следующие документы: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 1 к настоящему Порядку; справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по форме согласно приложению N 2 к настоящему Порядку; копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства). Документы, указанные в настоящем пункте, представляются на бумажном носителе либо в форме электронного документа.
В соответствии с пунктом 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55 в действующей с 26.02.2017 редакции, в случае, если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда социального страхования относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Аналогичные положения содержит и пункт 13 Правил, согласно которым если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц.
При этом предусмотренное пунктом 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55 право фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности и аналогичные положения пункта 13 Правил не являются санкцией, применяемой к страхователю за нарушение им сроков представления документов, подтверждающих основной вид экономической деятельности, а являются мерой, призванной гарантировать права застрахованных лиц на страховое обеспечение в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Соответствующая правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе определения от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О). Виды деятельности плательщика - организации, указанные в Едином государственном реестре юридических лиц, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют. Право фонда, установленное в пункте 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
Таким образом, по смыслу пункта 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 данного Порядка, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом. Отказ фонда (который может быть выражен и в требовании об уплате недоимки) может быть обжалован в суд; бремя доказывания в суде обоснованности заявленного тарифа, в силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лежит на заинтересованном лице - страхователе. Иной подход противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельности.
Данная правовая позиция сформулирована в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969.
Судами установлено, что страхователь после получения уведомления от 26.04.2018 обращался в Фонд социального страхования с заявлением и документами, необходимыми для установления страхового тарифа на 2018 год исходя из фактически осуществляемой им деятельности..
По результатам оценки имеющихся в деле доказательств судами также установлено, что документы, представленные обществом по перечню, указанному в пункте 3 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55, подтверждают осуществление страхователем в качестве основного вида деятельности подметание улиц и уборку снега (код ОКВЭД 81.29.2), что является основанием для установления тарифа применительно ко 2 классу профессионального риска в размере 0,3%. Однако фондом соответствующие изменения внесены не были, тариф не пересмотрен, выставлено требование об уплате спорной суммы задолженности.
Кроме того, судами дана оценка дополнительно представленным обществом в материалы дела бухгалтерским документам, а также информации о финансовых поступлениях на расчетный счет страхователя в 2018 году, и сделан обоснованный вывод об отсутствии противоречий между основным видом деятельности, указанным в заявлении, представленном ООО "Империя" 20.07.2018, и фактически осуществляемой деятельностью.
Также судами принято во внимание, что ранее общество подтверждало вид деятельности: "Уборка территории и аналогичная деятельность" (до 30.01.2017 - код ОКВЭД 90.00.3) и ему устанавливался размер страхового тарифа 0,3%.
Со своей стороны фонд при рассмотрении дела никаких доказательств, опровергающих достоверность документов страхователя, не представил, в том числе не обосновал, что фактически основным видом деятельности общества применительно к спорным правоотношениям является лесоводство и прочая хозяйственная деятельность.
Довод кассационной жалобы о том, что требование об уплате взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не могло быть признано незаконным по мотиву необходимости пересмотра установленного фондом страхового тарифа за 2018 год на основании заявления и документов, представленных страхователем 20.07.2018, основан на ошибочном толковании норм права.
Исходя из предмета спора, с учетом приводившихся сторонами доводов и возражений, представленных доказательств, суды вправе были проверить расчет страховых взносов и пени, включенных в требование от 26.02.2019 N 4705, включая законность примененного страхового тарифа.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не имеется.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Иркутской области от 04 июня 2019 года по делу N А19-6470/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 июля 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Д. Загвоздин |
Судьи |
А.И. Рудых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Соответствующая правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 11.09.2018 N 309-КГ18-7926.
Кроме того, в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Данное положение подлежит учету и при толковании законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, в силу правовых позиций, изложенных в актах Конституционного Суда Российской Федерации (в том числе определения от 10.07.2003 N 291-О, от 15.07.2003 N 311-О, от 22.01.2004 N 8-О). Виды деятельности плательщика - организации, указанные в Едином государственном реестре юридических лиц, сами по себе, вне связи с реально осуществляемыми им видами деятельности, экономического основания не имеют. Право фонда, установленное в пункте 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55, основано на предусмотренной в законодательстве опровержимой презумпции, позволяющей фонду в условиях отсутствия надлежащей информации установить страхователю повышенный тариф страховых взносов, во всяком случае обеспечивающий права застрахованных лиц.
Таким образом, по смыслу пункта 5 Порядка подтверждения от 31.01.2006 N 55, страхователь, не представивший в установленный срок документы, указанные в пункте 3 данного Порядка, и после установления фондом размера страхового тарифа не может быть лишен возможности представить фонду документы для подтверждения основного вида экономической деятельности; фонд должен оценить эти документы и принять решение об определении размера страхового тарифа с их учетом. Отказ фонда (который может быть выражен и в требовании об уплате недоимки) может быть обжалован в суд; бремя доказывания в суде обоснованности заявленного тарифа, в силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лежит на заинтересованном лице - страхователе. Иной подход противоречит принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска осуществляемых видов экономической деятельности.
Данная правовая позиция сформулирована в определении Верховного Суда Российской Федерации от 12.11.2018 N 304-КГ18-9969."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 октября 2019 г. N Ф02-5326/19 по делу N А19-6470/2019