город Иркутск |
|
17 октября 2019 г. |
Дело N А33-31050/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 октября 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Кадниковой Л.А.,
при участии в судебном заседании представителя Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу Яхина Р.Р. (доверенность от 31.10.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу на решение Арбитражного суда Красноярского края от 21 февраля 2019 года по делу N А33-31050/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 июня 2019 года по тому же делу,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Голден Санд" (ОГРН 1154205000014, ИНН 4205295553, г. Кемерово; далее - ООО "Голден Санд", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным и отмене приказа от 08.10.2018 N 790 Департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу (далее - Центрсибнедра, Департамент).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 21 февраля 2019 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 июня 2019 года, заявленные требования удовлетворены.
Центрсибнедра обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статей 20, 21 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), пунктов 95, 103, 106, 109, 110, 111 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 29.09.2009 N 315 (далее - Административный регламент), статьи 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы судов о нарушении Департаментом порядка досрочного прекращения права пользования недрами, ссылаясь на то, что общество не выполнило в полном объеме технический проект промышленной разработки, чем нарушило требования, установленные частью 1 статьи 23 Закона о недрах, допустило существенное нарушение условий лицензии, неустранение которого явилось основанием для прекращения права пользования недрами; Департаментом соблюден порядок уведомления пользователя недр о возможном досрочном прекращении права пользования участком недр, предусмотренный Административным регламентом; неполучение уведомления наступило не от действий Департамента, в компетенцию которого не входит проверка соблюдения ФГУП "Почта России" правил оказания почтовых услуг, а вследствие действий самого общества, которое несёт риск последствия неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также отсутствия договора с оператором связи; судами не выяснены все обстоятельства в части надлежащего уведомления пользователя недр, необходимые для правильного принятия решения по делу; для рассмотрения вопроса о принятии решения о досрочном прекращении права пользования недрами Росприроднадзор передает только представление (предложение), акт проверки и предписания; Департамент и Комиссия не уполномочены устанавливать законность деятельности государственного органа по осуществлению им процедуры проведения проверки юридического лица; значение имеет только информация, фактически подтверждающая наличие нарушений условий пользования недрами; предмет рассмотрения по настоящему делу не связан с соблюдением Управлением Росприроднадзора по Республике Хакасия порядка проведения проверки.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), ООО "Голден Санд" своих представителей в судебное заседание не направило, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Представитель Департамента в судебном заседании подтвердил доводы, изложенные в кассационной жалобе.
В судебном заседании объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 03 октября 2019 года до 10 октября 2019 года до 11 часов 50 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа.
После перерыва судебное разбирательство продолжено в том же составе судей, представители сторон участия в судебном заседании не принимали.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "Голден Санд" выдана лицензия АБН 00683 БЭ от 26.05.2015 на право пользования недрами на участок недр в 8 км южнее д. Чебаки в Ширинском районе Республики Хакасия Российской Федерации с целевым назначением работ: разведка и добыча россыпного золота на месторождении Перевальное. Срок окончания действия лицензии - 12.12.2031.
Управлением Росприроднадзора по Республике Хакасия в феврале 2017 года в отношении ООО "Голден Санд" проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обязательных требований по геологическому изучению, рациональному использованию и охране недр, выполнению условий лицензионного соглашения.
По результатам проверки 17.02.2017 составлен акт, в котором отражены следующие нарушения Условий пользования недрами (приложение 1 изменений к лицензии АБН 00683 БЭ):
- пункт 7 - не обеспечен уровень добычи минерального сырья в 2015 году в соответствии с утвержденным проектом (30,5 кг). Данные о добыче в 2016 году отсутствуют (проектный уровень добычи на 2016 год - 44 кг);
- пункт 9 - в Хакасский филиал ФБУ "ТФГИ по Сибирскому федеральному округу" не предоставлена статистическая отчетности за 2016 год по формам 5-ГР, 70-ТП, 71-ТП.
Обществу выданы предписания N Н-007/1-в (в срок до 15.02.2018 обеспечить предоставление геологической информации о недрах в федеральный фонд геологической информации и его территориальные фонды в порядке, предусмотренном законодательством), N Н-007/2-в (в срок до 01.02.2018 обеспечить выполнение ежегодного уровня добычи в соответствии с проектными решениями на разработку месторождения россыпного золота Перевальное).
Управление Росприроднадзора по Республике Хакасия письмом от 27.03.2017 N ВС-02-00-30/6239 направило результаты проведенной в феврале 2017 года проверки (акт и предписания) в Федеральное агентство по недропользованию (Роснедра) для рассмотрения вопросов о досрочном прекращении права пользования недрами.
Письмом от 05.04.2017 Роснедра поручило Департаменту рассмотрение вопроса о возможном досрочном прекращении права пользованиями недрами по выданной имеющейся у общества лицензии.
27.04.2017 на заседании комиссии по рассмотрению вопросов о предоставлении права пользования участками недр, внесении изменений, дополнений в лицензии и переоформления лицензий, а также о досрочном прекращении права пользования недрами, отнесенных к полномочиям Центрсибнедра (образована приказом Роснедра от 21.08.2015 N 540) (далее - Комиссия) был рассмотрен вопрос о возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии АБН 00683 БЭ и принято решение рекомендовать Центрсибнедра в соответствии с частью 4 статьи 21 Закона о недрах направить ООО "Голден Санд" письменное уведомление о допущенных нарушениях пунктов 7 и 9 условий пользования недрами по лицензии; установить срок для устранения выявленных нарушений 12 месяцев с даты вручения уведомления.
12.05.2017 в адрес ООО "Голден Санд" направлено уведомление от N 04-01/2471 о допущенных нарушениях и возможном досрочном прекращении права пользования недрами в случае их неустранения в течение двенадцати месяцев с момента получения настоящего уведомления.
В соответствии с приказом от 26.06.2018 N 103-в Управление Росприроднадзора по Республике Хакасия в августе 2018 года провело в отношении ООО "Голден Санд" внеплановую документарную проверку выполнения обществом уведомления Центрсибнедра от 12.05.2017 N 04-01/2471, в ходе проведения которой установлено неисполнение уведомления и наличие нарушений пункта 7 Условий пользования недрами (приложение 1 изменений к лицензии АБН 00683 БЭ). Результаты проверки отражены в акте проверки от 10.08.2018, направленном 15.08.2018 в Роснедра.
На заседании Комиссии 27.09.2018 рассмотрен вопрос о возможном досрочном прекращении права пользования недрами по лицензии АБН 00683 БЭ; принято решение рекомендовать Центрсибнедра в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах досрочно прекратить право пользования недрами по лицензии АБН 00683 БЭ.
Приказом Центрсибнедра от 08.10.2018 N 790 право пользования недрами, предоставленное ООО "Голден Санд" по лицензии АБН 00683 БЭ, досрочно прекращено на основании пункта 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах.
ООО "Голден Санд", полагая, что названный приказ не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ввиду несоблюдения Департаментом предусмотренного Законом о недрах порядка досрочного прекращения права пользования недрами.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Согласно статье 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
В силу пункта 10 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Право пользования недрами может быть досрочно прекращено, приостановлено или ограничено органами, предоставившими лицензию, в том числе в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии (пункт 2 части 2 статьи 20 Закона о недрах).
В случае, предусмотренном пунктом 2 части 2 статьи 20 настоящего Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято только по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения (часть 4 статьи 21 Закона о недрах).
В соответствии с пунктом 110 Административного регламента срок, устанавливаемый в уведомлении на устранение нарушений, не может быть менее 3 месяцев и превышать 12 месяцев, исчисляемых также с даты получения пользователем недр уведомления.
В рассматриваемом случае суды, исследовав и оценив в соответствии с требованиями главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в материалах дела доказательства и доводы сторон, установили, что Департамент направил уведомление о допущенных нарушениях условий лицензии в адрес общества 12.05.2017, однако уведомление доставлено адресату не было и вернулось в Центрсибнедра за истечением срока хранения; на представленной копии конверта отсутствуют отметки о попытках вручения почтового отправления адресату в соответствии с пунктом 32 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 N 234 (далее - Правила оказания услуг почтовой связи) в редакции, действующей в период направления уведомления. Согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 66000009678695 почтовое отправление принято в отделении связи 17.05.2017, прибыло в место вручения 21.05.2017, зафиксирована неудачная попытка вручения 22.05.2017, далее 21.06.2017 почтовое отправление выслано обратно отправителю за истечением срока хранения.
При этом доказательств того, что Центрсибнедра ранее, до издания оспариваемого приказа, в установленный для обращений срок направлял запрос в ФГУП "Почта России" о попытках вручения обществу почтового отправления, в материалы дела не представлено, об их наличии не заявлено. С соответствующим запросом Центрсибнедра обратился уже после обращения общества в арбитражный суд.
Таким образом, суды обоснованно признали недоказанным Департаментом фактическое получение обществом уведомления от 12.05.2017 N 04-01/2471 о допущенных им нарушениях, содержащее предупреждение о возможном досрочном прекращении права пользования недрами с установлением срока для устранения этих нарушений, а также факт уклонения общества от получения корреспонденции.
Тем самым суды установили несоблюдение предусмотренного частью 4 статьи 21 Закона о недрах условия для принятия решения о прекращении права пользования недрами.
Довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии у него компетенции на проверку соблюдения ФГУП "Почта России" правил оказания почтовых услуг, обоснованно отклонен судами.
Из части 4 статьи 21 Закона о недрах, пункта 110 Административного регламента следует, что обязательным условием для принятия решения о прекращении права пользования недрами является проверка (установление) органом, выдавшим лицензию, факта устранения или неустранения нарушений, указанных в письменном уведомлении. Однако указанные в этом уведомлении нарушения могут быть устранены только в случае вручения пользователю недр уведомления, содержащего сведения о нарушениях и срок для устранения. В этой связи суды правильно посчитали, что в рассматриваемом случае без проверки Центрсибнедра соблюдения Правил оказания услуг почтовой связи у Департамента отсутствовали основания для вывода о надлежащем уведомлении общества о наличии в его деятельности нарушений и необходимости их устранения в двенадцатимесячный срок.
Кроме того, из материалов дела следует, что основанием для издания оспариваемого приказа о досрочном прекращении права пользования недрами послужили результаты внеплановой документарной проверки исполнения обществом уведомления Центрсибнедра от 12.05.2017 N 04-01/2471, проведенной Управлением Росприроднадзора по Республике Хакасия в августе 2018 на основании приказа от 26.06.2018 N 103-в, результаты которой оформлены актом от 10.08.2018.
Судами установлено, что при проведении проверки Управлением Росприроднадзора не соблюдены положения статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ в части требования к уведомлению проверяемого лица о проведении проверки, что в соответствии со статьей 20 названного Федерального закона является грубым нарушением требований к организации и проведению проверок, в связи с чем результаты такой проверки не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований.
На основании изложенного суды мотивированно посчитали, что рассмотренный на заседании Комиссии акт проверки от 10.08.2018, составленный Управлением Росприроднадзора с грубыми нарушениями требований Федерального закона N 294-ФЗ, не мог быть принят Комиссией Центрсибнедра в качестве доказательства наличия нарушений условий лицензионного соглашения.
Ссылки заявителя кассационной жалобы на отсутствие в силу положений Административного регламента у Департамента и Комиссии обязанности проверять соблюдение порядка проведения проверки Росприроднадзором и оценивать содержание представленного акта проверки, правомерно отклонены судом апелляционной инстанции, как не свидетельствующие о возможности принятия к рассмотрению комиссией документов, полученных в отсутствие доказательств надлежащего соблюдения требований закона, в том числе в силу федерального закона признаваемых недопустимыми доказательствами нарушения.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что факт нарушения обществом условий лицензионного соглашения подтверждается иными документами, не опровергает выводы судов о наличии существенного нарушения Департаментом порядка досрочного прекращения права пользования недрами.
Суды обоснованно признали, что выводы Департамента о неисполнении ООО "Голден Санд" требований уведомления от 12.05.2017 N 04-01/2471 и неустранении выявленных нарушений условий лицензии по недропользованию в установленный в уведомлении срок сделаны в отсутствие доказательств надлежащего уведомления лица о необходимости устранения выявленных нарушений и установленном сроке на совершение необходимых действий, а также в отсутствие достоверных доказательств неустранения выявленных нарушений, собранных и оформленных в соответствии с требованиями действующего федерального законодательства.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие выводы судов, были предметом надлежащего исследования судами первой и апелляционной инстанций и мотивированно отклонены, по существу данные доводы направлены на иную оценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, а также несостоятельны в правовом отношении, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 21 февраля 2019 года по делу N А33-31050/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 10 июня 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из части 4 статьи 21 Закона о недрах, пункта 110 Административного регламента следует, что обязательным условием для принятия решения о прекращении права пользования недрами является проверка (установление) органом, выдавшим лицензию, факта устранения или неустранения нарушений, указанных в письменном уведомлении. Однако указанные в этом уведомлении нарушения могут быть устранены только в случае вручения пользователю недр уведомления, содержащего сведения о нарушениях и срок для устранения. В этой связи суды правильно посчитали, что в рассматриваемом случае без проверки Центрсибнедра соблюдения Правил оказания услуг почтовой связи у Департамента отсутствовали основания для вывода о надлежащем уведомлении общества о наличии в его деятельности нарушений и необходимости их устранения в двенадцатимесячный срок.
...
Судами установлено, что при проведении проверки Управлением Росприроднадзора не соблюдены положения статьи 10 Федерального закона N 294-ФЗ в части требования к уведомлению проверяемого лица о проведении проверки, что в соответствии со статьей 20 названного Федерального закона является грубым нарушением требований к организации и проведению проверок, в связи с чем результаты такой проверки не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом обязательных требований.
На основании изложенного суды мотивированно посчитали, что рассмотренный на заседании Комиссии акт проверки от 10.08.2018, составленный Управлением Росприроднадзора с грубыми нарушениями требований Федерального закона N 294-ФЗ, не мог быть принят Комиссией Центрсибнедра в качестве доказательства наличия нарушений условий лицензионного соглашения."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 октября 2019 г. N Ф02-4968/19 по делу N А33-31050/2018