Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 15 октября 2019 г. N Ф02-3937/19 по делу N А69-2810/2018
город Иркутск |
|
14 октября 2019 г. |
Дело N А69-2810/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 октября 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Соколовой Л.М.,
судей: Железняк Е.Г., Тютриной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гончаровой А.А.,
при участии представителя управления Федерального казначейства по Республике Тыва Ооржака А.А. (доверенность от 23.05.2018),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Республики Тыва кассационную жалобу государственного казенного учреждения Республики Тыва "Госстройзаказ" на решение Арбитражного суда Республики Тыва от 16 января 2019 года по делу N А69-2810/2018 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 24 мая 2019 года по тому же делу,
установил:
управление Федерального казначейства по Республике Тыва (ОГРН: 1021700512052, ИНН: 1700000390, г. Кызыл; далее - управление) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к государственному казенному учреждению Республики Тыва "Госстройзаказ" (ОГРН: 1111719001712, ИНН: 1701049944, г. Кызыл; далее - учреждение) о возмещении 70 606 652 рубля 88 копеек ущерба, причиненного Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 16 января 2019 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 24 мая 2019 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением и постановлением, учреждение обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с нарушением судами норм материального и процессуального права, несоответствием выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
По мнению учреждения, факт нецелевого использования денежных средств ответчиком истцом не доказан. Учреждение утверждает, что бюджетные средства правомерно перечислены подрядчикам в целях выполнения государственной программы - строительства жилых помещений детям-сиротам. При этом часть жилых помещений построена, ведется процесс по приемке, оформлению помещений в государственную собственность, в отношении других жилых помещений строительно-монтажные работы продолжаются. Ответчик полагает, что требования истца необоснованны, нарушают права и законные интересы лиц, участвующих в данной программе.
В отзыве на кассационную жалобу управление против доводов заявителя кассационной жалобы возразило.
Определением председателя третьего судебного состава Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа Клепиковой М.А. от 09 сентября 2019 года на основании статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена председательствующего Скубаева А.И. в составе судей, рассматривающих жалобу учреждения, председательствующим Соколовой Л.М.
В судебном заседании 09.09.2019 представитель истца поддержал возражения, изложенные в отзыве на кассационную жалобу.
После отложения 07.10.2019 представитель управления поддержал ранее изложенную правовую позицию по делу, уточнил, что действия ответчика нарушили положения бюджетного законодательства.
Учреждение о времени и месте судебного заседания извещено по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение, выполненное в форме электронного документа и подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно- телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов кассационной жалобы правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов арбитражных судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам.
Как следует из искового заявления, истцом заявлено требование о возврате денежных средств, предоставленных в качестве субсидии для исполнения государственной программы "Социальная защита семьи и детей на 2014 - 2016 годы".
Обосновывая свое право требования убытков, истец ссылается на невыполнение ответчиком предписания от 10.11.2017 N 12-12-20/21-7297.
Поскольку ответчиком не исполнено предписание и не осуществлена передача в государственную собственность жилых помещений, суды пришли к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
Между тем судами при рассмотрении дела не учтено следующее.
В силу пункта 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Таким образом, лицо, требующее возмещения причиненных ему убытков, должно доказать факт нарушения ответчиком обязательств, наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими убытками, а также размер убытков.
В силу статьи 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации предоставляются в форме субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
На основании абзаца 4 статьи 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации участник бюджетного процесса обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
По смыслу пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Согласно пункту 3 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств, выразившееся в нецелевом использовании финансовыми органами (главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение влечет бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы Российской Федерации, в размере средств, использованных не по целевому назначению, и (или) в размере платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
Таким образом, для разрешения вопроса о возврате сумм средств, полученных учреждением, в предмет судебного исследования входят вопросы, связанные с оценкой действий ответчика в части использования бюджетных средств для целей, определенных государственной программой.
При принятии судебных актов суды ограничились лишь установлением обстоятельств, связанных с своевременной передачей в государственную собственность жилых помещений. При этом не были включены в предмет судебного исследования вопросы об обстоятельствах, при которых возможно применение мер бюджетного принуждения в виде бесспорного взыскания бюджетных средств (статья 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Судами не дана оценка содержанию предписания в части обязания учреждения возвратить денежные средства. Данные обстоятельства подлежат установлению, поскольку предписание контролирующего органа является основанием заявленных исковых требований.
С учетом того, что при принятии обжалуемых судебных актов не были применены нормы материального права, регулирующие вопросы возврата бюджетных средств в связи с допущенным бюджетным правонарушением, и, как следствие, неправильно определен круг значимых для данного дела обстоятельств, решение Арбитражного суда Республики Тыва от 16 января 2019 года и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 24 мая 2019 года подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду следует учесть изложенное в настоящем постановлении, установить обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения спора, оценить в соответствии с главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, представленные лицами, участвующими в деле, в подтверждение заявленных ими требований и возражений, распределить расходы по государственной пошлине за кассационное рассмотрение дела.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Тыва от 16 января 2019 года по делу N А69-2810/2018 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 24 мая 2019 года по тому же делу отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Тыва.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.М. Соколова |
Судьи |
Е.Г. Железняк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При принятии судебных актов суды ограничились лишь установлением обстоятельств, связанных с своевременной передачей в государственную собственность жилых помещений. При этом не были включены в предмет судебного исследования вопросы об обстоятельствах, при которых возможно применение мер бюджетного принуждения в виде бесспорного взыскания бюджетных средств (статья 306.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Судами не дана оценка содержанию предписания в части обязания учреждения возвратить денежные средства. Данные обстоятельства подлежат установлению, поскольку предписание контролирующего органа является основанием заявленных исковых требований.
С учетом того, что при принятии обжалуемых судебных актов не были применены нормы материального права, регулирующие вопросы возврата бюджетных средств в связи с допущенным бюджетным правонарушением, и, как следствие, неправильно определен круг значимых для данного дела обстоятельств, решение Арбитражного суда Республики Тыва от 16 января 2019 года и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 24 мая 2019 года подлежат отмене, а дело направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 октября 2019 г. N Ф02-3937/19 по делу N А69-2810/2018
Хронология рассмотрения дела:
25.06.2021 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2978/2021
04.03.2021 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1723/20
13.02.2020 Решение Арбитражного суда Республики Тыва N А69-2810/18
11.02.2020 Решение Арбитражного суда Республики Тыва N А69-2810/18
14.10.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3937/19
24.05.2019 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1163/19
16.01.2019 Решение Арбитражного суда Республики Тыва N А69-2810/18