город Иркутск |
|
28 июня 2024 г. |
Дело N А19-10399/2023 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 июня 2024 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 июня 2024 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кушнаревой Н.П.,
судей: Дамбарова С.Д., Качукова С.Б.,
при участии представителей администрации города Иркутска - Ильина И.А. (доверенность от 27.12.2023, диплом, паспорт) и Лоховой Е.Ю. (доверенность от 12.01.2024, диплом, паспорт, свидетельство), представителя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска - Рассикаса М.С. (доверенность 28.12.2023, диплом, паспорт), представителя комитета по градостроительной политике администрации города Иркутска - Груздь А.В. (доверенность от 10.06.2024, диплом, паспорт), представителей огороднического некоммерческого товарищества "Нархоз" - Баранова А.Л. (выписка из протокола от 06.04.2024 N 1, паспорт) и Спиридонова И.К. (доверенность от 31.08.2023, удостоверение адвоката),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации города Иркутска на решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 ноября 2023 года по делу N А19-10399/2023, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07 марта 2024 года по тому же делу,
УСТАНОВИЛ:
огородническое некоммерческое товарищество "Нархоз" (далее - товарищество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к администрации г. Иркутска (далее -администрация) о признании незаконным распоряжения заместителя мэра - председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом от 20.04.2023 N 504-02-614/23 "Об отмене распоряжения заместителя мэра - председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска от 10.06.2022 N 504-02-1082/2022 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка".
К участию в деле в качестве соответчика привлечен комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Иркутска (далее - комитет).
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен комитет по градостроительной политике администрации города Иркутска.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 07 ноября 2023 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07 марта 2024 года, заявление удовлетворено, распоряжение комитета от 20.04.2023 N 504-02-614/23 признано незаконным, возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов товарищества.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, администрация обратилась с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
В кассационной жалобе приведены доводы о несоответствии выводов судов фактическим обстоятельствам дела, неправильном применении норм материального права. Суды не дали оценку объяснениям администрации и комитета, представленным доказательствам, подтверждающим расположение испрашиваемого земельного участка в границах красных линий. Из ответа комитета по градостроительной политике администрации от 27.06.2023 и приложенных к нему документов следует, что спорный земельный участок расположен в границах красных линий, то есть территории общего пользования. Суды ошибочно посчитали, что документация по планировке территории не подтверждает указанного обстоятельства и неправомерно применили к возникшим отношениям положения Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 29.10.2002 N 150 и Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 06.10.1998 N 18-30. Отмена принятого распоряжения в порядке самоконтроля обусловлена нарушениями положений статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации при его принятии, нахождением земельного участка в зоне паводка.
В отзыве на кассационную жалобу товарищество, возражая относительно приведенных доводов, просит оставить обжалуемые акты без изменения.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 11 июня 2024 года по рассмотрению кассационной жалобы объявлен перерыв до 11 часов 00 минут 26 июня 2024 года, информация о чем была размещена на информационном ресурсе "Картотека арбитражных дел" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://kad.arbitr.ru).
Присутствующие в судебном заседании представители сторон и третьего лица поддержали свои доводы и возражения.
Как установлено судами и следует из материалов дела, распоряжением администрации от 10.06.2022 N 504-02-1082/22 товариществу согласовано предоставление земельного участка площадью 250 000 кв. м из земель населенных пунктов с условным номером 38:36:000008:ЗУ1 с видом разрешенного использования "запретная зона и запретный район войсковой части", образованного путем раздела земельного участка, находящегося в собственности муниципального образования город Иркутск, с кадастровым номером 38:36:000008:112, расположенного по адресу:
г. Иркутск, ст. Батарейная.
Этим же распоряжением утверждена схема расположения образуемого земельного участка на кадастровом плане территории.
Согласно пункту 4 распоряжения условием предоставления товариществу образуемого земельного участка является: 1) необходимость изменения вида разрешенного использования образуемого земельного участка; 2) проведение кадастровых работ по его образованию в соответствии со схемой.
Пунктом 5 распоряжения установлено, что товарищество имеет право обратиться в комиссию по подготовке Правил землепользования и застройки с соответствующим заявлением в целях дальнейшего изменения вида разрешенного использования образуемого земельного участка на "ведение огородничества", поскольку цель использования земельного участка не соответствует видам разрешенного использования земельных участков, установленным для соответствующей территориальной зоны.
Товариществом проведены кадастровые работы и 05.08.2022 на государственный кадастровый учет поставлен земельный участок с кадастровым номером 38:36:000008:9448.
В дальнейшем товарищество обратилось в Комиссию по подготовке изменений Правил землепользования и застройки с заявлением об изменении территориальной зоны с зоны СХЗ-401 на зону СХЗ-402 "Ведение садоводства".
26.08.2022 Комиссией заявление отклонено в связи с тем, что предельный максимальный размер земельного участка в территориальной зоне СХЗ-402 составляет 0,2 га, в то время как земельный участок с кадастровым номером 38:36:000008:9448 имеет площадь 25 га.
16.09.2022 товарищество вновь обратилось в Комиссию о внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Иркутска с предложением об изменении Правил землепользования и застройки г. Иркутска для планировочного элемента Л-04-14 в части включения в перечень видов разрешенного использования вида разрешенного использования - "Ведение огородничества 13.1" с отклонением от предельных параметров для указанного вида и установлением предельного максимального размера участка - 25,0 га.
16.11.2022 Комиссией указанные предложения отклонены, поскольку земельный участок находится в границах красных линий (территория общего пользования); на данную территорию отсутствует утвержденные проект межевания территории и документация по планировке территории планировочного элемента Л-04-14.
Распоряжением администрации от 20.04.2023 N 504-02-614/23 в порядке самоконтроля отменено распоряжение заместителя мэра - председателя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Иркутска от 10.06.2022 N 504-02-1082/2022 "О предварительном согласовании предоставления земельного участка".
Ссылаясь на то, что распоряжение администрации от 20.04.2023 N 504-02-614/23 не соответствует земельному законодательству, нарушает права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, товарищество обратилось в арбитражный суд с указанным выше заявлением.
Разрешая возникший спор и удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались положениями статей 39.10, 39.14, 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 1, 18, 23, 26, 41, 42, 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации и исходили из того, что администрацией и комитетом не представлены доказательства, свидетельствующие о нахождении испрашиваемого земельного участка в границах красных линий (территории общего пользования).
Проверив в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов кассационной жалобы правильность применения судами норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В силу подпункта 11 пункта 2 статьи 39.10 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в безвозмездное пользование садоводческим или огородническим некоммерческим товариществам на срок не более чем пять лет.
Особенности предоставления в безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, определены статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой такой земельный участок предоставляется без проведения торгов в следующем порядке: 1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок; 2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости". В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении; 3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 настоящего Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости"; 4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка; 5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 6) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка; 7) заключение договора безвозмездного пользования земельным участком.
Согласно пункту 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-13, 14.1-19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
Принимая распоряжение о предварительном согласовании предоставления товариществу земельного участка, уполномоченный орган не установил, предусмотренных пунктом 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, препятствий для принятия такого решения.
Однако в последующем, отменяя данное распоряжение, посчитал, что испрашиваемый земельный участок расположен в границах красных линий (территории общего пользования), в связи с чем не мог быть предоставлен товариществу в безвозмездное пользование.
Исходя из положений статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, возлагается на орган, который приняли такое решение.
В обоснование своих возражений относительно заявленных требований администрация и комитет сослались на проект планировки Иркутска-II с чертежом красных линий, утвержденный постановлением администрации от 18.01.2012 N 031-06-10/12.
Данные возражения обоснованно отвергнуты судами исходя из следующего.
В соответствии со статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации под красными линиями понимаются линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории; под территориями общего пользования территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары.
Ранее действовавшая редакция указанной статьи предусматривала, что данными линиями также обозначаются границы территорий, занятых линейными объектами и (или) предназначенных для размещения линейных объектов.
Статьей 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на 18.01.2012) установлено, что подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает в себя, в частности, чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются красные линии; линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, проходы к водным объектам общего пользования и их береговым полосам.
Сопоставив указанный проект планировки, содержащий чертеж красных линий, с иными материалами дела, суды обоснованно указали, что из него не следует, что спорный земельный участок находится в границах территории общего пользования и пересекает красные линии.
Администрацией не представлена пояснительная записка к проекту планировки с обоснованием установления красных линий в отношении территории общего пользования (улицы, дороги, зеленые насаждения и т.п.) в соответствии с пунктом 5.2 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 06.10.1998 N 18-30.
При этом в материалах дела имеются заключение кадастрового инженера ООО "Базис" от 17.04.2023, заключение ППК "Роскадастр" от 01.08.2023, из которых следует, что земельный участок с кадастровым номером 38:36:000008:9448 не находится в границах красных линий и не пересекает их.
Оснований не согласиться с данными выводами суд кассационной инстанции не усматривает.
Вопреки приведенным в кассационной жалобе доводам, представленные комитетом и администрацией доказательства получили надлежащую оценку судов в совокупности как не подтверждающие обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого решения.
Заключение о расположении спорного земельного участка в границах территории общего пользования, составленное ООО "Градостроительная мастерская "Линия", обоснованно не принято во внимание судами.
Данное заключение представляет собой интерпретацию положений Градостроительного кодекса Российской Федерации, Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, однако не содержит конкретных данных, свидетельствующих о том, что земельный участок находится в границах территории общего пользования.
Ссылки на то, что суды признали незаконным постановление администрации от 18.01.2012 N 031-06-10/12 "Об утверждении проекта планировки Иркутска-II", являются несостоятельными, поскольку из обжалуемых судебных актов этого не следует.
Содержащиеся в кассационной жалобе утверждения о неправомерном применении к возникшим отношениям Инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 29.10.2002 N 150 и Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, введенной в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по жилищной и строительной политике от 06.10.1998 N 18-30, не свидетельствуют о неправильности выводов судов о том, что спорный участок не располагается в границах территории общего пользования.
Обстоятельства, касающиеся нахождения данного участка в зоне паводка, не являлись основанием для принятия обжалуемого решения, в связи с чем в силу пункта 61 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" судебной проверке не подлежали.
С учетом изложенного, суды пришли к обоснованным выводам о противоречии оспариваемого решения положениям пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, нарушении им прав и законных интересов товарищества в сфере иной экономической деятельности, и соответственно, наличии оснований для удовлетворения заявления.
Иные приведенные в кассационной жалобе доводы являлись предметом исследования в ходе судебного разбирательства в судах двух инстанций, получили надлежащую правовую оценку и по существу направлены на переоценку доказательств и установленных фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Настоящее постановление выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленными квалифицированными электронными подписями судей, в связи с чем направляется лицам, участвующим в деле, посредством его размещения в установленном порядке в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
По ходатайству лиц, участвующих в деле, копия постановления на бумажном носителе может быть направлена им в пятидневный срок со дня поступления соответствующего ходатайства заказным письмом с уведомлением о вручении или вручена им под расписку.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 07 ноября 2023 года по делу N А19-10399/2023 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 07 марта 2024 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.П. Кушнарева |
Судьи |
С.Д. Дамбаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Суд признал незаконным распоряжение администрации о отмене предварительного согласования предоставления земельного участка, так как не было доказано, что участок находится в границах красных линий. Судебные акты первой и апелляционной инстанций оставлены без изменения, кассационная жалоба администрации отклонена.
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 июня 2024 г. N Ф02-2242/24 по делу N А19-10399/2023
Хронология рассмотрения дела:
28.06.2024 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2242/2024
07.03.2024 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5568/2023
14.12.2023 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-5568/2023
07.11.2023 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-10399/2023