город Иркутск |
|
21 октября 2019 г. |
Дело N А74-2304/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 октября 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Кадниковой Л.А., Рудых А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Совета депутатов муниципального образования город Саяногорск на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 08 мая 2019 года по делу N А74-2304/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 июля 2019 года по тому же делу,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сибирская торговая компания" (ОГРН 1081902001070, ИНН 1902021674, г. Саяногорск Республики Хакасия; далее - ООО "СТК", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с заявлением, измененным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации, о признании незаконными действий Совета депутатов муниципального образования город Саяногорск (далее - Совет депутатов) пятого созыва, оформленных протоколом от 19.02.2019 N 19 по 10-му вопросу повестки дня 19-ой сессии "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Саяногорска, Правила землепользования и застройки р.п. Черемушки, Правила землепользования и застройки р.п. Майна, утвержденные решением Саяногорского городского Совета депутатов от 22.12.2010 N 110" в части изменения вида и границ территориальной зоны ОД-1 зона "Административно-деловая" на П-3 зона "Производственные предприятия IV-V класса опасности" с установлением границ контура территориальной зоны П-3 в районе ул. Индустриальная, 33а"; о возложении на Совет депутатов обязанности утвердить проект указанного решения.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация муниципального образования г. Саяногорска (далее - Администрация).
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 08 мая 2019 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 июля 2019 года, заявленные требования удовлетворены, оспариваемое бездействие Совета депутатов признанно незаконным; на Совет депутатов возложена обязанность в месячный срок с момента вступления решения в законную силу принять решение в соответствии с частью 2 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации по вопросу "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Саяногорска, Правила землепользования и застройки р.п. Черемушки, Правила землепользования и застройки р.п. Майна, в части изменения вида и границ территориальной зоны ОД-1 зона "Административно-деловая" на П-3 зона "Производственные предприятия IV - V класса опасности" в районе ул. Индустриальная, 33а.
Совет депутатов обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ), Регламента Совета депутатов муниципального образования город Саяногорск, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования город Саяногорск от 21.12.2017 N 38 (далее - Регламент Совета депутатов), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не учтено, что спорный земельный участок используется для перегрузки твердых коммунальных отходов и находится в черте города, принятие решения может повлечь негативное воздействие на окружающую среду и нарушение санитарно-эпидемиологической обстановки в городе; складирование твёрдых коммунальных отходов (ТКО) на данном земельном участке до настоящего времени продолжается, что создает угрозу причинения вреда здоровью человека и окружающей среде; представленный проект решения по вопросу внесения изменений в Правила землепользования и застройки не в полной мере соответствует территориальной схеме обращения с отходами в Республике Хакасия и Положению о территориальном планировании муниципального образования (МО) город Саяногорск, в соответствии с которым размещение полигона бытовых отходов на территории МО предусмотрено на расстоянии 4 км от города; возложение судом обязанности по рассмотрению спорного вопроса на очередной сессии Совета депутатов в месячный срок не соответствует требованиям Федерального закона N 131-ФЗ и Регламента Совета депутатов.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, обществу "СТК" принадлежит 4/5 доли в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 19:03:030102:939, относящийся к категории земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для общетоварных складов, общей площадью 52 628 кв. м, расположенный по адресу: Республика Хакасия, г. Саяногорск, ул. Индустриальная, уч. 33а (свидетельство о государственной регистрации права от 08.06.2015 серии 19 АА N 689785).
Согласно выкопировке из схемы территориального зонирования г. Саяногорска участок находится в зоне ОД -1 "Административно-деловая".
Общество 28.12.2017 обратилось в комиссию по землепользованию и застройке МО город Саяногорск с заявлением о внесении изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования г. Саяногорск в части изменения вида и границ части территориальной зоны ОД-1 зона "Административно-деловая" на П-3 зона "Производственные предприятия IV-V класса опасности" с установлением границ контура 2 территориальной зоны П-3 в районе ул. Индустриальная, 33а. Основанием для обращения указано на несоответствие вида разрешенного использования земельного участка территориальной зоне ОД-1, в которой он расположен, что лишает собственников возможности эффективно использовать земельный участок в сфере предпринимательской деятельности, а также существенно увеличивает его кадастровую стоимость.
Комиссией по землепользованию и застройке МО город Саяногорск подготовлен проект внесения требуемых изменений в Правила землепользования и застройки муниципального образования г. Саяногорск.
Постановлением главы МО город Саяногорск от 02.03.2018 N 138 назначены публичные слушания по проекту решения Совета депутатов "О внесении изменений в Правила землепользования и застройки г. Саяногорска, утвержденные решением Саяногорского городского Совета депутатов от 22.12.2010 N 110".
По результатам публичных слушаний проект решения получил положительную оценку, рекомендовано направить проект в Совет депутатов для утверждения (протокол публичных слушаний от 16.05.2018, заключение о результатах публичных слушаний опубликованы в газете "Саянские ведомости" 24.05.2018).
Главой МО город Саяногорск 06.06.2018 в адрес председателя Совета депутатов направлено ходатайство о рассмотрении на ближайшей сессии Совета депутатов вышеуказанного проекта решения.
Рассмотрение проекта неоднократно откладывалось Советом депутатов.
Проект рассмотрен на 19-ой сессии Совета депутатов, в результате голосования решение по данному вопросу принято не было в связи с необходимостью ограничения негативного воздействия на окружающую среду в черте города и обеспечением охраны санитарно-эпидемиологической обстановки в муниципальном образовании г. Саяногорск (выписка из протокола от 19.02.2018 N 19).
Письмом от 19.02.2019 N 36 Совет депутатов уведомил общество о том, что решение по предложенному проекту депутатами не принято.
ООО "СТК", полагая, что бездействие Совета депутатов, выраженное в непринятии решения о внесении изменений в Правила землепользования и застройки, не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что оспариваемое бездействие не соответствует требованиям действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Порядок утверждения и изменения правил землепользования и застройки урегулирован статьями 31 - 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 31 и 32 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Согласно части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления; обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протокол общественных обсуждений или публичных слушаний, заключение о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, за исключением случаев, если их проведение в соответствии с настоящим Кодексом не требуется.
Представительный орган местного самоуправления по результатам рассмотрения проекта правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему может утвердить правила землепользования и застройки или направить проект правил землепользования и застройки главе местной администрации на доработку в соответствии с заключением о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний по указанному проекту (часть 2 статьи 32 Кодекса).
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 04.04.2017 N 593-О, установленное в части 2 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации распределение полномочий органов местного самоуправления в процедуре подготовки и принятия правил землепользования и застройки и обязательных приложений к нему, предполагает, что представительный орган не вправе вносить изменения в представленный проект правил землепользования и застройки, а может лишь утвердить эти правила или направить проект главе местной администрации на доработку.
По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств суды установили и заявителем кассационной жалобы не оспаривается, что процедура внесения изменений в Правила землепользования и застройки г. Саяногорска, утвержденные решением Саяногорского городского Совета депутатов от 22.12.2010 N 110, предусмотренная статьей 33 Кодекса, соблюдена. На основании заявления ООО "СТК" комиссией по землепользованию и застройке МО город Саяногорск подготовлен проект внесения изменений в Правила землепользования и застройки в части изменения вида и границ части территориальной зоны ОД -1 зона "Административно-деловая" на П-3 зона "Производственные предприятия IV-V класса опасности" с установлением границ контура 2 территориальной зоны П-3 в районе ул. Индустриальная, 33А; проведены публичные слушания по проекту и получено положительное заключение публичных слушаний. Проект решения направлен главой местной администрации на рассмотрение в Совет депутатов с приложением протокола публичных слушаний, заключения о результатах публичных слушаний и аналитической записки.
При таких обстоятельствах, суды двух инстанций обоснованно признали, что непринятие Советом депутатов пятого созыва решения по вопросу внесения изменений в Правила землепользования и застройки не соответствует положениям части 2 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации и влечет нарушение прав заявителя на эффективное использование указанного земельного участка.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что представленный проект решения по вопросу внесения изменений в Правила землепользования и застройки не в полной мере соответствует территориальной схеме обращения с отходами в Республике Хакасия и Положению о территориальном планировании МО город Саяногорск, принятие решения может повлечь негативное воздействие на окружающую среду и нарушение санитарно-эпидемиологической обстановки, не могут быть приняты во внимание в качестве основания для отмены судебных актов.
Исходя из части 2 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Совет депутатов вправе либо утвердить изменения в Правила землепользования и застройки, либо в целях проверки на предмет соответствия проекта изменений положениям о территориальном планировании, содержащимся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, направить проект на доработку в комиссию по подготовке правил землепользования и застройки, которая в соответствии со статьей 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязана повторно рассмотреть вопрос с учетом замечаний Думы.
Доводы Совета депутатов о неправомерном возложении на него судом обязанности по рассмотрению спорного вопроса на очередной сессии Совета депутатов в месячный срок, были рассмотрены судом апелляционной инстанции и отклонены, как не соответствующие предусмотренному Регламентом порядку работы Совета депутатов.
Ссылка на статьи 26, 36, 73, 74.1 Федерального закона N 131-ФЗ регулирующие иные вопросы, не относящиеся к деятельности Совета депутатов, не может быть учтена.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Хакасия и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 08 мая 2019 года по делу N А74-2304/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 16 июля 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Л.А. Кадникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств суды установили и заявителем кассационной жалобы не оспаривается, что процедура внесения изменений в Правила землепользования и застройки г. Саяногорска, утвержденные решением Саяногорского городского Совета депутатов от 22.12.2010 N 110, предусмотренная статьей 33 Кодекса, соблюдена. На основании заявления ООО "СТК" комиссией по землепользованию и застройке МО город Саяногорск подготовлен проект внесения изменений в Правила землепользования и застройки в части изменения вида и границ части территориальной зоны ОД -1 зона "Административно-деловая" на П-3 зона "Производственные предприятия IV-V класса опасности" с установлением границ контура 2 территориальной зоны П-3 в районе ул. Индустриальная, 33А; проведены публичные слушания по проекту и получено положительное заключение публичных слушаний. Проект решения направлен главой местной администрации на рассмотрение в Совет депутатов с приложением протокола публичных слушаний, заключения о результатах публичных слушаний и аналитической записки.
При таких обстоятельствах, суды двух инстанций обоснованно признали, что непринятие Советом депутатов пятого созыва решения по вопросу внесения изменений в Правила землепользования и застройки не соответствует положениям части 2 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации и влечет нарушение прав заявителя на эффективное использование указанного земельного участка.
...
Исходя из части 2 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Совет депутатов вправе либо утвердить изменения в Правила землепользования и застройки, либо в целях проверки на предмет соответствия проекта изменений положениям о территориальном планировании, содержащимся в документах территориального планирования, с учетом требований технических регламентов, направить проект на доработку в комиссию по подготовке правил землепользования и застройки, которая в соответствии со статьей 33 Градостроительного кодекса Российской Федерации обязана повторно рассмотреть вопрос с учетом замечаний Думы.
...
Ссылка на статьи 26, 36, 73, 74.1 Федерального закона N 131-ФЗ регулирующие иные вопросы, не относящиеся к деятельности Совета депутатов, не может быть учтена."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21 октября 2019 г. N Ф02-5186/19 по делу N А74-2304/2019
Хронология рассмотрения дела:
21.10.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5186/19
19.09.2019 Определение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-2304/19
16.07.2019 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3801/19
08.05.2019 Решение Арбитражного суда Республики Хакасия N А74-2304/19