город Иркутск |
|
07 ноября 2019 г. |
Дело N А78-2135/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Ананьиной Г.В., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка - Бирюковой С.Ф. (доверенность N д6-4 от 26.02.2019),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Сибирскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Забайкальского края от 23 апреля 2019 года по делу N А78-2135/2019 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 11 июля 2019 года по тому же делу (суд первой инстанции - Горкин Д.С., суд апелляционной инстанции: Ячменёв Г.Г., Желтоухов Е.В., Сидоренко В.А.),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Регент" (ОГРН 1037550044707;
ИНН 7535014372; г. Чита; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Забайкальского края с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка (Росалкогольрегулирование) (далее - управление) N N 6-02-30/71-ю-2018, 6-02-30/72-ю-2018 от 11.02.2019.
Определением арбитражного суда от 19 апреля 2019 года требование о признании незаконным и отмене постановления управления N 6-02-30/72-ю-2018 от 11.02.2019 выделено в отдельное производство, делу присвоен номер А78-4920/2019.
Решением Арбитражного суда Забайкальского края от 23 апреля 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 11 июля 2019 года, требование общества удовлетворено, постановление управления N 6-02-30/71-ю2018 от 11.02.2019 признано незаконным и отменено.
Не согласившись с указанными судебными актами, управление обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Согласно доводам кассационной жалобы, выводы судов о допустимости указания в ЕГАИС сведений о дате отпуска груза до его фактической отгрузки противоречит требованиям Приказа Росалкогольрегулирования от 21.05.2014 N 149 "Об утверждении форм заявок о фиксации в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции информации об организации, осуществляющей производство и (или) оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, о продукции, об объеме производства и оборота продукции, о документах, разрешающих и сопровождающих производство и оборот продукции, подтверждений о фиксации и уведомлений об отказе в фиксации указанной информации, а также формы и порядка заполнения запросов организаций о предоставлении информации, содержащейся в единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, и справок, предоставляемых территориальными органами Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка на основании этих запросов" (далее - Приказ N 149); для соблюдения требований пункта 5.1.1 Приказа N 149 обществу надлежало изменить установленную в ЕГАИС по умолчанию программой текущую дату составления документа на фактическую дату отгрузки продукции, отраженную в соответствующих товарно-транспортных накладных; выводы судов основаны на доказательствах, полученных с нарушением требований процессуального законодательства, поскольку управлению при производстве по административному делу обществом не были представлены имеющиеся у него документы, впоследствии представленные непосредственно суду.
В представленном отзыве общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы кассационной жалобы.
Общество о времени и месте судебного заседания извещено по правилам статей 123, 186 АПК РФ (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своего представителя в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в его отсутствие.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения Арбитражным судом Забайкальского края и Четвёртым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, общество осуществляет деятельность по закупке, хранению и поставкам алкогольной продукции на основании лицензии РА 002708 регистрационный номер 753АП0004759 от 27.08.2015, выданной Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка, сроком действия до 27.06.2021 (далее - лицензия).
В результате анализа, проведенного на основании задания заместителя руководителя управления Курочкиной О.А. на проведение мероприятий по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями N 34/1 от 10.06.2018, было установлено, что общество в период с 21.05.2018 по 27.05.2018 нарушало сроки фиксации в ЕГАИС сведений об объеме отгруженной алкогольной продукции, установленные приказом N 149, по адресу осуществления деятельности: г. Чита, ул. Недорезова, 1, стр. 5, литер Е, склад NN 10, 11, что свидетельствует о наличии признаков события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 14.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
На основании изложенного определением управления от 31.08.2018 в отношении общества возбуждено дело об административном правонарушении N 6-02-30/71-ю2018.
В рамках административного расследования 31.08.2018 у общества истребованы документы и сведения, подтверждающие оборот алкогольной продукции: товарно-транспортные накладные на поставленную алкогольную продукцию в период с 21.05.2018 по 27.05.2018.
При анализе полученных от общества документов управлением установлено, что общество зафиксировало в ЕГАИС информацию об отгрузке алкогольной продукции до фактического выезда транспортного средства с продукцией с территории общества, при этом в поле "Дата отпуска груза" ЕГАИС указало недостоверные сведения о дате отпуска алкогольной продукции.
По результатам административного расследования в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 27.12.2018.
Постановлением управления N 6-02-30/71ю-2018 от 11.02.2019 о назначении административного наказания общество привлечено к административной ответственности по статье 14.19 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество оспорило его в арбитражном суде.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции с учётом конкретных фактических обстоятельств по настоящему делу пришел к выводу об отсутствии в деяниях общества состава вменяемого административного правонарушения.
Четвёртый арбитражный апелляционный суд поддержал выводы суда первой инстанции, признав их законными и обоснованными.
В соответствии со статьей 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела (часть 6). При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7). Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение (часть 4).
В силу пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" (далее - Федеральный закон N 171-ФЗ) организации, осуществляющие производство и (или) оборот этилового спирта (за исключением фармацевтической субстанции спирта этилового (этанола), алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет объема их производства и (или) оборота.
В соответствии с абзацем 17 пункта 2 статьи 8 Федерального закона N 171-ФЗ, программно-аппаратные средства организации, использующих оборудование для учета объема оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также индивидуальных предпринимателей, осуществляющих закупку пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи в целях последующей розничной продажи такой продукции, должны обеспечивать прием и передачу информации об обороте такой продукции.
В силу пункта 15 Правил функционирования единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 N 1459) организации, использующие оборудование для учета объема закупки, хранения и поставки продукции, представляют в единую информационную систему с использованием программно-аппаратных средств информацию, указанную в подпунктах 1, 2, 3, 18, 20, 25, 26 и 30 пункта 6 Правил ЕГАИС, в том числе сведения, содержащиеся в товарно-транспортной накладной.
Пунктом 5.1.1 Приказа N 149 установлено, что заявка о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции (в том числе на экспорт и возврат) представляется организациями, осуществляющими поставку продукции, по месту их нахождения (по месту нахождения их обособленных подразделений), до выезда транспортного средства с продукцией с территории организации-поставщика продукции, при этом в заявке о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции в полях "5. Дата отпуска груза", "6. Номер документа" и "7. Серия документа" указываются соответственно фактические даты отгрузки (по умолчанию установлена текущая дата), номер и серия товарнотранспортной накладной, сведения о которой фиксируются в ЕГАИС, и заполняются оператором организации - поставщика продукции.
Судами установлено, что основанием для составления протокола об административном правонарушении и привлечения общества к административной ответственности по статье 14.19 КоАП РФ явилось установление управлением факта фиксации обществом в ЕГАИС информации о дате отгрузки груза, предшествующей дате выезда транспортного средства с соответствующей продукцией с территории общества, указанной в товарно-транспортных накладных.
Статьей 14.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке - для юридических лиц - в виде административного штрафа от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
Вместе с тем, правильно руководствуясь вышеприведенными нормами права, устанавливающими порядок фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке алкогольной продукции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, принимая во внимание доводы и пояснения участвующих в деле лиц, суды обосновано указали на отсутствие в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, поскольку указание в ЕГАИС даты отгрузки продукции до фактического выезда транспортного средства с продукцией с территории организации - поставщика не противоречит требованиям пункта 5.1.1 Приказа N 149, устанавливающего только крайний срок представления заявок о фиксации в ЕГАИС соответствующей информации, и не может расцениваться как нарушение законодательства. Так, заявка о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции представляется до выезда транспортного средства с продукцией с территории организации - поставщика продукции, при этом начало срока и допускаемый период времени для представления заявки, предшествующий выезду транспортного средства, не установлены, а окончание срока представления заявки связано только с выездом транспортного средства с территории поставщика.
Суды обоснованно указали, что в рассматриваемом случае общество в целях рационализации технологических процессов по движению товаров, готовясь к отправке со своих складов алкогольной продукции, заранее создавало документ "проект заявки". При этом дата составления заявки проставлялась в ЕГАИС автоматически по дате создания и соответствовала датам оформления товарно-транспортных накладных (что отвечает требованиям части 3 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"), в дальнейшем, непосредственно при отпуске товара в товарно-транспортных накладных отмечалась фактическая дата отпуска груза, а также подавалась заявка о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке с указанием фактической даты отпуска алкогольной продукции.
С учетом изложенного суды сделали правильный вывод о том, что предварительная фиксация в ЕГАИС информации об отгрузке продукции, предшествующая дате фактической отгрузки, отраженной в товарно-транспортных накладных, (как это делало общество), не запрещена и допускается, то есть обществом не были нарушены установленные законодательством сроки фиксации необходимой информации в ЕГАИС.
Кроме того, судами правомерно учтена правовая позиция, изложенная в письме Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Центральному федеральному округу N у-1-152/09 от 29.01.2019, согласно которой фиксация в ЕГАИС информации, содержащейся в товарно-транспортной накладной, ранее даты самой товарно-транспортной накладной не является нарушением установленного порядка учета объема оборота продукции.
При указанных обстоятельствах изложенные в оспариваемом постановлении выводы управления о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного статьёй 14.19 КоАП РФ, обоснованно признаны судами неподтвержденными, а постановление N 6-02-30/71- ю-2018 от 11.02.2019 на основании части 2 статьи 211 АПК РФ правомерно признано незаконным и отменено.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что выводы судов по данному основаны на оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии с главой 7 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, установлении всех обстоятельств, имеющих значение при рассмотрении настоящего спора, и правильном применении положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения.
Доводы заявителя кассационной жалобы не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судебными инстанциями при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебных актов либо опровергали выводы суда первой и апелляционной инстанций, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, не влекущими отмену обжалуемых судебных актов.
При таких обстоятельствах, а также ввиду отсутствия нарушений судами норм материального и процессуального права, в том числе предусмотренных статьей 288 АПК РФ, решение Арбитражного Забайкальского края и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Забайкальского края от 23 апреля 2019 года по делу N А78-2135/2019 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 11 июля 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Статьей 14.19 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение установленного законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядка учета объема производства, оборота и (или) использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или порядка учета использования производственных мощностей, объема собранного винограда и использованного для производства винодельческой продукции винограда либо нефиксация информации в Единой государственной автоматизированной информационной системе учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в установленном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции порядке - для юридических лиц - в виде административного штрафа от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей с конфискацией продукции, явившейся предметом административного правонарушения, либо без таковой.
Вместе с тем, правильно руководствуясь вышеприведенными нормами права, устанавливающими порядок фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке алкогольной продукции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, принимая во внимание доводы и пояснения участвующих в деле лиц, суды обосновано указали на отсутствие в действиях общества состава вменяемого административного правонарушения, поскольку указание в ЕГАИС даты отгрузки продукции до фактического выезда транспортного средства с продукцией с территории организации - поставщика не противоречит требованиям пункта 5.1.1 Приказа N 149, устанавливающего только крайний срок представления заявок о фиксации в ЕГАИС соответствующей информации, и не может расцениваться как нарушение законодательства. Так, заявка о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке продукции представляется до выезда транспортного средства с продукцией с территории организации - поставщика продукции, при этом начало срока и допускаемый период времени для представления заявки, предшествующий выезду транспортного средства, не установлены, а окончание срока представления заявки связано только с выездом транспортного средства с территории поставщика.
Суды обоснованно указали, что в рассматриваемом случае общество в целях рационализации технологических процессов по движению товаров, готовясь к отправке со своих складов алкогольной продукции, заранее создавало документ "проект заявки". При этом дата составления заявки проставлялась в ЕГАИС автоматически по дате создания и соответствовала датам оформления товарно-транспортных накладных (что отвечает требованиям части 3 статьи 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете"), в дальнейшем, непосредственно при отпуске товара в товарно-транспортных накладных отмечалась фактическая дата отпуска груза, а также подавалась заявка о фиксации в ЕГАИС информации об отгрузке с указанием фактической даты отпуска алкогольной продукции."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 7 ноября 2019 г. N Ф02-5631/19 по делу N А78-2135/2019