город Иркутск |
|
14 ноября 2019 г. |
Дело N А10-6581/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Ананьиной Г.В., Шелёминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Кулик А.А.,
с участием судьи Арбитражного суда Республики Бурятия, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Пунцуковой А.Т., при ведении протокола отдельного процессуального действия помощником судьи Кузнецовой Н.В.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Арбитражном суде Республики Бурятия представителей Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия Силаева В.Н. (доверенность от 09.01.2019); генерального директора общества с ограниченной ответственностью "МЭС" Исхакова А.А. (паспорт),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 03 июня 2019 года по делу N А10-6581/2018, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 12 августа 2019 года по тому же делу,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "МЭС" (г. Улан-Удэ, ИНН: 0326002067, ОГРН: 1020300973208, далее - общество, ООО "МЭС") обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Республиканской службе по тарифам Республики Бурятия (далее - РСТ Республики Бурятия, Служба по тарифам) о признании незаконными решения о прекращении рассмотрения дела ООО "МЭС" по определению необходимой валовой выручки и установлению индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями на 2018 год, оформленного приказом N 1/43 от 08.08.2018 и изложенного в извещении N 04-12/1109 от 08.08.2018, уведомления об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии от 08.08.2018 N 04-12/1108, обязании возобновить тарифное дело ООО "МЭС" по определению необходимой валовой выручки на 2020 год и установлению индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями на 2020 год, обязании определить ООО "МЭС" необходимую валовую выручку и установить индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями на период регулирования - 2020 год (с учетом уточнений).
Суд признал незаконными решение РСТ Республики Бурятия о прекращении рассмотрения дела ООО "МЭС" по определению необходимой валовой выручки и установлению индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями на 2018 год, оформленное приказом N 1/43 от 08.08.2018 и изложенное в извещении N 04-12/1109 от 08.08.2018, уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии N 04-12/1108 от 08.08.2018.
Суд обязал РСТ Республики Бурятия устранить нарушение прав и законных интересов ООО "МЭС".
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 12 августа 2019 года решение суда от 03 июня 2019 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе РСТ Республики Бурятия ставит вопрос о проверке законности обжалуемых судебных актов по основаниям неправильного применения норм материального права, нарушения требований норм процессуального права; как указывает заявитель, суды неправильно применили статьи 3, 21, часть 4 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике), пункты 7, 24 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике", утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Правила N 1178), Критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 (далее - Критерии N 184), пункты 2, 33, 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 (далее - Основы ценообразования), пункты 5, 8 Методических указаний по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утверждённых приказом ФСТ России от 30.03.2012 N 228-э (далее - Методические указания).
Как считает заявитель кассационной жалобы, установление тарифов на текущий период регулирования не освобождает заявителя от обязанности подтвердить свою состоятельность как субъекта регулирования на будущие периоды, в которые для него могут быть рассчитаны долгосрочные параметры регулирования, (текущий период 2018 года, а также 2019-2021 годы - первые три года долгосрочного периода регулирования, на которые могут быть рассчитаны долгосрочные параметры регулирования для установления долгосрочных тарифов).
Заявитель кассационной жалобы также не согласен с выводами судов о наличии существенных процедурных нарушений; просит судебные акты отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу ООО "МЭС" просит оставить судебные акты без изменения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 17.10.2019 представитель РСТ Республики Бурятия поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель ООО "МЭС" считает доводы кассационной жалобы несостоятельными.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 17 октября 2019 года рассмотрение кассационной жалобы отложено на 07 ноября 2019 года.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 06 ноября 2019 года произведена замена судьи Загвоздина В.Д. судьёй Ананьиной Г.В. Рассмотрение дела начато с самого начала.
В судебном заседании 07.11.2019 представители сторон участия не принимали, представили дополнительные пояснения к кассационной жалобе и дополнительные возражения на кассационную жалобу.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к следующим выводам по делу.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ООО "МЭС" обратилось в Службу по тарифам с заявлением от 11.01.2018, в котором просило установить индивидуальный тариф на услуги по передаче электрический энергии на 2018 год с приложением комплекта документов в соответствии с положениями пунктов 12, 17 Правил N 1178.
На основании приказа РСТ Республики Бурятия N 1/1 от 26.01.2018 открыто дело в отношении ООО "МЭС" по установлению индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрический энергии между смежными сетевыми организациями на 2018 год.
Начиная с указанного периода и до 08.08.2018 Служба по тарифам неоднократно откладывала рассмотрение дела, запрашивала у общества дополнительные документы.
08.08.2018 Служба по тарифам приняла решение о прекращении рассмотрения дела по установлению индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2018 года для ООО "МЭС" в связи с несоответствием организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям (пункты 1 и 2 Критериев N 184), издав приказ N 1/43.
В адрес ООО "МЭС" были направлены приказ N 1/43 от 08.08.2018, соответствующее уведомление N 04-12/1108 от 08.08.2018 об отсутствии оснований для установления тарифа на услуги по передаче электрической энергии и извещение N 04-12/1109 от 08.08.2018.
Считая решение РСТ Республики Бурятия о прекращении рассмотрения дела ООО "МЭС" по определению необходимой валовой выручки и установлению индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между смежными сетевыми организациями на 2018 год, оформленное приказом N 1/43 от 08.08.2018 и изложенное в извещении N 04-12/1109 от 08.08.2018, уведомление об отсутствии оснований для установления (пересмотра) цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии N 04-12/1108 от 08.08.2018 незаконными и необоснованными, нарушающими права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, общество обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия.
Удовлетворяя заявление общества и признавая решение РСТ Республики Бурятия о прекращении рассмотрения дела, извещение и уведомление об отсутствии оснований для установления тарифов незаконными, суд первой инстанции исходил из следующего.
На основании пункта 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике государственному регулированию на оптовом и (или) на розничных рынках подлежат, в том числе цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, а также предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни таких цен (тарифов).
Пунктом 1 статьи 23 Закона об электроэнергетике предусмотрено, что государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 N 1178 утверждены Основы ценообразования и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен тарифов в электроэнергетике, в которых определены основания и порядок установления регулируемых тарифов (цен) на электрическую энергию.
Согласно пункту 24 Правил N 1178 основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие Критериям N 184.
Пунктами 1 и 2 Критериев N 184 предусмотрено, что сетевая организация должна владеть на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования трансформаторными и иными подстанциями с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 10 МВА, а также владеть на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте 1 настоящих Критериев, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.10.2016 N 1056 в Критерии N 184 были внесены изменения, определяющие необходимость владения объектами электроэнергетики не менее чем в течение долгосрочного периода регулирования.
Согласно определению, данному в пункте 2 Основ ценообразования, долгосрочный период регулирования - это период сроком не менее 5 лет (не менее 3 лет при установлении впервые долгосрочных цен (тарифов), их предельных уровней), на который рассчитываются долгосрочные параметры регулирования.
В силу пункта 18 Правил N 1178 государственное регулирование тарифов для организаций, в отношении которых ранее не осуществлялось государственное регулирование тарифов, цены (тарифы) на очередной и (или) текущий периоды регулирования, рассчитываются независимо от срока подачи материалов, предусмотренного пунктом 12 настоящих Правил.
В отношении ООО "МЭС", как установила РСТ Республики Бурятия и суды, ранее государственное регулирование тарифов не осуществлялось.
В связи с этим заявитель имел право на обращение в регулирующий орган в течение регулируемого периода в соответствии с пунктом 18 Правил N 1178.
По результатам оценки имеющихся в деле доказательств, представленных обществом на заседания Службы по тарифам, экспертных заключений общество в оспариваемых актах было признано не соответствующим пунктам 1, 2 Критериев N 184, позволяющим отнести его к территориальным сетевым организациям на 2018 год.
Суд первой инстанции не согласился с выводами Службы по тарифам о несоответствии общества пунктам 1, 2 Критериев N 184 по указанным ею мотивам: договоры аренды, срок действия которых хоть и составляет 3 года, однако период их действия и соответственно владения имуществом не охватывает долгосрочный период регулирования, который применительно к ООО "МЭС" составляет 2018-2021, тогда как срок действия заключенных ООО "МЭС" договоров аренды истекает в 2020 году.
Отвергая выводы РСТ Республики Бурятия о том, что в данном случае долгосрочный период регулирования, на который могли бы быть рассчитаны долгосрочные параметры регулирования, составляет 2019-2021 годы, суд первой инстанции исходил из следующего.
Действующими в Российской Федерации законами или иными правовыми актами не установлены императивные нормы для сторон по договору аренды электросетевого оборудования, в том числе в части сроков аренды электросетевого оборудования.
Как посчитал суд, действующее законодательство в области тарифообразования не содержит норм права, предписывающих обязанность владения электросетевым оборудованием на срок, ограниченный периодом регулирования или определяемый исходя из долгосрочных параметров регулирования.
Постановление Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 N 184 устанавливает только критерии отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям. При этом ни данный нормативный правовой акт, ни другие действующие в Российской Федерации законодательные акты не устанавливают перечень документов, которыми необходимо подтверждать соответствие критериям и требования к таким документам.
Для этих целей, по мнению суда первой инстанции, впервые регулируемая сетевая организация должна лишь подтвердить владение на законном основании объектами электросетевого хозяйства на срок, не менее 3 лет, что и было сделано ООО "МЭС".
Таким образом, суд первой инстанции принял во внимание договоры аренды, начиная с 2014 года и включая 2018 год.
Выводы суда первой инстанции поддержал суд апелляционной инстанции.
С этим не согласна Служба по тарифам, полагающая, что представленные ООО "МЭС" договоры аренды электросетевого оборудования не отвечают понятию долгосрочного периода регулирования, указанному в пункте 2 Основ ценообразования, на который устанавливаются долгосрочные тарифы (2019-2021 годы) и касаются только текущего периода регулирования (2018 год); указывает, что долгосрочный период регулирования не может исчисляться в обратном направлении.
Суд кассационной инстанции считает, что толкование судами норм материального права по изложенному вопросу не основано на действующем законодательстве в связи со следующим.
Согласно статье 2 Закона об электроэнергетике территориальной сетевой организацией признаётся коммерческая организация, которая оказывает услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть, и которая соответствует утвержденным Правительством Российской Федерации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организация.
В силу пунктов 1, 2 Критериев N 184 для признания территориальной сетевой организацией необходимо владение на праве собственности и (или) на ином законном основании имуществом в виде электросетевого оборудования на срок не менее долгосрочного периода регулирования.
Как следует из пункта 2 Основ ценообразования, долгосрочным периодом регулирования является период сроком не менее 5 лет (не менее 3 лет при установлении впервые долгосрочных цен (тарифов), их предельных уровней), на который рассчитываются долгосрочные параметры регулирования.
Согласно пункту 24 Правил 1178 основанием для установления регулируемых тарифов является соответствие Критериям N 184, в случае выявления несоответствия установленным Критериям N 184 направляется уведомление об отсутствии оснований для установления тарифов.
С учётом толкования в их взаимосвязи указанных норм права Служба по тарифам пришла к правомерному выводу о том, что соответствие хозяйствующего субъекта Критериям N 184 подтверждается наличием у него законного права владения имуществом на срок не менее долгосрочного периода регулирования, который для впервые заявившихся регулируемых организаций составляет не менее трёх лет.
При этом срок законного владения имуществом исчисляется владением имуществом на долгосрочный период регулирования (для ООО "МЭС" первый долгосрочный период регулирования составляет 2019-2021 годы, 2018 год - текущий период регулирования).
В ответе заместителя руководителя ФАС России N ВК186195 от 02.10.2019 на запрос РСТ Республики Бурятия указано следующее.
Пунктами 1, 2 Критериев N 184 установлено, что для получения статуса территориальной сетевой организации необходимо подтвердить право собственности и (или) иное законное основание со сроком не менее долгосрочного периода регулирования на трансформаторные и иные подстанции с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, сумма номинальных мощностей которых составляет не менее 10 МВА, а также на линии электропередач ( воздушные и (или) кабельные), расположенные и используемые для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединёнными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте 1 Критериев N 184, сумма протяженностей которых по трассе составляет не менее 15 км., не менее 2 номинальных классов.
При этом срок законного владения объектами электросетевого хозяйства по периодам должен строго совпадать с долгосрочным периодом регулирования территориальной сетевой организации или быть больше данного периода.
Если право законного владения электросетевым хозяйством возникло не с начала долгосрочного периода регулирования, то данное электросетевое хозяйство будет учитываться при определении соответствия владельца электросетевого имущества Критериям ТСО при условии, что срок окончания аренды электросетевого оборудования совпадает окончанием долгосрочного периода регулирования или продлён свыше срока окончания периода.
Следовательно, как указывает ФАС России, если организация владеет на праве аренды объектами электросетевого имущества, то для соответствия Критериям N 184 срок таких договоров должен быть определён и составлять не менее долгосрочного периода регулирования. Указанное требование достаточно выполнить в отношении минимального объёма объектов электросетевого хозяйства, который достаточен для определения соответствия названным Критериям.
При таких условиях следует признать, что вышеуказанные выводы судов постановлены при неправильном применении норм материального права - статей 3, 21, части 4 статьи 23.1 Закона об электроэнергетике, пунктов 7, 24 Правил N 1178, Критериев N 184, пунктов 2, 33, 38 Основ ценообразования.
В связи с неправильным применением норм материального права не был исследован вопрос, имеющий значение для правильного рассмотрения дела. Суды не устанавливали применительно к конкретным договорам аренды имущества, представленным обществом по требованиям Службы по тарифам, заключены ли они на срок долгосрочного периода регулирования 2019-2021 годы.
В имеющихся в деле заключениях экспертизы (пункт 23 Правил N 1178) даны разные выводы о соответствии общества Критериям N 184, что так же является дополнительным основанием для выяснения данного вопроса..
Позиция общества, изложенная в отзыве на кассационную жалобу и пояснениях по делу о том, что в отношении него не должен был применяться долгосрочный период регулирования три года и тариф должен быть установлен только на текущий 2018 год, не основана на действующем законодательстве.
Как указано выше, в силу пункта 24 Правил N 1178 основанием для установления регулируемых тарифов (о чём общество направило заявление в РСТ Республики Бурятия) является его соответствие Критериям N 184. В случае несоответствия таким Критериям организация в силу статьи 2 Закона об электроэнергетике не признаётся территориальной сетевой организацией, для которой РСТ Республики Бурятия обязана установить регулируемый тариф на текущий период регулирования.
Суд первой инстанции также посчитал, что при принятии оспариваемого решения о прекращении рассмотрения дела по тарифной заявке ООО "МЭС" органом регулирования допущены существенные нарушения установленной законом процедуры, которые могли бы послужить самостоятельным основанием для признания его незаконным, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Между тем, заявитель кассационной жалобы, отмечая вероятностный характер данного вывода, указывает, что установленный статьёй 18 Правил N 1178 срок установления регулируемых тарифов не касается сроков направления уведомления в соответствии с пунктом 24 Правил N 1178 о несоответствии организации Критериям; считает, что направление такого уведомления является универсальным средством воспрепятствования деятельности неквалифицированных субъектов регулирования.
Данные доводы не были учтены при постановке судами выводов о нарушении Службой по тарифам соответствующих процедур.
Поскольку выводы судов не основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах и постановлены при неправильном применении норм материального и процессуального права, судебные акты на основании частей 1, 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции в силу пункта 3 части 1 статьи 287 Кодекса.
При новом рассмотрении дела с учётом приведённого выше судом кассационной инстанции толкования норм права суду следует установить, были ли представлены обществом в РСТ Республики Бурятия договоры владения (аренды) имуществом на долгосрочный период регулирования 2019-2021 годы; вправе ли была в этой связи Служба по тарифам установить обществу тариф на 2018 год.
Кроме того, суду следует оценить соблюдение Службой по тарифам порядка направления обществу уведомления о несоответствии его Критериям N 184.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 03 июня 2019 года по делу N А10-6581/2018, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 12 августа 2019 года по тому же делу отменить.
Направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Бурятия.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как указано выше, в силу пункта 24 Правил N 1178 основанием для установления регулируемых тарифов (о чём общество направило заявление в РСТ Республики Бурятия) является его соответствие Критериям N 184. В случае несоответствия таким Критериям организация в силу статьи 2 Закона об электроэнергетике не признаётся территориальной сетевой организацией, для которой РСТ Республики Бурятия обязана установить регулируемый тариф на текущий период регулирования.
Суд первой инстанции также посчитал, что при принятии оспариваемого решения о прекращении рассмотрения дела по тарифной заявке ООО "МЭС" органом регулирования допущены существенные нарушения установленной законом процедуры, которые могли бы послужить самостоятельным основанием для признания его незаконным, с чем согласился суд апелляционной инстанции.
Между тем, заявитель кассационной жалобы, отмечая вероятностный характер данного вывода, указывает, что установленный статьёй 18 Правил N 1178 срок установления регулируемых тарифов не касается сроков направления уведомления в соответствии с пунктом 24 Правил N 1178 о несоответствии организации Критериям; считает, что направление такого уведомления является универсальным средством воспрепятствования деятельности неквалифицированных субъектов регулирования."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 14 ноября 2019 г. N Ф02-5036/19 по делу N А10-6581/2018