город Иркутск |
|
06 ноября 2019 г. |
Дело N А10-7395/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 октября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 06 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Кадниковой Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Кабанск Авто" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 марта 2019 года по делу N А10-7395/2018, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 25 июня 2019 года по тому же делу,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Кабанск Авто" (ОГРН 1050302665885, ИНН 0323122373, с. Кабанск, Кабанский район Республики Бурятия; далее - ООО "Кабанск Авто", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением о признании недействительным распоряжения администрации муниципального образования "Кабанский район" Республики Бурятия (далее - Администрация) от 14.11.2018 N 389.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 марта 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 25 июня 2019 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
ООО "Кабанск Авто" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статей 1, 2, 8.3, 13.2, 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Федеральный закон N 294-ФЗ), статей 32, 35 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 220-ФЗ), Правил организации и осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным автобусным маршрутам МО "Кабанский район", утвержденных решением Совета депутатов МО "Кабанский район" от 22.12.2017 N 34 (далее - Правила N 34), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд Республики Бурятия.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы судов о законности названного распоряжения, ссылаясь на то, что государственный транспортный контроль не указан в перечне видов государственного и муниципального контроля, установленных статьей 1 Федерального закона N 294-ФЗ, при осуществлении которых данный Федеральный закон не применяется; обнаруженные в ходе планового (рейдового) мероприятия нарушения могли являться поводом для назначения внеплановой проверки, а предписание должно быть выдано только по результатам проведённой проверки, иные случаи выдачи предписания, в том числе по результатам планового (рейдового) мероприятия, Федеральным законом N 294-ФЗ не предусмотрены; положениями Федерального закона N 220-ФЗ порядок выдачи предписаний не предусмотрен; акты проверки составлены в с. Кабанск в период времени, когда автотранспорт заявителя находился в начальном и конечном остановочных пунктах в с. Кабанск и с. Корсаково; решение Совета депутатов от 22.12.2017 N 34 в материалах дела отсутствует, имеющиеся в деле Правила N 34 не удостоверены Советом депутатов, доказательства официального опубликования не представлены.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru) своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Администрацией 02.08.2018 обществу выдано свидетельство серии 03 N 0000067 об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок "Кабанск-Корсаково" сроком по 02.08.2023, а также карта маршрута регулярных перевозок серии 03 N 0004083, согласно которой начальный остановочный пункт маршрута N 8 с. Кабанск, конечный остановочный пункт - с. Корсаково. Время отправления от начального пункта маршрута 09 часов 00 минут и 14 часов 00 минут. Время отправления от конечного пункта маршрута - 07 часов 00 минут, 11 часов 45 минут. В свидетельстве установлены промежуточные остановочные пункты, в том числе п. Селенгинск, с. Никольск, с. Фофоново, а также улицы и автомобильные дороги (пункты 3, 4 свидетельства).
28.08.2018 Администрацией МО СП "Шергинское" направлено Администрации МО "Кабанский район" письмо о том, что рейсовый автобус не заходит в с. Фофоново и в с. Никольск в течение трех недель.
МО СП "Корсаковское" также направило в адрес главы МО "Кабанский район" письмо от 05.09.2018, подписанное местными жителями в количестве десяти человек, с просьбой о контроле маршрута N 8 "Корсаково-Кабанск" в связи с нарушением графика движения на маршруте.
Согласно предписанию Администрации от 11.09.2018 N 28-12-1470/2018, выданному обществу, специалистами Администрации совместно с сотрудником ОГИБДД МВД России по Кабанскому району проведен выезд в целях контроля пути следования автобуса по маршруту "Кабанск-Корсаково", в ходе которого установлено, что водитель не осуществил заезд в п. Селенгинск, с. Никольск, с. Фофоново и проехал через с. Брянск, нарушив тем самым пункт 4 Свидетельства. Директору ООО "Кабанск Авто" рекомендовано осуществлять заезд в вышеуказанные населенные пункты, двигаться по маршруту, не меняя пути следования в соответствии с пунктом 4 Свидетельства и поставить на маршрут транспортное средство в строгом соответствии с пунктом 6 Карты маршрута регулярных перевозок.
В период с 24 по 26 сентября 2018 года специалистами структурных подразделений Администрации проведена проверка доводов заявителей, в ходе которой выявлены нарушения пункта 4 Свидетельства 03 N 0000067 и карт маршрута регулярных перевозок 03 N 0004082 и 03 N 0004083. Результаты проверки отражены в актах проверки перевозчиков, осуществляющих пассажирские перевозки по муниципальным автобусным маршрутам МО "Кабанский район".
25.10.2018 ООО "Кабанск Авто" извещено о необходимости явки на совещание по факту выявленных нарушений на 30.10.2018 10 часов 00 минут.
30.10.2018 составлен протокол N 1 совещания по вопросу организации и осуществления пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным автобусным маршрутам МО "Кабанский район" в отсутствие представителя общества; принято решение о прекращении действия свидетельства об осуществлении пассажирских перевозок по маршруту регулярных перевозок 03 N 0000067 и карт маршрута регулярных перевозок 03 N 0004082 и 03 N 0004083.
Администрацией распоряжением от 14.11.2018 N 389 в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 29 Федерального закона N 220-ФЗ, пунктами 2.1.4, 2.1.5 Правил N 34 прекращено действие свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок 03 N 0000067 и карт маршрута регулярных перевозок МО "Кабанский район" 03 N 000408082, 3 N 000408083, выданных ООО "Кабанск Авто".
ООО "Кабанск Авто", полагая, что названное распоряжение не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемый ненормативный правовой акт не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона N 220-ФЗ свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок и карты соответствующего маршрута выдаются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления, установившими данные маршруты, по результатам открытого конкурса на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченный орган местного самоуправления, выдавшие свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, прекращают действие данного свидетельства, в том числе в случае принятия соответствующим уполномоченным органом исполнительной власти решения о прекращении действия свидетельства об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту регулярных перевозок, межмуниципальному маршруту регулярных перевозок или смежному межрегиональному маршруту регулярных перевозок в связи с невыполнением по соответствующему маршруту в отсутствие чрезвычайной ситуации ни одного рейса, предусмотренного расписанием, в течение более чем трех дней подряд (пункт 7 части 1 статьи 29 Федерального закона N 220-ФЗ).
Основные права и обязанности субъектов транспортного комплекса в сфере организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным автобусным маршрутам, осуществления контроля за работой пассажирского транспорта общего пользования в муниципальном образовании "Кабанский район" установлены Правилами N 34.
Пунктом 3.3 Правил N 34 предусмотрена обязанность перевозчиков, осуществляющих перевозки по маршрутам регулярных перевозок, соблюдать маршрут следования, график (расписание) движения транспортных средств в соответствии с паспортом маршрута, утвержденным организатором регулярных пассажирских перевозок.
Правила действуют на всей территории МО "Кабанский район" и обязательны для выполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры в сфере организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования по муниципальным автобусным маршрутам МО "Кабанский район" (пункт 1.3 Правил N 34).
По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств, в том числе актов проверки перевозчика от 05.09.2018, от 24.09.2018, от 25.09.2018, от 26.09.2018, обращений и.о. руководителя Администрации МО СП "Шергинское" от 28.08.2018, главы МО СП "Корсаковское" от 05.09.2018, и доводов сторон суды обоснованно признали доказанным Администрацией нарушение обществом пункта 4 Свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок N 0000067 ввиду того, что водитель в дни проведения проверок не осуществлял заезды в п. Селенгинск, с. Никольск, с. Фофоново и проехал через с. Брянск.
Довод заявителя кассационной жалобы об отсутствии доказательств официального опубликования Правил N 34 рассмотрен и отклонен судом апелляционной инстанции, поскольку решение Совета депутатов от 22.12.2017 N 34 с приложением Правил опубликовано на официальном сайте Администрации МО "Кабанский район" в разделе "Документация. Решения сессий Совета депутатов".
Ссылки общества на то, что акты проверки составлены в с. Кабанск в период времени, когда автотранспорт заявителя находился в начальном и конечном остановочных пунктах в с. Кабанск и с. Корсаково, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами двух инстанций. Установленные Администрацией при проведении проверки и отраженные в названных актах обстоятельства обществом не опровергнуты.
Заявитель кассационной жалобы считает, что обнаруженные в ходе планового (рейдового) мероприятия нарушения могли являться поводом для назначения внеплановой проверки, а предписание должно быть выдано только по результатам проведённой проверки, иные случаи выдачи предписания Федеральным законом N 294-ФЗ не предусмотрены; Федеральным законом N 220-ФЗ порядок выдачи предписаний не предусмотрен. Данные доводы также были предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и мотивированно отклонены, как основанные на неверном толковании норм, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с частью 2 статьи 35 Федерального закона N 220-ФЗ контроль за выполнением условий государственного контракта, муниципального контракта или свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок организуется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными органами местного самоуправления, которые заключили данный государственный или муниципальный контракт или выдали данное свидетельство.
К осуществлению полномочий организатора регулярных пассажирских перевозок по муниципальным маршрутам относится: рассмотрение жалоб и заявлений граждан, их предложений по совершенствованию пассажирских перевозок; оформление, переоформление, прекращение или приостановление действия свидетельства для осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам; оформление, переоформление, прекращение или приостановление действия карты маршрута регулярных перевозок (пункты 2.1.2, 2.1.4, 2.1.5 Правил N 34).
Пунктом 10 Правил установлено, что контроль в сфере транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным транспортом осуществляется организатором регулярных пассажирских перевозок (пункт 10.1). Должностные лица организатора регулярных пассажирских перевозок, осуществляющие контроль в сфере транспортного обслуживания, уполномочены выдавать обязательные для исполнения перевозчиками предписания об устранении нарушений в сфере транспортного обслуживания (пункт 10.2).
В рассматриваемом случае проверка в порядке Федерального закона N 294-ФЗ не проводилась. Имела место проверка исполнения обществом условий свидетельства об осуществлении перевозок в части транспортного обслуживания по маршруту регулярных перевозок N 8 (часть 2 статьи 35 Федерального закона N 220-ФЗ).
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Поэтому у суда кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции, отсутствуют правовые основания для переоценки названных выводов судов и учета доводов кассационной жалобы, направленных на переоценку установленных судами фактических обстоятельств.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 25 марта 2019 года по делу N А10-7395/2018, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 25 июня 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Заявитель кассационной жалобы считает, что обнаруженные в ходе планового (рейдового) мероприятия нарушения могли являться поводом для назначения внеплановой проверки, а предписание должно быть выдано только по результатам проведённой проверки, иные случаи выдачи предписания Федеральным законом N 294-ФЗ не предусмотрены; Федеральным законом N 220-ФЗ порядок выдачи предписаний не предусмотрен. Данные доводы также были предметом рассмотрения судами первой и апелляционной инстанций, получили надлежащую правовую оценку и мотивированно отклонены, как основанные на неверном толковании норм, регулирующих спорные правоотношения.
В соответствии с частью 2 статьи 35 Федерального закона N 220-ФЗ контроль за выполнением условий государственного контракта, муниципального контракта или свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок организуется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными органами местного самоуправления, которые заключили данный государственный или муниципальный контракт или выдали данное свидетельство.
...
В рассматриваемом случае проверка в порядке Федерального закона N 294-ФЗ не проводилась. Имела место проверка исполнения обществом условий свидетельства об осуществлении перевозок в части транспортного обслуживания по маршруту регулярных перевозок N 8 (часть 2 статьи 35 Федерального закона N 220-ФЗ)."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 6 ноября 2019 г. N Ф02-5034/19 по делу N А10-7395/2018
Хронология рассмотрения дела:
06.11.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5034/19
25.06.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-2647/19
25.03.2019 Решение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-7395/18
13.12.2018 Определение Арбитражного суда Республики Бурятия N А10-7395/18