город Иркутск |
|
12 ноября 2019 г. |
Дело N А10-60/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Кадниковой Л.А.,
судей: Ананьиной Г.В., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителей публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" Гордиенко А.В. (доверенность от 05.02.2019 N 367), администрации г. Улан-Удэ Жамбалова В.В. (доверенность от 13.05.2019 N 11),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу публичного акционерного общества "Территориальная генерирующая компания N 14" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 06 мая 2019 года по делу N А10-60/2019, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 24 июля 2019 года по тому же делу,
установил:
публичное акционерное общество "Территориальная генерирующая компания N 14" (г. Улан-Удэ, далее - общество, ПАО "ТГК-14") обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к муниципальному казенному учреждению "Управление муниципальной жилищной инспекции администрации г. Улан-Удэ" (далее - МКУ "Управление муниципальной жилищной инспекции администрации г. Улан-Удэ", Управление) о признании незаконным и отмене предписания N 817-ПР от 11.10.2018.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Ангара" (далее - ООО "Ангара").
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 06 мая 2019 года в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 24 июля 2019 года решение суда от 06 мая 2019 года оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ПАО "ТГК-14" ставит вопрос о проверке законности судебных актов по основаниям неправильного применения норм материального права, нарушений требований норм процессуального права - части 1 статьи 65, части 4 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; заявитель кассационной жалобы полагает, что в соответствии с частью 6 статьи 5, частью 1 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления не имеет полномочий на осуществление государственного жилищного надзора и выдачу предписаний; заявитель указывает на то, что не является нарушением жилищного законодательства выставление на лицевые счета потребителей сумм по обязательствам, возникающим из договора цессии; просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на кассационную жалобу Управление считает доводы кассационной жалобы необоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель ПАО "ТГК-14" поддержал доводы кассационной жалобы.
Представитель Управления просит оставить судебные акты без изменения.
ООО "Ангара" о времени и месте судебного заседания извещено по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направило, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив правильность применения судами двух инстанций норм материального и процессуального права по делу и исходя из доводов кассационной жалобы и отзыва относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не усмотрел оснований для отмены обжалуемых судебных актов.
Как следует из материалов дела и установлено судами двух инстанций, на основании обращения собственников помещений, расположенных по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 60 А/1, о нарушении законодательства при начислении платы за подогрев воды в целях оказания коммунальной услуги по горячему водоснабжению, приказа начальника Управления N 817-П/1466/18-О от 05.09.2018 Управлением проведена внеплановая документарная проверка соблюдения ПАО "ТГК-14" обязательных требований жилищного законодательства, правил предоставления коммунальных услуг гражданам.
По результатам проверки составлен акт проверки N 817-А от 11.10.2018, согласно которому ПАО "ТГК-14" в нарушение требований пункта 42, пункта 26 приложения N 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), по лицевым счетам собственников помещений дома N 60А/1 по ул. Ключевская г. Улан-Удэ произведено начисление платы за подогрев холодной воды для предоставления услуги по горячему водоснабжению за период с 01.10.2014 по 31.12.2016 по показаниям общедомового прибора учета.
Обществу выдано предписание N 817-ПР от 11.10.2018, которым на ПАО "ТГК-14" возложена обязанность произвести перерасчет платы за подогрев холодной воды для предоставления услуги по горячему водоснабжению по лицевым счетам собственников помещений дома N 60 А/1 по ул. Ключевская, г. Улан-Удэ за период с 01.10.2014 по 31.12.2016 по формуле N 23 Правил N 354, применяя вместо норматива показатель - 0,5119 Гкал/куб. м.
Решением начальника Управления от 23.04.2019 в предписание N 817-ПР от 11.10.2018 внесены изменения, в столбце "Предписание" пункта 1 Предписания слова "показатель - 0,5119 Гкал/куб. м" заменены словами "показатель - 0,05119 Гкал/куб. м".
Общество оспорило данное предписание в Арбитражном суде Республики Бурятия.
Отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, суды двух инстанций правомерно исходили из следующего.
Отраженная по лицевым счетам собственников помещений МКД N 60 А/1, по ул. Ключевской, г. Улан-Удэ задолженности за подогрев холодной воды для предоставления услуги по горячему водоснабжению за период с 01.10.2014 по 31.12.2016 была передана по договору цессии с ООО "Ангара"; расчёт произведен исходя из показаний общедомового прибора учета.
Судами было установлено, что система теплоснабжения в многоквартирном доме N 60А/1 по ул. Ключевская, г. Улан-Удэ закрытая. Горячее водоснабжение (ГВС) производится с использованием индивидуального теплового пункта путем использования тепловой энергии и холодной воды. Потребление горячей воды осуществляется по системе закрытого водозабора.
Лицом, обеспечивающим приготовление коммунальной услуги горячего водоснабжения с использованием тепловой энергии для целей горячего водоснабжения, является управляющая организация ООО "Ангара".
Производство исполнителем ООО "Ангара" коммунальной услуги по горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного горячего водоснабжения) выполняется самостоятельно с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме (индивидуального теплового пункта) и путем использования двух ресурсов - тепловой энергии и холодной воды.
ПАО "ТГК-14" как ресурсоснабжающая организация поставляет коммунальный ресурс - тепловую энергию, которая с использованием индивидуального теплового пункта предоставляется управляющей компанией потребителям в виде услуги горячего водоснабжения.
01.01.2017 между ПАО "ТГК-14" и ООО "Ангара" заключен договор на отпуск и потребление коммунального ресурса в виде тепловой энергии на подогрев воды для нужд горячего водоснабжения N 3036/1, предметом которого является отпуск и потребление тепловой энергии на подогрев воды для нужд горячего водоснабжения с использованием оборудования, входящего в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Расчет платы за подогрев горячей воды, а равно за горячее водоснабжение производится ООО "Ангара" с учетом расходов на тепловую энергию (выставляемых ПАО "ТГК-14").
26.10.2017 между ПАО "ТГК-14" и ООО "Ангара" заключен договор цессии (уступки права требования), из которого следует, что право требования задолженности за подогрев воды передано обществу, при этом объём тепловой энергии за подогрев воды для указанных целей определён по показаниям общедомового прибора учёта тепловой энергии.
Разделом VII Приложения 2 к Правилам N 354 установлен порядок расчета размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении (жилом доме, квартире) или нежилом помещении и на общедомовые нужды, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду. В соответствии с пунктом 26 названного Приложения размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом или нежилом помещении, определяются по формуле 23, которая содержит величину Qiп - объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении. Указанная величина рассчитывается как произведение объема потребленной за расчетный период в i-м жилом или нежилом помещении горячей воды, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета в i-м жилом или нежилом помещении, и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению. Аналогичным образом определяется объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период на общедомовые нужды, приходящийся на i-е жилое или нежилое помещение (Qiодн) в формуле 24 того же Приложения.
С учётом установленных обстоятельств, не оспоренных обществом и в кассационной жалобе, в силу Правил N 354 количество тепловой энергии, использованной на подогрев воды, определяется по установленным в предусмотренном законодательством порядке нормативам расхода тепловой энергии на подогрев воды для целей горячего водоснабжения независимо от наличия коллективного (общедомового) прибора учета, которым фиксируется объем тепловой энергии, поступающей в систему горячего водоснабжения многоквартирного дома.
Данный вывод содержится в пункте 27 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 5 (2017), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 27.12.2017, в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 02.02.2018 N 305-ЭС 17-15601 по делу N А41-34349/2016.
Указанный порядок не противоречит пункту 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающему определение объема потребляемых коммунальных услуг по показаниям приборов учета, и только при их отсутствии допускающему применение нормативов потребления коммунальных услуг, поскольку тепловая энергия не относится к числу потребляемых коммунальных услуг, а величины Qi п и Qiодн служат для распределения тепловой энергии, используемой на подогрев воды для горячего водоснабжения, между всеми потребителями в зависимости от объема потребления горячей воды.
Решением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 29.03.2018 по гражданскому делу по иску гражданина Хантаева П.А. к ПАО "ТГК - 14", ООО "Ангара" о признании незаконными начислений за подогрев воды для горячего водоснабжения установлено, что на заседании коллегии Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия с участием представителей ПАО "ТГК - 14" было принято решение об установлении количества тепловой энергии, необходимой для подогрева 1 кубического метра воды, в размере 0,5119 Гкал/куб. м. На данное обстоятельство указал представитель Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия, участвовавший в качестве третьего лица в деле. Суд общей юрисдикции пришел к выводу, что в отсутствие утвержденного тарифа для расчета с потребителями тепловой энергии необходимо применять данный показатель. Названное решение суда вступило в законную силу 04.05.2018, ПАО "ТГК-14", ООО "Ангара" не обжаловано.
В этой связи суды по настоящему делу пришли к мотивированным выводам о том, что требование предписания применить показатель 0,05119 Гкал/куб.м является законным, что подтверждено также решением суда 06.03.2018 года по делу N 2-515/2018 по иску Лыгденова Н.Н. (собственник кв. 37 д. 60А/3 ул. Ключевская) к ПАО "ТГК-14", ООО "Ангара" об обязании произвести перерасчет стоимости услуг на нагрев горячей воды. Судом общей юрисдикции установлено, что задолженность, переданная по договору цессии, рассчитана не в соответствии с формулой 23 Приложения N 2 к Правилам N 354, а заявленные требования ООО "Ангара" фактически признаны.
Порядок расчета задолженности, переданной по договору цессии от 26.10.2017 и определенной сторонами в размере 5 595 948, 29 рублей, противоречит предусмотренному законодательством порядку (формуле 23).
Суды верно посчитали, что задолженность потребителей перед ООО "Ангара" должна была быть определена с применением формулы N 23 Правил N 354 и именно в этой сумме подлежала передаче по договору цессии ПАО "ТГК-14".
В кассационной жалобе общество не указывает на неправильность выводов судов о применении формулы N 23 Правил N 354 при определении задолженности потребителей перед ООО "Ангара".
Заявитель кассационной жалобы ссылается на то, что Управление не вправе было выдавать обществу предписание, поскольку законом не уполномочено на это.
Между тем, суды установили, что Законом Республики Бурятия от 25.11.2016 3 2157-V "О наделении органа местного самоуправления муниципального образования городской округ "Город Улан-Удэ" отдельными государственными полномочиями Республики Бурятия по организации и осуществлению государственного жилищного надзора и лицензионного контроля" орган местного самоуправления МО ГО "Город Улан-Удэ", уполномоченный в сфере муниципального жилищного контроля, наделен государственными полномочиями по организации и осуществлению государственного жилищного надзора, по организации и осуществлению лицензионного контроля.
Управление является структурным подразделением администрации г. Улан-Удэ, созданным с целью обеспечения реализации полномочий органа местного самоуправления муниципального образования городской округ "Город Улан-Удэ" по осуществлению муниципального жилищного контроля, а также по исполнению переданных отдельных полномочий Республики Бурятия по организации и осуществлению государственного жилищного надзора и лицензионного контроля на территории городского округа "Город Улан-Удэ" (пункт 1.1. Положения о муниципальном казенном учреждении "Управление муниципальной жилищной инспекции Администрации г. Улан-Удэ", утвержденного Решением Улан-Удэнского городского Совета депутатов от 30.04.2013 N 693-57).
Пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований.
В этой связи суды правомерно признали наличие у Управления полномочий на выдачу предписания.
Доводы общества о том, что выставленные на лицевые счета суммы являются обязательством, возникшим из договора цессии, и не могут рассматриваться как плата за коммунальные услуги, проверены.
Эти обстоятельства, как видно из материалов дела, учитывались и Управлением, и судами, указавшими на наличие у общества права на предъявление сумм задолженности, что фактически и было осуществлено обществом.
Вместе с тем, действия ПАО "ТГК-14" по отражению спорной задолженности к оплате в лицевых счетах собственников направлены на ее необоснованное взыскание, без возможности потребителей проверить примененный ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальной услуги расчет платы за подогрев холодной воды для предоставления услуги по горячему водоснабжению в спорный период; суды установили неверность предъявляемых расчётов и обоснованно признали стороной, обязанной произвести перерасчёт, общество.
Иные доводы кассационной жалобы направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решения Арбитражного суда Республики Бурятия и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 06 мая 2019 года по делу N А10-60/2019, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 24 июля 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Л.А. Кадникова |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решением Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 29.03.2018 по гражданскому делу по иску гражданина Хантаева П.А. к ПАО "ТГК - 14", ООО "Ангара" о признании незаконными начислений за подогрев воды для горячего водоснабжения установлено, что на заседании коллегии Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия с участием представителей ПАО "ТГК - 14" было принято решение об установлении количества тепловой энергии, необходимой для подогрева 1 кубического метра воды, в размере 0,5119 Гкал/куб. м. На данное обстоятельство указал представитель Республиканской службы по тарифам Республики Бурятия, участвовавший в качестве третьего лица в деле. Суд общей юрисдикции пришел к выводу, что в отсутствие утвержденного тарифа для расчета с потребителями тепловой энергии необходимо применять данный показатель. Названное решение суда вступило в законную силу 04.05.2018, ПАО "ТГК-14", ООО "Ангара" не обжаловано.
В этой связи суды по настоящему делу пришли к мотивированным выводам о том, что требование предписания применить показатель 0,05119 Гкал/куб.м является законным, что подтверждено также решением суда 06.03.2018 года по делу N 2-515/2018 по иску Лыгденова Н.Н. (собственник кв. 37 д. 60А/3 ул. Ключевская) к ПАО "ТГК-14", ООО "Ангара" об обязании произвести перерасчет стоимости услуг на нагрев горячей воды. Судом общей юрисдикции установлено, что задолженность, переданная по договору цессии, рассчитана не в соответствии с формулой 23 Приложения N 2 к Правилам N 354, а заявленные требования ООО "Ангара" фактически признаны.
...
Суды верно посчитали, что задолженность потребителей перед ООО "Ангара" должна была быть определена с применением формулы N 23 Правил N 354 и именно в этой сумме подлежала передаче по договору цессии ПАО "ТГК-14".
В кассационной жалобе общество не указывает на неправильность выводов судов о применении формулы N 23 Правил N 354 при определении задолженности потребителей перед ООО "Ангара".
...
Пунктом 3 части 5 статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12 ноября 2019 г. N Ф02-5590/19 по делу N А10-60/2019