город Иркутск |
|
06 ноября 2019 г. |
Дело N А58-9291/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 октября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Левошко А.Н., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Медисити" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04 марта 2019 года по делу N А58-9291/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2019 года по тому же делу,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Медисити" (ОГРН: 1141447009956, ИНН: 1435284896, г. Якутск, далее - ООО "Медисити", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Территориальному фонду обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия) (далее - Фонд) о признании недействительным пункта 9 заключительной части акта проверки целевого использования средств обязательного медицинского страхования от 31.08.2018, строк 2 и 3 решения, выраженного в письме N 12/436 от 05.04.2017 "О протоколе разногласий к акту от 31.08.2018", а также требования Фонда N 07/1062 от 12.09.2018 в части возложения на общество обязанности восстановления средств обязательного медицинского страхования в размере 3 339 495 рублей 85 копеек и уплаты штрафа в размере 333 949 рублей 58 копеек.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04 марта 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2019 года признан незаконным пункт 9 заключительной части акта проверки в части требования по восстановлению средств использованных не по целевому назначению в размере 3 074 248 рублей 37 копеек, в том числе: по подстатье 222" транспортные расходы в размере 982 944 рублей, подстатье 224 "аренда за пользование имуществом" в размере 2 076 118 рублей статье 290" прочие расходы" в размере 1 400 рублей, а также возложения обязанности по оплате штрафа в размере 328 270 рублей 35 копеек; признано недействительным требование Фонда в части восстановления средств обязательного медицинского страхования обществом в размере 2 076 118 рублей и в части возложения обязанности по оплате штрафа в размере 216 135 рублей 95 копеек. В удовлетворении остальной части требований отказано.
В кассационной жалобе общество ссылается на неправильное применение судами норм материального права, считает, что судами ненадлежащим образом оценены обстоятельства дела, просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает на несогласие с выводами судов о нецелевом использовании средств обязательного медицинского страховая (далее - ОМС) в размере 91 241 рубля 50 копеек и 1 172 136 рублей 35 копеек. Общество считает, что судом неправильно при распределении пропорции учтена полная стоимость договора аренды нежилых помещений, в связи с чем неверно определен размер арендных выплат за счет средств ОМС; с учетом определённого судом размера финансирования из средств ОМС и фактически оплаченных сумм средств по договору аренды на момент проверки, сумма к восстановлению отсутствует. Также общество указывает на неправильное применение судами норм Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 326-ФЗ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и Тарифного соглашения на оплату медицинской помощи, оказываемой в объеме Территориальной программы обязательного медицинского страхования Республики Саха (Якутия), полагает, что действующим законодательством допускается направление пациентов в другую медицинскую организацию для дообследования, а также проведения лабораторных и диагностических услуг, в вязи с чем обществом заключен договор на оказание услуг; факт нецелевого расходования средств ОМС Фондом и материалами дела не подтвержден.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом (определение, выполненное в форме электронного документа и подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), явку в судебное заседание не обеспечили, законных представителей не направили, в связи с чем, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, на основании приказа от 01.08.2018 N 315 Фондом проведена проверка ООО "Медисити" целевого использования средств обязательного медицинского страхования за период с 01.01.2016 по 31.12.2017, по результатам которой составлен акт проверки целевого использования средств ОМС от 31.08.2018, согласно которому установлено нецелевое использование обществом денежных средств в размере 4 454 839 рублей 85 копеек, в том числе по подстатье 222 "транспортные расходы" 982 944 рубля, подстатье 224 "аренда за пользованием имуществом" 2 298 359 рублей 50 копеек, подстатье 226 "прочие работы и услуги" в размере 1 172 136 рублей 35 копеек, статье 290 "прочие расходы" в размере 1 400 рублей. В соответствии с пунктом 9 статьи 39 закона N 326-ФЗ от 29.11.2010 обществу начислен штраф в размере 445 483 рубля 98 копеек. (10 процентов от суммы нецелевого использования средств).
С учетом представленных обществом возражений на акт проверки, Фонд частично согласился с доводами Общества об исключении суммы нецелевого использования по подстатье 222 "транспортные расходы" 982 944 рубля и статье 290 "прочие расходы" в размере 1 400 рублей. В части подстатьи 224 "аренда за пользованием имуществом" Фондом учтена сумма оплаты расходов по аренде в размере 131 000 рублей.
Фондом снижена сумма возмещения нецелевого использования средств и уменьшен размер штрафа, выставлено в адрес общества требование N 07/1062 от 12.09.2018 о восстановлении в течение 10 рабочих дней со дня предъявления настоящего требования средств ОМС, использованных по нецелевому назначению в размере 3 339 405 рублей 85 копеек и уплате штрафа в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств в размере 333 949 рублей 58 копеек.
Не согласившись с решениями Фонда, общество оспорило их в судебном порядке.
Частично отказывая в удовлетворении заявленных требований суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о нецелевом использовании обществом средств ОМС в размере 91 241 рубля 50 копеек и в размере 1 172 136 рублей 35 копеек.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
В силу положений статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статей 34, 40 Закона N 326-ФЗ, пункта 26 приложения N 1, пункта 27 приложения N 2 к приказу ФФОМС от 16.04.2012 N 73 "Об утверждении Положений о контроле за деятельностью страховых медицинских организаций и медицинских организаций в сфере обязательного медицинского страхования территориальными фондами обязательного медицинского страхования" суды обоснованно пришли к выводу, что акт и требование Фонда могут быть предметом судебного обжалования.
В соответствии со статьей 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов относятся к бюджетам бюджетной системы Российской Федерации
Согласно статье 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации под нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
В соответствии со статьей 3 Закона N 326-ФЗ обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств ОМС в пределах территориальной программы ОМС и в установленных настоящим Законом случаях в пределах базовой программы ОМС.
Согласно пункту 5 части 2 статьи 20 Закона N 326-ФЗ медицинские организации обязаны использовать средства ОМС, полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами обязательного медицинского страхования.
В силу части 6 статьи 14, части 2 статьи 28, части 1 статьи 38 Закона N 326-ФЗ средства, получаемые медицинскими организациями в счет оплаты оказанной медицинской помощи по договорам со страховщиками, являются целевыми.
Согласно пункту 12 части 7 статьи 34 Закона N 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств ОМС страховыми медицинскими организациями и медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.
За использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования (часть 9 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
Как следует из оспариваемых решений, Фондом вменено обществу нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования в сумме 91 241 рубль 50 копеек по подстатье 224 "аренда за пользованием имуществом".
Положениями статьи 30, частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ, пунктами 158,158.3,158.16 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.02.2011 N 158н (далее - Правила N 158н), пункта 3.11 тарифного соглашения от 16.02.2016 предусмотрен порядок установления тарифов на оплату медицинской помощи путем определения затрат медицинских организаций на оказание медицинской помощи, финансовое обеспечение которых осуществляется в рамках территориальных программ обязательного медицинского страхования.
Согласно части 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ, пункту 3.11 Тарифного соглашения, утвержденного 16.02.2016, в рамках программы обязательного медицинского страхования структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя, в том числе расходы на арендную плату за пользование имуществом.
Пунктом 158.16 Правил N 158н определены рекомендуемые способы распределения затрат, необходимых для деятельности медицинской организации в целом, по отдельным видам медицинской помощи (медицинским услугам), одним из которых является способ распределения затрат - пропорционально объему оказываемых медицинских услуг.
Из материалов дела следует, что общество оказывало медицинские услуги не только в рамках программы ОМС, но и в рамках коммерческой деятельности (платные услуги).
Между заявителем и ИП Данилов В.Д. заключены договоры аренды помещений N 27/16 от 01.01.2016 и N 27/17 от 01.01.2017, возмещение расходов по которым в проверяемый период произведено обществом не пропорционально объему оказываемых услуг в рамках территориальной программы ОМС, а исключительно за счет средств ОМС в размере 589 500 рублей.
Согласно материалам проверки, Фонд установив долю каждого источника финансирования медицинской деятельности заявителя, произвел расчет сумм расходов, подлежащих финансированию за счет ОМС.
Исследовав и оценив согласно требованиям статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства, доводы и возражения сторон, учитывая вышеприведенные нормы Закона N 326-ФЗ и Правил N 158н, установив, что финансирование оказанных медицинских услуг за счет средств ОМС за проверяемый период составляет 62,3%, суды обоснованно указали на правильность выводов Фонда о допущенном обществом в нарушение принципа пропорционального распределения расходов нецелевом использовании средств ОМС на оплату аренды в размере 91 241 рубля 50 копеек.
Как следует из материалов дела, указанная сумма нецелевого использования средств ОМС на оплату аренды определена Фондом с учетом суммы 131 000 рублей, оплаченной обществом из предпринимательской деятельности и принятой ответчиком при рассмотрении возражений на акт проверки.
Доводы кассационной жалобы о том, что с учетом произведенного судами распределения затрат на оплату аренды от полной стоимости договора аренды в размере 786 000 рублей, отсутствует сумма к восстановлению, подлежат отклонению, поскольку основаны на неверном расчете заявителя. Указанные доводы не опровергают выводы судов о законности решения Фонда в части нецелевого использования средств ОМС на оплату аренды в размере 91 241 рубля 50 копеек.
Также Фондом указано на нецелевое использование обществом средств обязательного медицинского страхования в сумме 1 172 136 рублей 35 копеек по подстатье 226 "прочие работы и услуги".
Как установлено судом, между обществом и Государственным бюджетным учреждением Республики Саха (Якутия) "Якутская республиканская офтальмологическая больница" заключен договор об оказании медицинских услуг N 8 от 21.09.2017, согласно которому последний обязался перед обществом оказывать платные медицинские услуги по поводу обращений в связи заболеванием, общество обязалось принять и оплатить данные услуги.
За оказанные услуги общество перечислило ГБУ РС(Я) "Якутская республиканская офтальмологическая клиническая больница" 1 172 136 рублей 35 копеек за 805 случаев по тарифу 1 456 рублей 07 копеек.
Статьей 15 Закона N 326-ФЗ предусмотрено включение медицинской организации намеренной осуществлять деятельность в сфере ОМС в реестр, который содержит наименования, адреса и перечень услуг, оказываемых данными медицинскими организациями в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования. Медицинские организации, включенные в реестр медицинских организаций, не имеют права в течение года, в котором они осуществляют деятельность в сфере ОМС, выйти из числа медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере ОМС.
В соответствии с частью 5 статьи 15 Закона N 326-ФЗ медицинская организация осуществляет свою деятельность в сфере ОМС на основании договора на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании медицинской помощи в соответствии с территориальной программой ОМС.
Территориальной программой ОМС устанавливаются объемы предоставления медицинской помощи. При этом согласно части 10 статьи 36 Закона N 326-ФЗ указанные объемы распределяются решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования между страховыми медицинскими организациями и между медицинскими организациями исходя из количества, пола и возраста застрахованных лиц, количества прикрепленных застрахованных лиц к медицинским организациям, оказывающим амбулаторно-поликлиническую помощь, а также потребности застрахованных лиц в медицинской помощи.
Договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию заключается между медицинской организацией, включенной в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет средств обязательного медицинского страхования, и страховой медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования, в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1 статьи 39 Закона N 326-ФЗ).
Статья 35 Закона N 326-ФЗ предусматривает в качестве составной части программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, базовую программу обязательного медицинского страхования, которая определяет виды медицинской помощи, перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи.
Частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ, пунктом 157 Правил N 158н установлена структура тарифа на оплату медицинской помощи, которая включает в себя расходы, в том числе расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования).
Учитывая содержание указанных норм, суды правильно указали, что в структуру тарифа на оплату медицинской помощи могут входить поименованные частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ расходы непосредственно самого общества, а не привлеченных им для оказания медицинской помощи иных лиц, за исключением расходов по оплате стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования).
Вместе с тем, как установлено судами, общество, заключив договор с ГБУ РС(Я) "Якутская республиканская офтальмологическая клиническая больница" об оказании медицинских услуг N 8 от 21.09.2017, в проверяемый период фактически передало последнему объем медицинских услуг, связанных с обращениями по поводу заболеваний и произвело расходы за счет средств ОМС, не предусмотренные законом.
При этом судами принято во внимание, что материалами дела не подтверждено проведение в рамках указанного договора ГБУ РС(Я) "Якутская республиканская офтальмологическая клиническая больница" лабораторных, инструментальных исследований, в связи с чем расходование средств на непредусмотренные структурой тарифа, установленного частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ, цели - на оплату медицинской услуги по указанному договору, правомерно признано судами нецелевым использованием средств ОМС.
Фактические обстоятельства дела судами установлены и исследованы в полном объеме, выводы судов соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, повторяют позицию заявителя по спору, которая являлась предметом рассмотрения судов первой и апелляционной инстанций и получила надлежащую правовую оценку, по сути, основаны на ином толковании положений законодательства к установленным обстоятельствам спора, не опровергают выводы судов. Переоценка доказательств и установление по делу иных фактических обстоятельств, не входит в компетенцию суда кассационной инстанции в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, являются основанием к отмене или изменению обжалуемого судебного акта, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 04 марта 2019 года по делу N А58-9291/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 22 июля 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая содержание указанных норм, суды правильно указали, что в структуру тарифа на оплату медицинской помощи могут входить поименованные частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ расходы непосредственно самого общества, а не привлеченных им для оказания медицинской помощи иных лиц, за исключением расходов по оплате стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования).
Вместе с тем, как установлено судами, общество, заключив договор с ГБУ РС(Я) "Якутская республиканская офтальмологическая клиническая больница" об оказании медицинских услуг N 8 от 21.09.2017, в проверяемый период фактически передало последнему объем медицинских услуг, связанных с обращениями по поводу заболеваний и произвело расходы за счет средств ОМС, не предусмотренные законом.
При этом судами принято во внимание, что материалами дела не подтверждено проведение в рамках указанного договора ГБУ РС(Я) "Якутская республиканская офтальмологическая клиническая больница" лабораторных, инструментальных исследований, в связи с чем расходование средств на непредусмотренные структурой тарифа, установленного частью 7 статьи 35 Закона N 326-ФЗ, цели - на оплату медицинской услуги по указанному договору, правомерно признано судами нецелевым использованием средств ОМС."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 6 ноября 2019 г. N Ф02-5493/19 по делу N А58-9291/2018