город Иркутск |
|
25 ноября 2019 г. |
Дело N А74-20794/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Новогородского И.Б.,
судей: Рудых А.И., Шелёминой М.М.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Новиковой О.Н.,
при участии в судебном заседании в здании Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа главы крестьянского (фермерского) хозяйства Коробкиной Ольги Владимировны (паспорт) и ее представителя Сукало В.А. (доверенность от 16.01.2018, диплом),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Коробкиной Ольги Владимировны на решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 05 апреля 2019 года по делу N А74-20794/2018 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 09 июля 2019 года по тому же делу,
установил:
министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия (ИНН 1901023044, ОГРН 1021900526482; далее - министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с исковым заявлением к главе крестьянского (фермерского) хозяйства Коробкиной Ольге Владимировне (ИНН 190116980447, ОГРНИП 306190119300055; далее - глава КФХ, Коробкина О.В., предприниматель) о взыскании 10 000 000 рублей средств гранта на развитие семейной животноводческой фермы.
Решением Арбитражного суда Республики Хакасия от 05 апреля 2019 года, оставленным без изменения постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 09 июля 2019 года, исковые требования удовлетворены.
Коробкина О.В., не согласившись с указанными судебными актами, обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности в связи с неправильным применением судами норм материального и процессуального права, просит их отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Согласно доводам, изложенным в кассационной жалобе, обязательства по предоставлению отчетности выполнены предпринимателем в полном объеме, средства гранта были использованы по назначению, в материалы дела представлены доказательства реального ведения хозяйства. Из буквального толкования соглашения о предоставлении гранта не следует, что ответчик должен был зарегистрироваться по месту нахождения хозяйства и трудоустроить работников. На ферме невозможно зарегистрироваться по месту жительства, при этом хозяйство ответчицы находится в нескольких муниципальных образованиях. Грант не выделялся на строение жилого дома, в котором можно зарегистрироваться по месту проживания. Главой фермерского хозяйства созданы условия для организации трех рабочих мест, при этом в соглашении нет обязанности трудоустроить работников. Соглашение не имеет срока исполнения.
Министерством представлен отзыв на кассационную жалобу, из которого следует о его согласии с обжалуемыми судебными актами.
В судебном заседании Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа глава КФХ Коробкина О.В. и ее представитель поддержали доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Министерство о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом, однако в суд кассационной инстанции своих представителей не направило, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в его отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив соответствие выводов судов первой и апелляционной инстанций установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между министерством и предпринимателем заключено соглашение от 29.07.2015 N 118 о предоставление предпринимателю гранта в размере 10 000 000 рублей на развитие семейных животноводческих ферм - денежных средств, передаваемых из республиканского бюджета Республики Хакасия (за счет средств федерального бюджета и республиканского бюджета Республики Хакасия) для софинансирования затрат предпринимателя, не возмещаемых в рамках иных направлений государственной поддержки, по реализации проекта "На развитие семейной животноводческой фермы крестьянского фермерского хозяйства Коробкина Ольга Владимировна по производству молока".
Факт предоставления сумм субсидий подтвержден материалами дела и предпринимателем не оспаривается.
По условиям соглашения предприниматель принял на себя обязательства, в том числе использовать грант в течение 24 месяцев со дня поступления средств на счет предпринимателя (пункт 4.2.2); создать в своем крестьянском (фермерском) хозяйстве условия организации не менее трех постоянных рабочих мест (пункт 4.2.6); постоянно проживать или не позднее 24 месяцев с даты получения гранта переехать на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения и регистрации хозяйства (адрес: Республики Хакасия, Алтайский район, 770 метров на юго-восток от центра д. Летник), главой которого является предприниматель, данное хозяйство является единственным местом трудоустройства предпринимателя (пункт 4.2.10); в соответствии с пунктом 4.2.12 вернуть предоставленные денежные средства в установленном порядке и в сроки, в случаях: выявления факта предоставления предпринимателем недостоверных сведений и (или) фальсифицированных документов, предоставленных на конкурсный отбор участников программы развитие семейных животноводческих ферм и (или) при предоставлении отчета о целевом расходовании средств гранта; вернуть неиспользованные остатки гранта в случаях и в порядке, которые предусмотрены настоящим соглашением (пункт 4.2.13).
Ответственность сторон за ненадлежащее исполнение соглашения, порядок возврата и взыскания гранта в полном объеме, случаи и порядок возврата неиспользованного остатка гранта установлены в разделах 7, 8, 9 соглашения.
В результате выездной плановой проверки министерством установлено, что неиспользованный остаток гранта составляет 1 010 079 рублей 96 копеек; Коробкина О.В. на момент проведения проверки не переехала на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения и регистрации хозяйства; рабочие места в крестьянском (фермерском) хозяйстве не созданы, работники не трудоустроены.
Министерством в адрес предпринимателя направлено требование от 17.05.2018 N 33-1096-П с уведомлением о расторжении соглашения и требованием о возврате в течение 30 дней с момента получения требования произвести возврат бюджетных денежных средств в размере 10 000 000 рублей.
18.10.2018 глава КФХ Коробкина О.В. получила повторное требование Минсельхозпрода Хакасии от 07.09.2018 N 33-2230-П о возврате средств гранта и расторжении соглашения.
Невыполнение предпринимателем требования о возврате субсидии послужило основанием для обращения министерства в арбитражный суд с соответствующим исковым заявлением.
Удовлетворяя требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводам, о том, что предприниматель не представил доказательства, опровергающие доводы министерства и подтверждающие исполнение надлежащим образом в полном объеме обязательств по соглашению.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными, исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов), выполнением работ, оказанием услуг.
Подпунктом 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
Указанная норма предполагает возможность возврата субсидий в случае нарушения условий их предоставления, которые установлены в нормативных правовых актах, муниципальных правовых актах, регулирующих предоставление субсидий, в частности, юридическим лицам.
Суды двух инстанций, оценив представленные в материалы дела доказательства с учетом соблюдения требований статей 65, 67, 68, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пришли к правомерному выводу о доказанности факта нарушения предпринимателем условий соглашений о предоставлении субсидии.
Судами установлено, что согласно пункту 4.2.10 соглашения, нарушение которого в силу пункта 4.2.12 названного соглашения является основанием для возврата гранта в полном объеме, а также подпункту "р" пункта 2.2 порядка N 607 и пункту 6 требований по отбору семейных животноводческих ферм, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 198, на главу КФХ возложена обязанность постоянно проживать или не позднее 24 месяцев с даты получения гранта переехать на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения и регистрации хозяйства (адрес: Республика Хакасия, Алтайский район, 770 метров на юго-восток от центра д. Летник), главой которого является предприниматель, и данное хозяйство является единственным местом трудоустройства предпринимателя.
Вместе с тем, согласно ответу Отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому району от 17.10.2018 N 8973 на запрос министерства, сотрудниками отдела проверен адрес: Республика Хакасия, Алтайский район, 770 метров на юго-восток от центра д. Летник, и установлено, что по данному адресу имеется недостроенная кошара, люди не проживают.
В соответствии с пунктом 4.2.6 соглашения и подписанных обязательств, глава КФХ Коробкина О.В. приняла на себя обязательство по созданию в своем крестьянском (фермерском) хозяйстве условия для организации не менее трех постоянных рабочих мест. На необходимость привлечения дополнительно 4 работников указано в бизнес-плане предпринимателя.
Материалами дела подтверждается нарушение главой КФХ пункта 4.2.6 соглашения, а именно условий для организации не менее трех постоянных рабочих мест, что в силу пункта 4.2.12 названного соглашения является самостоятельным основанием для возврата полученных денежных средств.
Судами установлено и следует из материалов дела, что отсутствие трудоустроенных работников, в том числе на непродолжительный период, подтверждается таблицей 3.12 "Создание рабочих мест" раздела III отчета "Деятельность крестьянских (фермерских) хозяйств, развивающих семейные животноводческие фермы за счет грантов", где главой КФХ в графе 3 указано на отсутствие в 2015-2018 годах фактического количества рабочих мест, созданных на семейных животноводческих фермах, получивших грантовую поддержку, а также расчетами по страховым взносам, отражено в акте выездной проверки от 09.11.2017.
Вопреки доводам кассационной жалобы, участвуя в отборе на получение гранта и принимая в рамках соглашения на себя соответствующие обязательства, глава КФХ Коробкина О.В. могла оценить возможность их реализации, а равно предвидеть риск наступления негативных последствий в случае их несоблюдения.
Доказательств того, что глава КФХ принимала попытки для соблюдения рассматриваемого условия соглашения, в материалы дела не представлено.
Порядок возврата гранта министерством соблюден.
При наличии данных обстоятельств суды обоснованно взыскали с предпринимателя 10 000 000 рублей.
Нецелевое использование бюджетных средств не является единственным основанием для ответственности в виде их возврата. Правовыми основаниями для возврата средств гранта в бюджет являются, в том числе, установленные в ходе проверки факты несоблюдения главой КФХ условий предоставления гранта, которые подтверждены материалами дела.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, не опровергают выводов судов и направлены на переоценку доказательств и установление по делу иных фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены принятых по делу судебных актов, не установлено.
Расходы по государственной пошлине за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Хакасия от 05 апреля 2019 года по делу N А74-20794/2018 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 09 июля 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Б. Новогородский |
Судьи |
А.И. Рудых |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Подпунктом 3 пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
...
Судами установлено, что согласно пункту 4.2.10 соглашения, нарушение которого в силу пункта 4.2.12 названного соглашения является основанием для возврата гранта в полном объеме, а также подпункту "р" пункта 2.2 порядка N 607 и пункту 6 требований по отбору семейных животноводческих ферм, утвержденных приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 22 марта 2012 года N 198, на главу КФХ возложена обязанность постоянно проживать или не позднее 24 месяцев с даты получения гранта переехать на постоянное место жительства в муниципальное образование по месту нахождения и регистрации хозяйства (адрес: Республика Хакасия, Алтайский район, 770 метров на юго-восток от центра д. Летник), главой которого является предприниматель, и данное хозяйство является единственным местом трудоустройства предпринимателя."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 25 ноября 2019 г. N Ф02-4200/19 по делу N А74-20794/2018