город Иркутск |
|
22 ноября 2019 г. |
Дело N А69-652/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Юшкарёва И.Ю.,
судей: Ананьиной Г.В., Попова О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Тувинская Энергетическая Промышленная Корпорация" на решение Арбитражного суда Республики Тыва от 22 мая 2019 года по делу N А69-652/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 01 августа 2019 года по тому же делу,
установил:
акционерное общество "Тувинская Энергетическая Промышленная Корпорация" (ОГРН 1141719000598, ИНН 1701054408, далее - АО "ТЭПК", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю и Республике Тыва (далее - управление, административным орган) о признании недействительным предписания N Т-603 от 05.12.2018 об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 22 мая 2019 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 01 августа 2019 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с принятыми по делу решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами допущено неправильное применение норм материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу управление указывает на несостоятельность доводов, изложенных в жалобе, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12 ноября 2019 года рассмотрение кассационной жалобы отложено до 15 часов 45 минут 20 ноября 2019 года на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о времени и месте ее рассмотрения (определения выполнены в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направлены лицам, участвующим в деле, посредством их размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
По ходатайству Енисейского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на основании статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена в порядке процессуального правопреемства Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю и Республике Тыва на Енисейское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в связи с реорганизацией и передачей его функций Енисейскому межрегиональному управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в соответствии с приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 10.06.2019 N 286 "О Енисейском межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования".
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, управлением на основании распоряжения N 603-р/п от 02.11.2018 в отношении общества проведена внеплановая проверка исполнения предписания об устранении нарушения законодательства в области охраны окружающей среды и нарушений природоохранных требований N НТ-234в/3 от 28.05.2018, по результатам которой составлен акт проверки N Т-603в от 05.12.2018.
При проведении проверки административным органом установлено несоблюдение обществом экологических и санитарно-эпидемиологических требований, при обращении с отходами производства и потребления, а именно АО "ТЭПК" в нарушение требований пункта 6, 7 статьи 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закона об отходах производства и потребления) с момента осуществления вскрышных работ (с 2014 года) и до дня проведения проверки на Западном участке Элегестского месторождения (пласт 6.11) размещало вскрышные породы на объекте, не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов.
По факту выявленного нарушения управлением выдано предписание N Т-603в от 05.12.2018, которым на общество возложена обязанность в срок до 01.04.2019 внести объект размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов.
Не согласившись с указанным предписанием, общество оспорило его в арбитражном суде.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды исходили из того, что оспариваемое предписание выдано уполномоченным лицом, соответствует требованиям закона и не нарушает права и законные интересы общества.
Проверив соответствие выводов судов о применении норм права к установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, статей 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установление одновременно двух условий: несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Согласно части 1статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья предусмотрены Законом об отходах производства и потребления.
В соответствии со статьей 1 Закона об отходах производства и потребления, под объектами размещения отходов понимаются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 12 Закона об отходах производства и потребления объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно пункту 7 статьи 12 Закона об отходах производства и потребления запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 утвержден Порядок ведения государственного кадастра отходов (далее - Порядок N 792), который вступил в законную силу 01.08.2014.
Из содержания пункта 16 Порядка ведения государственного кадастра отходов следует, что государственный реестр объектов размещения отходов включает свод систематизированных сведений об эксплуатируемых объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов, соответствующих требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
В силу положений пунктов 18, 19, 20 Порядка ведения государственного кадастра ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 49.
Согласно указанным правилам, инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объекты, не реже одного раза в пять лет (пункт 4). По завершении сбора и обработки информации об инвентаризации объектов размещения отходов на каждый объект размещения отходов составляется характеристика объекта размещения отходов, оформляемая в двух экземплярах (пункт 6). Информация, содержащаяся в характеристиках объектов размещения отходов, составляемых по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, используется Росприроднадзором и территориальными органами Росприроднадзора, в том числе для включения конкретных объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов (пункт 7).
Судами установлено и материалами дела подтверждается, что общество с 2014 года и до дня проведения административным органом проверки размещало вскрышные породы на объекте, не внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов. Данные обстоятельства подтверждаются также решением Кызылского районного суда Республики Тыва по делу N 12-202/2017 от 14.11.2017.
Исследовав обстоятельства, имеющие значение для дела, оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды двух инстанций пришли к правильному выводу о том, что у административного органа имелись законные основания для вынесения в отношении ОА "ТЭПК" оспариваемого предписания, которое соответствует действующему законодательству и не нарушает его права и законные интересы.
С учетом изложенного, суды обоснованно отказали обществу в удовлетворении заявленного требования.
Довод общества о том, что оспариваемое предписание не отвечает критерию исполнимости, так как общество не обладает полномочиями по внесению в ГРОРО объектов размещения отходов, исследован судами и обоснованно отклонен. При этом судом апелляционной инстанции отмечено, что заявителем не приведено объективных причин невозможности исполнения данного предписания.
Иные изложенные в кассационной жалобе, доводы являлись предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, и по существу направлены на переоценку доказательств по делу, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Тыва от 22 мая 2019 года по делу N А69-652/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 01 августа 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Ю. Юшкарёв |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 1 Закона об отходах производства и потребления, под объектами размещения отходов понимаются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.
В соответствии с пунктом 6 статьи 12 Закона об отходах производства и потребления объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.
Согласно пункту 7 статьи 12 Закона об отходах производства и потребления запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.
Приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 утвержден Порядок ведения государственного кадастра отходов (далее - Порядок N 792), который вступил в законную силу 01.08.2014.
...
В силу положений пунктов 18, 19, 20 Порядка ведения государственного кадастра ГРОРО формируется на основе информации об объектах размещения отходов, полученной в результате их инвентаризации, проведенной в соответствии с Правилами инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденными приказом Минприроды России от 25.02.2010 N 49."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 ноября 2019 г. N Ф02-5572/19 по делу N А69-652/2019
Хронология рассмотрения дела:
22.11.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5572/19
12.11.2019 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5572/19
01.08.2019 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4364/19
22.05.2019 Решение Арбитражного суда Республики Тыва N А69-652/19