город Иркутск |
|
22 ноября 2019 г. |
Дело N А58-2850/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Юшкарёва И.Ю.,
судей: Ананьиной Г.В., Попова О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Сахабулт Обувь" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 27 мая 2019 года по делу N А58-2850/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 июля 2019 года по тому же делу,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Сахабулт Обувь" (ОГРН 1161447061830, ИНН 1435311902, далее - ООО "Сахабулт Обувь", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству финансов Республики Саха (Якутия) (ОГРН 1031402066079, ИНН 1435027673, далее - Министерство) о признании недействительными пунктов 2 и 5 предписания N 16-1-19/2165 от 14 декабря 2018 года.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 27 мая 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 24 июля 2019 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением суда первой инстанции и постановлением суда апелляционной инстанции, общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит указанные судебные акты отменить.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами допущено неправильное применение норм материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство указывает на несостоятельность доводов, изложенных в жалобе, просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Определением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12 ноября 2019 года рассмотрение кассационной жалобы отложено до 16 часов 00 минут 21 ноября 2019 года на основании статьи 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о времени и месте ее рассмотрения (определения выполнены в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем, направлены лицам, участвующим в деле, посредством их размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в судебное заседание не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании плана контрольных мероприятий на 2018 год Министерством в отношении общества проведена выездная проверка соблюдения бюджетного законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, полноты и достоверности отчетности о реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие промышленности в Республике Саха (Якутия) на 2017-2021 годы" подпрограммы "Развитие легкой промышленности Республики Саха (Якутия) на 2017-2021 годы" за период 2016-2017 годы и истекший период 2018 года.
Должностным лицом Министерства составлен акт выездной проверки от 11.10.2018, в котором установлено, что в нарушение пункта 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 7.1.1, 7.1.5 Порядка предоставления субсидий из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) на развитие традиционных отраслей Севера в рамках реализации государственной программы Республики Саха (Якутия) "Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2012-2020 годы", утвержденного постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 30 марта 2017 года N 100 (далее - Порядок предоставление субсидий), пункта 1.1 Соглашения о предоставлении из государственного бюджета Республики Саха (Якутия) субсидии на финансовое обеспечение части затрат по организации заготовки и переработки кожевенно-мехового сырья, переработки пушнины от 25 июня 2017 года N 130 (далее - Соглашение N 130) средства субсидии на финансовое обеспечение части затрат по организации заготовки и переработки кожевенно-мехового сырья, переработки пушнины на общую сумму 2 356 138 рублей 67 копеек направлены не по целевому назначению, на предоставление займа АО ФАПК "Сахабулт".
Постановлением Министерства от 31.10.2018 года N 1/15.14-2018/412 ООО "Сахабулт Обувь" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 01 марта 2019 года по делу N А58-11217/2018, постановление Министерства признано незаконным в части назначения наказания, размер штрафа уменьшен.
Предписанием Министерства от 14.12.2018 N 16-1-19/2165, с учётом исправленной опечатки, обществу предписано в срок до 14.06.2019 восстановить в доход государственного бюджета Республики Саха (Якутия) средства субсидии на финансовое обеспечение части затрат по организации заготовки и переработки кожевенно-мехового сырья, переработки пушнины, использованные не по целевому назначению, на сумму 2 356 138 рублей 67 копеек, по реквизитам, указанным в данном пункте (пункт 2); в срок до 14.06.2019 представить в Министерство финансов по Республике Саха (Якутия) информацию о принятых мерах по устранению выявленных нарушений (пункт 5).
Общество, полагая, что названные пункты предписания не соответствуют закону и нарушают его права и законные интересы, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что предписание в оспариваемой части выдано Министерством в пределах предоставленных полномочий, не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя.
Проверив соответствие выводов судов о применении норм права к установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов, и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве относительно жалобы, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В статье 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации определено, что получатель бюджетных средств обеспечивает целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
Согласно статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг (часть 1). Субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или актами уполномоченных им органов государственной власти субъекта Российской Федерации (пункт 2 части 2).
Порядок предоставления указанных субсидий из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов устанавливается соответственно нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, муниципальными правовыми актами местной администрации, если данный порядок не определен решениями, предусмотренными абзацем первым настоящего пункта (часть 7).
Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что в нарушение статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 7.1.1, 7.1.5 Порядка предоставления субсидий, пункта 1.1 Соглашения N 130 обществом предоставлен заем АО ФАПК "Сахабулт" на общую сумму 2 356 138 рублей 67 копеек, в связи с чем, пришли к обоснованному выводу, что направление обществом денежных средств на цели, не соответствующие целевому назначению расходования средств субсидии, является нецелевым использованием бюджетных средств.
Факт нецелевого расходования указанных средств подтверждается также вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 01 марта 2019 года по делу N А58-11217/2018.
Таким образом, суды, руководствуясь приведенными выше нормами, пришли к верным выводам о том что, требования в пунктах 2, 5 обжалуемого предписания Министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 14.12.2018 N 16-1-19/2165 являются правомерными и обоснованными.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие данные выводы судов, не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего спора и по существу направлены на иную оценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, и на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 27 мая 2019 года по делу N А58-2850/2019, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 24 июля 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
И.Ю. Юшкарёв |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды установили, что в нарушение статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктов 7.1.1, 7.1.5 Порядка предоставления субсидий, пункта 1.1 Соглашения N 130 обществом предоставлен заем АО ФАПК "Сахабулт" на общую сумму 2 356 138 рублей 67 копеек, в связи с чем, пришли к обоснованному выводу, что направление обществом денежных средств на цели, не соответствующие целевому назначению расходования средств субсидии, является нецелевым использованием бюджетных средств.
Факт нецелевого расходования указанных средств подтверждается также вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 01 марта 2019 года по делу N А58-11217/2018."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 ноября 2019 г. N Ф02-5606/19 по делу N А58-2850/2019
Хронология рассмотрения дела:
22.11.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-5606/19
07.11.2019 Определение Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3688/19
24.07.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3688/19
17.07.2019 Определение Арбитражного суда Республики Саха N А58-2850/19
27.05.2019 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-2850/19