город Иркутск |
|
28 ноября 2019 г. |
Дело N А19-10724/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 ноября 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 ноября 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Левошко А.Н., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя Министерства лесного комплекса Иркутской области Сафоновой С.В. (доверенность от 12.08.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения - Иркутского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 июня 2019 года по делу N А19-10724/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2019 года,
установил:
Министерство лесного комплекса Иркутской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Государственному учреждению - Иркутское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - Фонд) о признании незаконным решения N 12 осс/д от 26.02.2018 в части привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ).
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 14 июня 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2019 года, заявленные требования удовлетворены. Признан незаконным пункт 1 решения Фонда о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах N 12 осс/н от 26.02.2018 в части привлечения к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, в виде штрафа в размере 1 519 рублей 02 копейки.
В кассационной жалобе Фонд выражает несогласие с обжалуемыми судебными актами, считает их необоснованными и принятыми с нарушением норм материального права. В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что срок привлечения Министерства к ответственности на момент принятия оспариваемого решения не истек, поскольку правонарушение по уплате страховых взносов по итогам 2014 года совершено в 2015 году и срок исковой давности необходимо считать с 01.01.2015 года.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство не согласилось с доводами кассационной жалобы, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании представитель Министерства против заявленных доводов кассационной жалобы возражал, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемых судебных актов.
Фонд, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом (определение, выполненное в форме электронного документа и подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), явку в судебное заседание не обеспечил, законных представителей не направил, в связи с чем, кассационная жалоба рассматривается в его отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, по результатам проведенной в отношении Министерства проверки правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также правомерности произведенных расходов на выплату страхового обеспечения страхователем за период с 01.01.2014 по 31.12.2016 годы, Фондом выявлено занижение базы для начисления страховых взносов в результате нарушений, допущенных при выплате страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством работникам Министерства.
Решением Фонда N 12 осс/д от 26.02.2018 Министерство привлечено к ответственности за неуплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов на основании части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 2019 рублей 02 копейки. Указанным решением страхователю также доначислены страховые взносы в размере 10095 рублей 10 копеек, пени в размере 3236 рублей 04 копеек.
Не согласившись с указанным решением в части привлечения страхователя к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ, полагая, что штраф в размере 1048 рублей 09 копеек за 2014 год начислен по истечении срока привлечения к ответственности, также заявив ходатайство об уменьшении всей суммы штрафа, начисленного решением Фонда, Министерство оспорило его в судебном порядке.
Удовлетворяя заявленные требования и признавая незаконным оспариваемое решение в части, суды исходили из доказанности Фондом неуплаты Министерством страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов за период с 01.01.2014 по 31.12.2016 годы в размере 10095 рублей 10 копеек, однако признали пропущенным Фондом срок привлечения страхователя к ответственности в части начисления штрафа в размере 1048 рублей 09 копеек за период 2014 года. В остальной части размер штрафа судом снижен до 500 рублей с учетом установленных по делу обстоятельств смягчающих ответственность заявителя.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ) территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации по месту регистрации страхователя проводят камеральные и выездные проверки правильности расходов страхователя на выплату страхового обеспечения.
Согласно статье 4.4 Закона N 255-ФЗ (в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 03.07.2016 N 250-ФЗ) правовое регулирование отношений, связанных с уплатой страховых взносов страхователями, в том числе определение объекта обложения страховыми взносами, базы для начисления страховых взносов, сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, установление порядка исчисления, порядка и сроков уплаты страховых взносов, осуществляется Законом N 212-ФЗ.
Согласно части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ к объекту обложения страховыми взносами относятся, выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений.
Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам определены статьей 9 Закона N 212-ФЗ, в том числе не подлежат обложению страховыми взносами государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
Согласно статье 15 Закона N 212-ФЗ сумма пособий на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, начисленных и выплаченных за счет средств работодателя с нарушением требований законодательных и иных нормативных правовых актов либо неподтвержденные документами в установленном порядке, также включаются в облагаемую базу для начисления страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Частями 4, 5 Закона N 212-ФЗ установлено, что в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей. Ежемесячный обязательный платеж подлежит уплате в срок не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за календарным месяцем, за который начисляется ежемесячный обязательный платеж.
Согласно статье 10 Закона 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев и календарный год.
В силу части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Суды, исследовав и оценив материалы дела, руководствуясь статьями 7, 8, 9, 11.1, 13, 14 Закона N 255-ФЗ, статьями 183, 256 Трудового кодекса Российской Федерации, обоснованно признали доказанным Фондом занижение Министерством базы для начисления страховых взносов в результате нарушений, допущенных при выплате пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за период с 01.01.2014 по 31.12.2016, в связи с чем пришли к выводу о законности решения в части начисления недоимки в размере 10095 рублей 10 копеек, а также пени.
Судами установлено, что сумма штрафа за неуплату страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов за расчетный период 2014 года составляет 1048 рублей 09 копеек.
В соответствии с частью 1 статьи 45 Закона N 212-ФЗ лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после дня окончания периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до дня вынесения решения о привлечении к ответственности истекло три года (срок давности).
С учетом сроков уплаты страховых взносов за расчетный период 2014 года - январь 2015 года суды обоснованно пришли к выводу о том, что на момент принятия Фондом решения от 26.02.2018 N 12 осс/д пропущен трехгодичный срок давности привлечения к ответственности за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, и неправомерности привлечения Министерства к ответственности по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ за неуплату страховых взносов за указанный период.
Довод Фонда об обратном правомерно был отклонен судами как основанный на ошибочном толковании норм материального права.
В части остальной суммы штрафа, принимая во внимание ходатайство об уменьшении суммы штрафа и разъяснения Конституционного суда Российской Федерации, изложенные в постановлении от 19.01.2016 N 2- П, положения части 1 статьи 44 Закона N 212-ФЗ, установив отсутствие явных неблагоприятных последствий правонарушения для государства и застрахованных лиц, отсутствие умысла, привлечение к ответственности впервые, иные существенные обстоятельства, обусловливающие индивидуализацию при применении взыскания, суд первой инстанции правомерно снизил размер штрафа до 500 рублей.
С учетом изложенного, суды обоснованно пришли к выводу о незаконности решения Фонда в части привлечения Министерства к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 1 519 рублей 02 копейки и нарушении прав и законных прав и законных интересов страхователя.
Обжалуемые решение и постановление апелляционного суда приняты законно и обоснованно, с правильным применением норм материального и процессуального права, выводы арбитражных судов соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам. Приведенные в кассационной жалобе доводы ранее заявлялись при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, им дана надлежащая правовая оценка, свидетельствуют о неправильном толковании норм права, в связи с чем не могут быть основанием к отмене судебных актов.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые судебные акты на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 14 июня 2019 года по делу N А19-10724/2018, постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 27 августа 2019 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"С учетом сроков уплаты страховых взносов за расчетный период 2014 года - январь 2015 года суды обоснованно пришли к выводу о том, что на момент принятия Фондом решения от 26.02.2018 N 12 осс/д пропущен трехгодичный срок давности привлечения к ответственности за неуплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, и неправомерности привлечения Министерства к ответственности по части 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ за неуплату страховых взносов за указанный период.
...
В части остальной суммы штрафа, принимая во внимание ходатайство об уменьшении суммы штрафа и разъяснения Конституционного суда Российской Федерации, изложенные в постановлении от 19.01.2016 N 2- П, положения части 1 статьи 44 Закона N 212-ФЗ, установив отсутствие явных неблагоприятных последствий правонарушения для государства и застрахованных лиц, отсутствие умысла, привлечение к ответственности впервые, иные существенные обстоятельства, обусловливающие индивидуализацию при применении взыскания, суд первой инстанции правомерно снизил размер штрафа до 500 рублей.
С учетом изложенного, суды обоснованно пришли к выводу о незаконности решения Фонда в части привлечения Министерства к ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 47 Закона N 212-ФЗ в виде штрафа в размере 1 519 рублей 02 копейки и нарушении прав и законных прав и законных интересов страхователя."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 28 ноября 2019 г. N Ф02-6202/19 по делу N А19-10724/2018
Хронология рассмотрения дела:
28.11.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6202/19
29.10.2019 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6202/19
27.08.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4427/19
14.06.2019 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-10724/18