город Иркутск |
|
05 декабря 2019 г. |
Дело N А19-30097/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 ноября 2019 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 05 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Левошко А.Н.,
при участии в судебном заседании представителей: общества с ограниченной ответственностью "Береговое" Фабричной А.В. (доверенность от 07.10.2019), Министерства лесного комплекса Иркутской области Хороших Е.А. (доверенность от 28.10.2019 N 237),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Береговое" на решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 июня 2019 года по делу N А19-30097/2018, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2019 года по тому же делу,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Береговое" (ОГРН 1038500599444, ИНН 8505003512, г. Иркутск; далее - ООО "Береговое", общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным распоряжения Министерства лесного комплекса Иркутской области (далее - Министерство) от 23.11.2018 N 3970-мр "Об отмене приказа агентства лесного хозяйства Иркутской области от 11.02.2010 N 175- апр".
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 13 июня 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2019 года, в удовлетворении требований отказано.
ООО "Береговое" обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами положений Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 29.02.2012 N 69 (далее - Приказ N 69), неприменения Состава проекта освоения лесов и порядка его разработки, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 06.04.2007 N 77 (далее - Приказ N 77), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указывает на отсутствие у Министерства законных оснований для отмены приказа Агентства лесного хозяйства Иркутской области (далее - Агентство) на основании Приказа N 69, поскольку проект освоения лесов (далее - Проект) разработан в соответствии с действовавшим на тот момент Приказом N 77, в котором не указаны сведения, перечисленные в пункте 10 Приказа N 69; Проект соответствовал Приказу N 77; у общества отсутствовали основания для указания в Проекте перечня мероприятий и их объемов по охране объектов животного мира, а также для составления лесотаксационных ведомостей, поскольку специальные обследования на территории арендованных участков не проводились, проект охотустройтсва отсутствует, что отражено в Проекте; в Проекте указаны сведения о животном мире (таблица 6.1), перечислены мероприятия по охране животного мира (подраздел 6.1.2); кроме того, лесной участок предоставлен в целях заготовки древесины, что не предполагает изъятие или использование объектов животного мира, следовательно, соответствующий раздел не подлежит заполнению согласно пункту 28 Приказа N 77; в разделе "Создание лесной инфраструктуры" содержится вся необходимая информация в соответствии с Приказом N 77, в том числе в таблицах указана информация об объектах лесной инфраструктуры - дороги, просеки, границы окружные, об удовлетворительном состоянии дорог, о предстоящем текущем ремонте (грейдирование), в связи с чем таблица, в которой предусмотрены мероприятия по ремонту объектов лесной инфраструктуры, не заполняется; в Проекте указаны все необходимые противопожарные мероприятия в объеме, достаточном для охраны лесов от пожаров, Приказом N 77 не установлены требования о соответствии указанного в Проекте объема противопожарных мероприятий предусмотренному договором аренды, а также не предусмотрено указание сроков приобретения пожарного инвентаря и оборудования; обоснование такого несоответствия отражено в Проекте; вывод Министерства и судов об отсутствии в Проекте характеристики лесного участка по классам пожарной опасности и тематических карт не соответствует содержанию Проекта; судами не дана оценка доводам общества о нарушении его прав и законных интересов в связи с изданием оспариваемого распоряжения, на основании которого общество лишено возможности использовать лесной участок (осуществлять лесозаготовительные работы, вывозить заготовленную древесину в рамках обязательств по договорам купли-продажи) с 26.11.2018, что препятствует сдаче отчетов об использовании лесов, при этом обязательства по арендной плате сохраняются.
В отзыве на кассационную жалобу Министерство считает ее доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными; указывает, что в данном случае общество осуществляло использование лесов в целях заготовки, в связи с чем указание в Проекте сведений о животном мире, проектируемых видах и объёмах мероприятий по его охране является обязательным; кроме того, срок действия Проекта, положительное заключение государственной экспертизы которого было утверждено приказом Агентства от 11.02.2010 N 175-апр, истек; договор аренды лесного участка расторгнут в судебном порядке, решение суда вступило в законную силу.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Представители ООО "Береговое" и Министерства в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на нее.
В судебном заседании объявлен перерыв в порядке, предусмотренном статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с 21 ноября 2019 года до 28 ноября 2019 года до 14 часов 30 минут, о чем сделано публичное извещение на официальном сайте Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа.
После перерыва судебное разбирательство продолжено в том же составе судей, представитель общества подтвердила вышеизложенную позицию.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, между территориальным управлением Агентства лесного хозяйства Иркутской области по Осинскому лесничеству (Арендодатель) и ООО "Береговое" (Арендатор) 10.12.2008 заключен договор аренды лесного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, в границах, определенных планом лесного участка, с номером учетной записи в государственном реестре 635-2008-12, площадью 49 026 га, местоположение: Иркутская область, Осинский район, Осинское лесничество, Обусинское участковое лесничество, "Обусинская дача", эксплуатационные леса, квартала N N 37-39, 53-58, 63-67, 79-88, 104-107; Приморское участковое лесничество, "Приморская дача", эксплуатационные леса, квартала NN 2-5, 7, 18-25; Бурят-Янгутское лесничество, "Бурят-Янгутская дача" эксплуатационные леса, квартала NN 1-11, 15-18, в целях использования лесов для заготовки древесины.
Приказом Агентства от 11.02.2010 N 175-апр утверждено положительное заключение государственной экспертизы по проекту освоения лесов лесного участка, переданного в аренду ООО "Береговое".
Министерство, являясь правопреемником Территориального управления агентства лесного хозяйства Иркутской области, в соответствии со статьями 83, 89 Лесного кодекса Российской Федерации, пунктом 10 Приказа N 69, руководствуясь пунктом 8 Положения о Министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 27.02.2018 N 155-пп, в порядке самоконтроля, принимая во внимание допущенные нарушения при утверждении положительных заключений государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от 10.12.2008 N 1, отменило распоряжением от 23.11.2018 N 3970-мр приказ Агентства от 11.02.2010 N 175-апр "Об утверждении положительного заключения государственной экспертизы проекта освоения лесов (арендатор ООО "Береговое")".
В данном распоряжении Министерство указало на следующие нарушения при утверждении положительных заключений государственной экспертизы проекта освоения лесов по договору аренды лесного участка от 10.12.2008: отсутствие перечня конкретных мероприятий и их объемов по охране объектов животного мира; ведомостей лесотаксационных выделов, содержащих конкретные виды мероприятий по охране объектов животного, растительного мира; отсутствие объектов лесной и нелесной инфраструктуры; запроектированных противопожарных мероприятий; мероприятий по уходу за лесом в молодняках; отсутствие сведений о наличии и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря и др. на лесном участке; отсутствие характеристики лесного участка по классам пожарной опасности; отсутствие отдельных тематических лесных карт, содержащих пространственное распределение существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры на лесном участке, характеристики проектируемых видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества, пространственное распределение лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по уходу за лесами.
ООО "Береговое", полагая, что распоряжение Министерства не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемый ненормативный правовой акт не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, поскольку полномочный орган обосновал необходимость отмены правового акта ввиду его несоответствия закону.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Согласно статье 88 Лесного кодекса Российской Федерации лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 настоящего Кодекса (часть 1). Состав проекта освоения лесов, порядок его разработки и внесения в него изменений устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (часть 2).
Состав проекта освоения лесов и порядок его разработки установлены Приказом N 69, действующим с 01.08.2012. На момент утверждения спорного Проекта освоения лесов его состав и порядок разработки регулировались Приказом N 77 (окончание действия документа - 20.05.2010).
Согласно Приказу N 77 раздел состава проекта освоения лесов "Создание лесной инфраструктуры" составляется для всех видов использования лесов, разрешенных договором аренды или правом постоянного (бессрочного) пользования, и содержит следующие сведения: характеристика существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры (по формам таблиц 27 - 29 приложения к настоящему документу, тематическая лесная карта); проектируемый объем рубок лесных насаждений на лесных участках, предназначенных для создания объектов лесной инфраструктуры (по форме таблицы 30 приложения к настоящему документу); территориальное размещение проектируемых объектов лесной инфраструктуры (тематическая лесная карта) (пункт 23).
Раздел "Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов" содержит среди прочего: распределение территории лесного участка по классам пожарной опасности, данные о среднем классе пожарной опасности (таблица 31 приложения к настоящему документу, тематическая лесная карта); обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), правилами пожарной безопасности в лесах и их территориальное размещение (таблица 32 приложения к настоящему документу, тематическая лесная карта); данные о наличии и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря и др. в соответствии с действующими нормативами (таблица 33 приложения к настоящему документу); ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по уходу за лесами, и их пространственное размещение (тематическая лесная карта) (пункт 24 Приказа N 77).
Раздел "Мероприятия по охране объектов животного мира, водных объектов" содержит, в том числе следующие данные: сведения о животном мире (таблица 42 приложения к настоящему документу); проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира (таблица 43 приложения к настоящему документу); ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного мира, водных объектов, и их пространственное размещение (тематическая лесная карта) (пункт 25 Приказа N 77).
В соответствии с Приказом N 69 раздел "Создание лесной инфраструктуры" содержит следующие сведения: характеристика существующих и проектируемых объектов лесной инфраструктуры на лесном участке (приложение N 8) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта); проектируемый объем рубок лесных насаждений, предназначенных для создания объектов лесной инфраструктуры (приложение N 9) (пункт 7).
Раздел "Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов" содержит, в частности: характеристику территории лесного участка по классам пожарной опасности (приложение N 12), тематическая лесная карта; обоснование и характеристика проектируемых видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества (лесопарка), и их территориальное размещение (приложение N 13), тематическая лесная карта; сведения о наличии и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря и др. на лесных участках в соответствии с действующими нормативами (приложение N 14), тематическая лесная карта с указанием мест размещения техники, оборудования, инвентаря; ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по лесовосстановлению (приложения N 21, 22), и их пространственное размещение (тематическая лесная карта), проектируемые виды и объемы ухода за лесом при воспроизводстве лесов (не связанные с заготовкой древесины) в соответствии с лесохозяйственным регламентом, обоснование технологий ухода; ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по уходу за лесами (приложения N 23, 24) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта) (пункт 9 Приказа N 69).
Раздел "Мероприятия по охране объектов животного мира, водных объектов" содержит, в том числе следующие данные: сведения о животном мире; проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов животного мира, проектируемые виды и объемы мероприятий по охране объектов растительного мира; ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по охране объектов животного и растительного мира, водных объектов (приложение N 25) и их пространственное размещение (тематическая лесная карта) (пункт 10 Приказа N 10).
Исходя из совокупного анализа приведенных требований к составу проекта освоения лесов, установленных Приказом N 77 и Приказом N 69, суды признали, что требования пунктов 23, 24, 25 Приказа N 77 относительно мероприятий по созданию лесной инфраструктуры, охране, защите и воспроизводству лесов, а также по охране объектов животного мира, водных объектов, сохранены в пунктах 7, 9, 10 Приказа N 69. В связи с чем ссылка Министерства в оспариваемом распоряжении на Приказ N 69 не признана судами основанием для признания распоряжения недействительным, учитывая, что Министерством подтверждено нарушение обществом пунктов 23, 24, 25 Приказа N 77.
Проведение государственной экспертизы проектов освоения лесов входит в компетенцию Министерства в силу подпункта 4 пункта 8 Положения о Министерстве лесного комплекса Иркутской области, утвержденного Постановлением Правительством Иркутской области от 27.02.2018 N 155- пп.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 13 Закона Иркутской области от 12.01.2010 N 1-оз "О правовых актах Иркутской области и правотворческой деятельности в Иркутской области" (далее - Закон N 1-оз) министерства и иные исполнительные органы государственной власти области издают нормативные правовые акты в форме приказов и акты индивидуального правового регулирования (ненормативные правовые акты) в форме распоряжений, которые не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, федеральным законам, указам Президента Российской Федерации, постановлениям Правительства Российской Федерации, Уставу Иркутской области и законам области, указам и распоряжениям Губернатора Иркутской области, постановлениям и распоряжениям Правительства Иркутской области.
В случае изменения системы и (или) структуры исполнительных органов государственной власти области, влекущего переименование министерства или иного исполнительного органа государственной власти области, внесение изменений в ранее изданные соответствующим министерством или иным исполнительным органом государственной власти области правовые акты области, их отмена, отмена их отдельных положений, признание их утратившими силу, признание утратившими силу их отдельных положений, приостановление их действия, приостановление действия их отдельных положений осуществляются переименованным министерством или иным исполнительным органом государственной власти области (часть 8 статьи 13 Закона N 1-оз).
Таким образом, обоснован вывод судов двух инстанций о том, что Министерство, являясь правопреемником Агентства, установив несоблюдение при составлении Проекта требований, предусмотренных как действовавшим на тот момент Приказом N 77, так и Приказом N 69, имело достаточные основания для принятия оспариваемого распоряжения, издание которого обусловлено необходимостью сохранения экологического баланса, предотвращения причинения экологического ущерба и нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
В этой связи доводы заявителя кассационной жалобы об отсутствии у Министерства законных оснований для отмены приказа Агентства подлежат отклонению.
Судами установлено, что в разделе 4 "Создание лесной инфраструктуры" Проекта приведена таблица 4.1 "Характеристика существующих и проектируемых объектов, связанных с созданием лесной инфраструктуры", в которой отсутствует информация о реконструируемых лесных дорогах, прочистке имеющихся просек, а также не запроектированы мероприятия по созданию объектов лесной инфраструктуры (строительство дорог, просек, лесных складов, противопожарных аншлагов, квартальных столбов). Обоснование отсутствия необходимости на лесном участке строительства лесных дорог (в том числе противопожарного назначения), просек (в том числе противопожарного назначения) и других объектов в Проекте не приведено. Не заполнена таблица характеризующая состояние объектов, связанных с созданием лесной инфраструктуры и мероприятий по ее ремонту.
В таблице 4.3 проекта "Характеристика проектируемых объектов, связанных с созданием лесной инфраструктуры" запроектировано строительство лесных дорог протяженностью всего 2,5 км, что, учитывая арендованную лесную площадь в 49 га и срок действия проекта 10 лет, недостаточно для эффективного освоения лесного участка и доставки сил и средств пожаротушения. Кроме того, не указаны сроки осуществления реконструкции (ремонта) дорог, в том числе проектируемых (2,5 км). Отсутствует информация о наличии либо отсутствии на арендованном участке объектов нелесной инфраструктуры (ЛЭП, дороги автомобильные и др.).
В нарушение абзацев 1, 2, 11 пункта 24 Приказа N 77 в Проекте отсутствуют отдельные тематические лесные карты, содержащие актуальные сведения. Проект не содержит тематической лесной карты территориального размещения проектируемых объектов лесной инфраструктуры на лесном участке (Приморская дача, Бурят-Янгутская дача); не представлена характеристика проектируемых видов и объемов мероприятий по противопожарному обустройству лесов с учетом объектов, созданных при использовании лесов в соответствии с лесохозяйственным регламентом лесничества; отсутствует тематическая карта - ведомость лесотаксационных выделов, в которых проектируются мероприятия по уходу за лесами и их пространственное размещение.
Объемы запроектированных противопожарных мероприятий, указанных в Проекте, не соответствуют данным подпунктов "е", "з" пункта 11 договора аренды в части строительства дорог противопожарного назначения, разрубке противопожарного разрыва.
В подразделе 5.1 "Мероприятия по охране лесов от пожаров" раздела "Мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов" отсутствуют сведения о наличии и потребности пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря и др. В таблице 5.5 Проекта "Наличие и потребность в пожарной технике, оборудовании, снаряжении и инвентаре" указана информация об отсутствии у арендатора пожарной техники, оборудования, снаряжения, инвентаря и др., также отсутствует информация о планируемых сроках приобретения средств пожаротушения. Кроме того, в данном разделе Проекта отсутствует характеристика лесного участка по классам пожарной опасности. Расчет класса пожарной безопасности приведен в Проекте произвольно и не соответствует действующей на момент разработки Проекта Классификации природной пожарной опасности в лесах по условиям погоды, утвержденной приказом Минсельхоза России от 16.12.2008 N 532. По материалам лесоустройства класс пожарной безопасности арендованных кварталов Бурят-Янгутской дачи составляет - 3, Приморской дачи - 3,5, соответственно, средний класс пожарной безопасности арендованного лесного участка, указанный как 4, рассчитан неверно, характеристики лесного участка по КПО также представлены неверно.
В разделе 6 "Мероприятия по охране объектов животного мира, водных объектов" перечень конкретных мероприятий и их объемов по охране объектов животного мира, а также ведомости лесотаксационных выделов, содержащие конкретные виды мероприятий по охране объектов животного мира отсутствуют.
Ведомости лесотаксационных выделов, содержащие конкретные виды мероприятий по охране объектов животного мира, раздел 6 Проекта также не содержит.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства и доводы сторон, суды пришли к обоснованному и мотивированному выводу о доказанности Министерством нарушения пунктов 23, 24, 25 Приказа N 77 при разработке Проекта.
Доводы заявителя кассационной жалобы, оспаривающие данные выводы судов со ссылкой на то, что Проект содержит все предусмотренные Приказом N 77 сведения, были предметом надлежащего исследования судов первой и апелляционной инстанций и мотивированно отклонены, по существу данные доводы направлены исключительно на иную оценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, а также несостоятельны в правовом отношении, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьёй 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции.
Довод общества о том, что лесной участок предоставлен в целях заготовки древесины, что не предполагает изъятие или использование объектов животного мира, следовательно, соответствующий раздел не подлежит заполнению согласно пункту 28 Приказа N 77, не может быть принят во внимание, как несостоятельный в правовом отношении.
Проект освоения лесов состоит из следующих разделов: общие сведения; сведения о лесном участке; организация использования лесов; мероприятия по охране, защите и воспроизводству лесов; мероприятия по охране объектов животного мира, водных объектов; иные сведения и мероприятия (пункт 5 Приказа N 77).
В силу пункта 8 Приказа N 77 раздел "Организация использования лесов" включает в себя подразделы, соответствующие видам разрешенного использования лесов согласно лесохозяйственному регламенту и договору аренды лесного участка или праву постоянного (бессрочного) пользования лесным участком. Для каждого из подразделов в соответствии с видом разрешенного использования установлены соответствующие требования. Подраздел "Заготовка древесины" содержит сведения, указанные в пункте 9 Приказа N 77.
Согласно пункту 28 Приказа N 77 проект освоения лесного участка составляется только на те виды использования лесов, которые разрешены в соответствии с договором аренды лесного участка или правом постоянного (бессрочного) пользования лесным участком. Разделы проекта освоения лесов (из указанных в главе II настоящего документа), не относящиеся к разрешенному виду использования лесов согласно договору аренды лесного участка или праву постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, не разрабатываются.
При этом из приведенного пункта 28 в совокупности с иными положениями Приказа N 77 не следует, что раздел, касающийся мероприятий по охране объектов животного мира, не заполняется, поскольку не относится к разрешенному виду использования лесов согласно договору аренды лесного участка (в данном случае заготовка древесины).
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира.
Ссылки заявителя кассационной жалобы на противоречие выводов судов судебной практике иного арбитражного суда по иному делу не могут быть учтены, поскольку при рассмотрении настоящего спора суды учли фактические обстоятельства, установленные по данному конкретному делу.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 13 июня 2019 года по делу N А19-30097/2018, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 21 августа 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 28 Приказа N 77 проект освоения лесного участка составляется только на те виды использования лесов, которые разрешены в соответствии с договором аренды лесного участка или правом постоянного (бессрочного) пользования лесным участком. Разделы проекта освоения лесов (из указанных в главе II настоящего документа), не относящиеся к разрешенному виду использования лесов согласно договору аренды лесного участка или праву постоянного (бессрочного) пользования лесным участком, не разрабатываются.
При этом из приведенного пункта 28 в совокупности с иными положениями Приказа N 77 не следует, что раздел, касающийся мероприятий по охране объектов животного мира, не заполняется, поскольку не относится к разрешенному виду использования лесов согласно договору аренды лесного участка (в данном случае заготовка древесины).
В соответствии со статьей 22 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 5 декабря 2019 г. N Ф02-6147/19 по делу N А19-30097/2018
Хронология рассмотрения дела:
05.12.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6147/19
25.10.2019 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6147/19
21.08.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-7624/18
13.06.2019 Решение Арбитражного суда Иркутской области N А19-30097/18
27.02.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-7624/18