город Иркутск |
|
09 декабря 2019 г. |
Дело N А33-18238/2019 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Скубаева А.И.,
судей: Белоножко Т.В., Тютриной Н.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановой И.Г.,
при участии в судебном заседании представителя администрации города Красноярска Углова А.А. (доверенность от 22.07.2019, паспорт, диплом),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Красноярского края кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью управляющая компания "Жилищные системы Красноярска" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 01 августа 2019 года по делу N А33-18238/2019 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 03 октября 2019 года по тому же делу,
установил:
общество с ограниченной ответственностью управляющая компания "Жилищные системы Красноярска" (ОГРН 1072468020877, ИНН 2461201672, г. Красноярск, далее - ООО УК "ЖСК", истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к администрации города Красноярска (ОГРН: 1022402655758, ИНН 2451000840, г. Красноярск, далее - администрация г. Красноярска, ответчик) об обязании привести площадку накопления твердых коммунальных отходов (далее - ТКО) по адресу: г. Красноярск, ул. Матросова 5Б, в соответствии с нормативными требованиями: восстановить целостность бетонного основания площадки, выполнить ремонт ограждения площадки, закрепить ограждение к бетонному основанию, выполнить ремонт каркаса и сетки отсека для крупногабаритного мусора.
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 20 июня 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечен Департамент городского хозяйства администрации города Красноярска (далее - департамент).
Определением Арбитражного суда Красноярского края от 10 июля 2019 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена администрация Свердловского района в городе Красноярске (далее - администрация Свердловского района).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 01 августа 2019 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 03 октября 2019 года, в удовлетворении иска отказано.
Судебные акты приняты со ссылкой на статьи 39, 161, 162, 163, Жилищного кодекса Российской Федерации, статью 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", статьи 13, 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", пункт 3.7.1 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденного постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 (далее - Правила N 170), пункт 2.1.3 Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест", утвержденных 05.08.1988 Главным государственным санитарным врачом СССР, Заместителем Министра здравоохранения СССР, пункт 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), пункт 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491(далее - Правила N 491), пункт 26(1) Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 (далее - Минимальный перечень N 290), статью 45 Устава города Красноярска.
ООО УК "ЖСК", не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска.
Заявитель кассационной жалобы полагает, что орган местного самоуправления как собственник земельного участка, на котором расположена спорная контейнерная площадка для накопления ТКО по ул. Матросова 5Б, должен нести бремя ее содержания; поскольку данная площадка накопления находится на территории неразграниченной государственной собственности, а не на придомовой территории, она не может быть признана общим имуществом собственников помещений многоквартирных домов, что исключает возможность возложения на собственников помещений многоквартирных домов бремени ее содержания.
По мнению ООО УК "ЖСК", администрация г. Красноярска обязана была принять решение о включении площадки накопления ТКО по ул. Матросова 5Б в реестр мест (площадок) накопления ТКО.
Администрация г. Красноярска в возражениях на кассационную жалобу отклонила изложенные в ней доводы и заявила о своем согласии с обжалуемыми судебными актами.
Департамент и администрация Свердловского района отзыв на кассационную жалобу не представили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в отзыве.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе и отзыве на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Предметом иска по настоящему делу является требование об обязании муниципального образования привести в порядок контейнерную площадку накопления ТКО.
При рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что между истцом (потребитель) и обществом с ограниченной ответственностью "РостТех" (региональный оператор) подписан договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от 25.12.2018 N 01-00000858, согласно пункту 1 которого, по договору на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в настоящем договоре, и обеспечивать их сбор, транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
В соответствии с пунктом 9 договора бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов и территории, прилегающей к месту погрузки твердых коммунальных отходов, расположенных на придомовой территории, входящей в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, несут собственники помещений в многоквартирном доме либо индивидуальном жилом строении (доме), либо лицо, привлекаемое собственниками помещений в многоквартирном доме по договорам оказания услуг по содержанию общего имущества в таком доме.
Пунктом 11 договора установлена обязанность оператора принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в Приложении N 1 к договору, в том числе по адресу расположения контейнерной площадки: Матросова 5 Б, предназначенной для обслуживания жителей многоквартирных жилых домов по адресам: ул. Матросова, 1, 5А, 5Б, Кольцевая, 7,28, 11,9, 3, 5, 30, Красноярский Рабочий, 193, Матросова, 5, 7А.
Дома по адресам: ул. Матросова, 1, 5А, 5Б, Кольцевая, 7, 28, 11, 9, 3, 5, 30, Красноярский Рабочий, 193, находятся в управлении ООО УК "ЖСК"; дом по адресу: ул. Матросова, 5, находится в управлении ООО УК "Теремок"; дом по адресу: ул. Матросова, 7А, находится в управлении ООО "Суперстрой".
Представителями ООО УК "ЖСК" проведен осмотр состояния контейнерной площадки, расположенной по адресу: ул. Матросова, 5Б, в результате которого установлено, что площадка накопления ТКО находится в неудовлетворительном состоянии, основание площадки исполнено из бетонных плит разного размера, края плит обломаны почти по всему периметру, под основанием имеются пустоты, под которыми размножаются и живут грызуны. Ограждение площадки, выполненное из металлического листа, не закреплено к бетонному основанию. В отсеке для крупногабаритного мусора погнут каркас, изготовленный из металлического уголка, разорвана оградительная сетка, о чем составлен акт от 03.06.2019.
Ссылаясь на то, что поскольку контейнерная площадка расположена на земельном участке, в отношении которого полномочия собственника осуществляются органом местного самоуправления, истец на основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации обратился в суд с настоящим иском об обязании ответчика привести площадку накопления ТКО по адресу: г. Красноярск, ул. Матросова 5Б, в соответствии с нормативными требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении исковых требований, пришли к выводу об отсутствии правовых оснований для возложения на администрацию г. Красноярска обязанности приведения площадки накопления ТКО по адресу: г. Красноярск, ул. Матросова 5Б, в соответствие с нормативными требованиями.
Данный вывод судебных инстанций является обоснованным в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья либо органов управления жилищного кооператива) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Исходя из пункта 3.7.1 Правил N 170, организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать, в том числе установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием, организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов.
Данные правила являются обязательными на всей территории Российской Федерации и для всех лиц, ответственных за содержание жилищного фонда.
Собственники помещений в многоквартирном доме согласно статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме в пределах долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме должно обеспечивать управление многоквартирным домом (часть 1 статьи 163 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, а также порядок их оказания и выполнения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном: доме, и порядке их оказания и выполнения".
Согласно пункту 26(1) Минимального перечня N 290 работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, включены в указанный минимальный перечень. Тем самым в случае, если собственники определили способ управления многоквартирным домом, то вышеуказанная деятельность осуществляется управляющей организацией (или иной организацией, которая управляет многоквартирным домом) (части 2, 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Правильно применив указанные нормы материального права, оценив имеющиеся в деле доказательства и установив факты наличия у истца статуса управляющей компании в отношении многоквартирных домов, пользующихся спорной площадкой накопления ТКО, судебные инстанции обоснованно указали на обязанность истца как организации, осуществляющей управление многоквартирными жилыми домами, обустраивать и надлежащим образом содержать места накопления ТКО, находящиеся в пределах земельного участка, отведенного для эксплуатации многоквартирного жилого дома,
Данный вывод соответствует требованиям, как жилищного законодательства, так и законодательства в сфере обращения с отходами.
Каких-либо нарушений требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при оценке доказательств судами первой и апелляционной инстанций не допущено. Основания для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что орган местного самоуправления как собственник земельного участка, на котором расположена спорная контейнерная площадка для накопления ТКО по ул. Матросова 5Б, должен нести бремя ее содержания, не принимается во внимание Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа в связи со следующим.
Постановлением администрации города Красноярска от 22.04.2019 N 245 "О создании на территории города Красноярска мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведении их реестра" утверждена форма заявки на согласование (мест) площадок накопления ТКО и форма заявки на включение данного места в реестр мест (площадок) накопления ТКО.
Согласно пункту 2 данного постановления администрации районов в городе Красноярске являются органами, уполномоченными на осуществление согласования создания мест (площадок) накопления ТКО и ведение реестра мест (площадок) накопления ТКО на территории соответствующих административных районов города в порядке, установленном Правилами N 1039.
Организациям, осуществляющим управление многоквартирными жилыми домами, были направлены уведомления о том, что необходимо организовать работу по согласованию существующих и планируемых к созданию мест (площадок) накопления ТКО для последующего их включения в реестр и в схему мест (площадок) накопления ТКО, расположенных на территории города.
В случае, если место (площадка) накопления ТКО, предназначенная для обслуживания жителей многоквартирного жилого дома, расположена на территории общего пользования без правовых оснований, управляющим компаниям необходимо организовать работу по получению в установленном порядке соответствующего разрешения либо ее переносу на придомовые территории многоквартирных домов, с учетом санитарных норм и правил.
В соответствии с подпунктом "д(2)" пункта 11 Правил N 491, пунктом 26(1) Минимального перечня N 290, работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, относятся к работам по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома, подлежащего выполнению организациями, осуществляющими управление такими домами.
Из указанных норм права следует, что организации, осуществляющие управление многоквартирными жилыми домами, обязаны обустраивать и надлежащим образом содержать места накопления твердых коммунальных отходов, находящиеся в пределах земельного участка, отведенного для эксплуатации многоквартирного жилого дома.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено, что истец не выполнил вышеуказанные требования законодательства по надлежащему обустройству площадки накопления ТКО на придомовой территории многоквартирного дома, расположенного по адресу: ул. Матросова 5Б и внесению ее в реестр мест (площадок) накопления ТКО.
При этом само по себе расположение спорной площадки на землях, собственность на которые не разграничена, не является основанием для возложения на орган местного самоуправления обязанности по содержанию и ремонту спорной площадки.
Поскольку доказательств выдачи разрешения на размещение спорного объекта в материалах дела не представлено, следовательно, вывод судебных инстанций об отсутствии правовых оснований для удовлетворения иска и возложения бремени расходов по содержанию спорной площадки накопления ТКО на орган местного самоуправления соответствует требованиям действующего законодательства.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что администрация г. Красноярска обязана была принять решение о включении площадки накопления ТКО по ул. Матросова 5Б в реестр мест (площадок) накопления ТКО также противоречит указанным выше нормам материального права, в связи с чем не принимается Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа во внимание.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Красноярского края от 01 августа 2019 года и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 03 октября 2019 года по тому же делу основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 01 августа 2019 года по делу N А33-18238/2019 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 03 октября 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Скубаев |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Состав минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ, а также порядок их оказания и выполнения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2013 N 290 "О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном: доме, и порядке их оказания и выполнения".
Согласно пункту 26(1) Минимального перечня N 290 работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, включены в указанный минимальный перечень. Тем самым в случае, если собственники определили способ управления многоквартирным домом, то вышеуказанная деятельность осуществляется управляющей организацией (или иной организацией, которая управляет многоквартирным домом) (части 2, 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
...
В соответствии с подпунктом "д(2)" пункта 11 Правил N 491, пунктом 26(1) Минимального перечня N 290, работы по организации и содержанию мест (площадок) накопления ТКО, включая обслуживание и очистку мусоропроводов, мусороприемных камер, контейнерных площадок, относятся к работам по содержанию общего имущества многоквартирного жилого дома, подлежащего выполнению организациями, осуществляющими управление такими домами."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 9 декабря 2019 г. N Ф02-6379/19 по делу N А33-18238/2019