город Иркутск |
|
20 декабря 2019 г. |
Дело N А58-4051/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Ананьиной Г.В.,
судей: Левошко А.Н., Шелёминой М.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Ленского территориального управления Федерального агентства по рыболовству на постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2019 года по делу N А58-4051/2019 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия),
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Газпром добыча Ноябрьск" (ОГРН: 1028900706647, ИНН: 8905026850, далее - общество, ООО "Газпром добыча Ноябрьск") обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением к Ленскому территориальному управлению Федерального агентства по рыболовству (далее - Управление) о признании недействительным предписания об устранении нарушений законодательства в области охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания N 20 от 24.01.2019.
Решением суда первой инстанции от 14.06.2019 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16.10.2019 решение от 14.06.2019 отменено, принят новый судебный акт о признании незаконным предписания N 20 от 24.01.2019.
В кассационной жалобе Управление указывает на несоответствие вывода суда апелляционной инстанции фактическим обстоятельствам дела, просит постановление апелляционного суда отменить, решение суда первой инстанции оставить в силе.
В обоснование кассационной жалобы заявитель указывает, что проект закрытого акционерного общества "Сибречпроект" "Речной грузовой причал в п. Пеледуй" согласован при условии соблюдения выполнения ряда требований (сброс в р. Лена только очищенных сточных вод, использование очистных установок марки УОЛВ-30К(С). По мнению Управления, обществом нарушены требования природоохранного законодательства, выразившиеся в строительстве обводных труб, позволяющих неочищенным сточным водам стекать в р. Лена и пагубно воздействовать на окружающую среду, в связи с чем выданное предписание является законным.
В отзыве на кассационную жалобу общество не согласилось с доводами кассационной жалобы, считает постановление апелляционной инстанции законным и обоснованным, а кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом (определение, выполненное в форме электронного документа и подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), явку в судебное заседание не обеспечили, законных представителей не направили, в связи с чем, кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании распоряжения N 20 от 17.12.2018 Управлением в отношении ООО "Газпром добыча Ноябрьск" проведена плановая проверка на предмет соблюдения требований по сохранению водных биологических ресурсов среды их обитания при осуществлении хозяйственной деятельности на производственных объектах общества, в ходе которой выявлено, что на грузовом причале в пос. Пеледуй при строительстве установки очистки ливневых нефтесодержащих вод УОЛВ-5К (С)1, на верхней и нижней площадке обводные трубы построены в обход комплексной системы очистки сточных нефтесодержащих вод, какие либо запорные механизмы на них отсутствуют, что позволяет неочищенным сточным водам стекать в рыбохозяйственный водоем высшей категории - р. Лена, тем самым нарушены статьи 22, 42 Федерального закона от 24.04.1995 N 52-ФЗ "О животном мире" (далее - Закон о животном мире), статьи 34, 36, 38, 39, 40, 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее-Закон об охране окружающей среды), статьи 48, 50 Федерального закона от 20.12.2004 N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" (далее - Закон о рыболовстве), статьи 42, 44, 48, 55, 56, 60, 61, 65 Водного Кодекса Российской Федерации, статьи 11,13 Положения об охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 15.09.1958 N 1045 (далее - Положения об охране), пункты 2, 5, 6 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 2013 N 380 (далее - Положение о мерах по сохранению водных биологических ресурсов).
По результатам проверки Управлением составлен акт проверки N 20 от 24.01.2019 и выдано предписание об устранении нарушения законодательства в области охраны водных биологических ресурсов и среды их обитания N 20 от 24.01.2019.
В соответствии с указанным предписанием на общество возложена обязанность в срок до 01.04.2019 демонтировать обводные трубы на очистных установках УОЛВ-5К (С)1 находящихся на "Речном грузовом причале в п. Пеледуй", с целью предотвращения сброса неочищенных сточных вод в рыбохозяйственный водоем высшей категории р. Лена.
Не согласившись с предписанием Управления, общество оспорило его в судебном порядке.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований и признавая предписание законным, суд первой инстанции исходил из несоблюдения обществом условий, согласованной проектной документацией при строительстве объекта "Речной грузовой причал п. Пеледуй" в части расположения обводных труб в обход комплексной системы очистки сточных нефтесодержащих вод, а также отсутствия на них запорных механизмов, что позволило неочищенным сточным водам стекать в рыбохозяйственный водоем.
Отменяя решение суда первой инстанции, и принимая новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что оспариваемое предписание незаконно и необоснованно, нарушает права и законные интересы общества.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Требования к охране объектов животного мира и среды их обитания; пользование животным миром; требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности; сохранение водных биоресурсов и среды их обитания, а также меры по их сохранению; требования к водопользованию и охране водных объектов; требования к охране рыбных запасов и о регулировании рыболовства в водоемах, регламентируются положениями статей 22, 42 Закона о животном мире, статей 34, 36, 38, 39, 40, 51 Закона об охране окружающей среды, статей 48, 50 Закона о рыболовстве, статей 42, 44, 48, 55, 56, 60, 61, 65 Водного Кодекса Российской Федерации, статей 11, 13 Положения об охране рыбных запасов, пунктов 2, 5, 6 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов.
Законодательством о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов регулируются отношения, возникающие в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов (часть 1 статьи 5 Закона о рыболовстве).
Нормы главы 5.1. Закона о рыболовстве устанавливают процедуру осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 43.3 Закона о рыболовстве должностные лица федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биоресурсов, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений и проведении мероприятий по обеспечению предотвращения причинения вреда водным биоресурсам и среде их обитания.
Судами установлено, что осуществление государственной функции по федеральному государственному контролю (надзору) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов входит в компетенцию Ленского территориального управления Федерального агентства по рыболовству согласно Положению о Ленском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству, утвержденному приказом Федерального агентства по рыболовству от 17.09.2013 N 701, в связи с чем Управление правомочно выдавать предписание по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, что согласуется с положениями пункта 1 части 1 статьи 43.3 Закона о рыболовстве, статьи 36 Водного кодекса Российской Федерации, пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
С учетом указанных положений суды пришли к обоснованному выводу, что проверка проведена и предписание выдано Управлением в пределах предоставленных полномочий, нарушений при проведении проверки, предусмотренных Законом N 294-ФЗ, Управлением не допущено.
В соответствии со статьей 50 Закона о рыболовстве при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
Деятельность, указанная в части 1 настоящей статьи, осуществляется только по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 38 Закона об охране окружающей среды ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется при условии выполнения в полном объеме предусмотренных проектной документацией мероприятий по охране окружающей среды.
При строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности, оказывающей прямое или косвенное негативное воздействие на биоресурсы и среду их обитания, юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обеспечивают выполнение мер по сохранению биоресурсов и среды их обитания, предусмотренных в документации в соответствии с пунктом 5 Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов.
Как следует из материалов дела, ООО "Газпром добыча Ноябрьск" действует от имени ПАО "Газпром" в соответствии с агентским договором N КС-23 от 07.11.2014, реализуя на территории Чаяндинского нефтегазоконденсатного месторождения инвестиционные проекты на объектах капитального строительства, в том числе обустройство нефтяной оторочки Ботуобинской залежи, включающего объект строительства "Речной грузовой причал в п. Пеледуй".
Грузовой причал предназначен для приема и хранения материально-технических ресурсов, необходимых для освоения нефтяной оторочки Ботуобинской залежи. Работы по строительству на объекте осуществлялись согласно Положительному заключению государственной экспертизы N 380-13/ГГЭ-8257/02 (N в реестре 00-1-41868-13) утвержденному 06.05.2013.
Управлением в ходе проведения проверки установлено, что на грузовом причале в п. Пеледуй при строительстве установки очистки ливневых нефтесодержащих вод УОЛВ-5К (С)1, на верхней и нижней площадке обводные трубы построены в обход комплексной системы очистки сточных нефтесодержащих вод, какие либо запорные механизмы на них отсутствуют, что позволяет неочищенным сточным водам стекать в рыбохозяйственный водоем высшей категории - р. Лена.
Управление указало, что обводные трубы построены в соответствии с проектной документацией с шифром 4551РД4.00.Р.01.ВТ.1.000.НК2.000, разработанной в феврале 2016 года, заключение государственной экспертизы на которую получено 07.07.2016. При этом в рамках указанного заключения, объекты куда входит очистное сооружение УОЛВ-5К (С)1 не рассматривались, поскольку на момент подготовки заключения по данным объектам завершались строительно-монтажные работы в соответствии с ранее утвержденной проектной документацией с шифром 4551.Э1-2.П.01.ООС7.ПЗ (1), на которую получено заключение государственной экспертизы от 06.05.2013 N 380-13/ГГЭ-8257/02 и, которая не предусматривала строительство обводных труб, позволяющих неочищенным сточным водам стекать в р. Лена, а наоборот допускала сброс только очищенных стоков в водоем через очистную установку.
Суд апелляционной инстанции, исследовав материалы дела, в том числе материалы положительного заключения государственной экспертизы, утвержденного 06.05.2013, установил, что в состав представленных на рассмотрение отчетных материалов о результатах инженерных изысканий и проектной документации был представлен Раздел Система водоотведения. Книга 5.3.3 Обозначение 4551.Э1-2.П.01.НКЗ.ПЗ. Наименование: Речной грузовой причал в п. Пеледуй; Примечание: ООО "Транс-спецстрой", а также Книга 8.7 Обозначение 4551.Э1-2.П.01.ООС7.ПЗ (1). Наименование: Речной грузовой причал в п. Пеледуй Изм.1; Примечание: ООО "Транс-спецстрой".
Выводы в экспертном заключении о результатах инженерных изысканий соответствуют установленным требованиям. Проектная документация "Обустройство нефтяной оторочки Ботуобинской залежи ЧНГКМ с выделением этапа опытно-промышленных работ" Этап 1. Период опытно-промышленных работ с вводом в эксплуатацию двуствольных скважин 1ОПР, 2ОПР и ОПР. Этап 2 Период опытно-промышленных работ с вводом в эксплуатацию многофункциональных четырехстволовых скважин 4ОПР, 5ОПР и 6ОПР" соответствуют результатам инженерных изысканий и установленным требованиям.
Из представленной на государственную экспертизу проектной документации: раздел 5, подраздел 5.3 Система водоотведения Книга 5.3.3; Обозначение: 4551.Э1-2.П.01.НКЗ.ПЗ. Наименование: Речной грузовой причал в п. Пеледуй, следует, что на экспертизу предоставлялся: Том 5.2 Система водоснабжения и водоотведения; Том 8 Перечень мероприятий по охране окружающей среды; Приложение Раздел 2 Система водоотведения; Чертежи верхних, нижних площадок. Сети водоснабжения и канализации. Принципиальная схема очистных сооружений.
Система водоотведения предусматривает: Расход поверхностных стоков поступающих на очистку с территории каждой площадки составляет 5 л/сек. Часть расчетного условного стока по обводной линии, системе колодцев и трубопровод сбрасывается в водоем. Разделение стоков предусмотрено в распределительном колодце.
Оценив по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции, принимая во внимание акт проверки Ленского управления Ростехнадзора N 374 от 12.10.2017, заключение Ленского управления Ростехнадзора N 561 от 16.10.2017, приказ Управления N 561 от 16.10.2017 об утверждении заключения, указывающих на соответствие построенного объекта требованиям технических регламентов, иным нормативным правовым актам и проектной документации, обоснованно пришел к выводу о том, что строительство обводной линии предусматривалось проектной документацией и документация в данной части соответственно предоставлялась на государственную экспертизу, в связи с чем правомерно признал не соответствующим фактическим обстоятельствам утверждение Управления об обратном.
Доказательств, что фактическое состояние объекта введенного в эксплуатацию объекта расходится с утвержденной и прошедшей государственную экспертизу документацией, Управление не представило. Управление не доказало, что возведенные обществом водоотводы не предусмотрены проектной документацией, на которую было выдано положительное заключение государственной экспертизы.
Учитывая вышеизложенное, апелляционный суд правомерно пришел к выводу, что оспариваемое предписание Управления является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя, поскольку налагает на общество обязанность демонтировать обводные трубы, предусмотренные проектной документацией.
Фактические обстоятельства дела апелляционным судом установлены и исследованы в полном объеме, выводы суда соответствуют доказательствам, имеющимся в материалах дела. Доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают выводы суда апелляционной инстанции и не влияют на законность принятого по делу судебного акта, направлены на переоценку доказательств и установление по делу иных фактических обстоятельств, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемый судебный акт на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2019 года по делу N А58-4051/2019 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Г.В. Ананьина |
Судьи |
А.Н. Левошко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами установлено, что осуществление государственной функции по федеральному государственному контролю (надзору) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов входит в компетенцию Ленского территориального управления Федерального агентства по рыболовству согласно Положению о Ленском территориальном управлении Федерального агентства по рыболовству, утвержденному приказом Федерального агентства по рыболовству от 17.09.2013 N 701, в связи с чем Управление правомочно выдавать предписание по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, что согласуется с положениями пункта 1 части 1 статьи 43.3 Закона о рыболовстве, статьи 36 Водного кодекса Российской Федерации, пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее - Закон N 294-ФЗ).
С учетом указанных положений суды пришли к обоснованному выводу, что проверка проведена и предписание выдано Управлением в пределах предоставленных полномочий, нарушений при проведении проверки, предусмотренных Законом N 294-ФЗ, Управлением не допущено.
В соответствии со статьей 50 Закона о рыболовстве при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, внедрении новых технологических процессов и осуществлении иной деятельности должны применяться меры по сохранению водных биоресурсов и среды их обитания.
...
Согласно статье 38 Закона об охране окружающей среды ввод в эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов осуществляется при условии выполнения в полном объеме предусмотренных проектной документацией мероприятий по охране окружающей среды."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 декабря 2019 г. N Ф02-6476/19 по делу N А58-4051/2019
Хронология рассмотрения дела:
20.12.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6476/19
13.11.2019 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6476/19
16.10.2019 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4536/19
14.06.2019 Решение Арбитражного суда Республики Саха N А58-4051/19