город Иркутск |
|
24 декабря 2019 г. |
N А33-34871/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 декабря 2019 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2019 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе
председательствующего Тютриной Н.Н.,
судей: Белоножко Т.В., Соколовой Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации Кежемского района на решение Арбитражного суда Красноярского края от 24 июня 2019 года по делу N А33-34871/2018 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26 августа 2019 года по тому же делу,
установил:
публичное акционерное общество "Красноярскэнергосбыт" (ОГРН 1052460078692, ИНН 2466132221, далее - Общество) обратилось в арбитражный суд с иском к администрации Кежемского района (ОГРН 1022400828823, ИНН 2420004178, далее - Администрация) о взыскании 276 850 рублей задолженности по соглашению о предоставлении субсидии на компенсацию части расходов граждан на оплату коммунальных услуг от 19.01.2018 N 01/01-2018.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 24 июня 2019 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 26 августа 2019 года, иск удовлетворен.
В кассационной жалобе заявитель просит проверить законность принятых судебных актов в связи с неправильным применением судами норм материального права.
По мнению подателя кассационной жалобы, в соответствии со статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Законом Красноярского края от 01.12.2014 N 7-2835 "Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги" (далее - Закон Красноярского края от 01.12.2014 N 7-2835) и Законом Красноярского края от 01.12.2014 N 7-2839 "О наделении органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов края отдельными государственными полномочиями Красноярского края по реализации отдельных мер по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги" (далее - Закон Красноярского края от 01.12.2014 N 7-2839) расходные обязательства Администрации при осуществлении переданных ей отдельных государственных полномочий исполняются за счет и в пределах выделенных из краевого бюджета субвенций.
Истец отклонил доводы кассационной жалобы, указав на их несостоятельность (письменный отзыв от 01.11.2019).
Участвующие в деле лица о времени и месте рассмотрения жалобы уведомлены в соответствии с требованиями статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, однако своих представителей для участия в судебном заседании не направили, что в соответствии с частью 3 статьи 284 названного Кодекса не является препятствием для рассмотрения жалобы.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.
Из материалов дела следует и судами установлено, что между Администрацией (уполномоченный орган) и Обществом (ресурсоснабжающая организация, предоставляющая коммунальную услугу, т.е. исполнитель коммунальных услуг) заключено соглашение от 19.01.2018 N 01/01-2018 о предоставлении субсидии из районного бюджета в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в связи с применением предельного индекса при оказании коммунальных услуг, в соответствии с Законом Красноярского края от 01.12.2014 N 7-2835 (далее - Соглашение).
Согласно пунктам 1.2, 2.1.1 Соглашения средства субсидии должны использоваться получателем по целевому назначению, которое обеспечивается путем направления полученных средств субсидии ресурсоснабжающим организациям в объеме средств согласно настоящему Соглашению.
Размер субсидий на предоставление компенсации части платы граждан за коммунальные услуги в 2018 году из районного бюджета составляет 25 093 850 рублей (пункт 1.1 Соглашения в редакции дополнительного соглашения от 02.04.2018 N 02/04-2018).
На основании принятого решения о предоставлении субсидии (постановление Администрации от 19.01.2018 N 34-п с учетом внесенных в него изменений постановлением от 02.04.2018 N 235/1-п) и во исполнение указанного Соглашения, руководствуясь постановлением Правительства Красноярского края от 09.04.2015 N 165-п "О реализации отдельных мер по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги" и постановлением Администрации Кежемского района Красноярского края от 06.05.2015 N 434-П "Об утверждении Порядка предоставления компенсации части платы граждан за коммунальные услуги на территории Кежемского района", в соответствии с Законом Красноярского края от 01.12.2014 N 7-2835, Администрацией перечислены Обществу средства субсидий в размере 25 093 850 рублей (платежное поручение от 25.04.2018 N 131025).
Ссылаясь на то, что по итогам периода январь-сентябрь 2018 года фактически недополученные доходы, возникающие в связи с применением предельного (максимального) индекса при оказании коммунальных услуг (с учетом введения в действие с 01.04.2018 льготных тарифов на тепловую энергию на нужды отопления и горячего водоснабжения и неполучением компенсации выпадающих доходов в результате применения данных льготных тарифов), составили 25 685 605 рублей, в связи с чем образовалась задолженность в размере 591 755 рублей (апрель-сентябрь), истец обратился в суд с настоящим иском.
Согласно расчету истца (л.д. 21 т. 1) размер компенсации в части платы граждан за коммунальные услуги определен как разница между платой за коммунальные услуги, рассчитанной потребителям по установленным тарифам, и платой, рассчитанной с применением предельного индекса.
Суды первой и апелляционной инстанций признали истца получателем субсидии из средств районного бюджета на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных (заниженных) тарифов на поставку тепловой энергии потребителям.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела и проверив доводы кассационной жалобы, пришла к следующему.
Материально-правовым требованием по настоящему делу является требование о возмещении недополученных (выпадающих) в апреле-сентябре 2018 года доходов, возникших вследствие установления на коммунальные услуги (тепловая энергия на нужды отопления и горячего водоснабжения) тарифа в размере меньше экономически обоснованного.
Выводы судов о том, что истец соответствует условиям предоставления субсидии и является получателем субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с установлением льготных (заниженных) тарифов на поставку тепловой энергии потребителям, сторонами не оспорены.
Разногласия сторон на стадии кассационного производства заключаются в определении лица и бюджета, за счет средств которого подлежат возмещению недополученные исполнителем коммунальных услуг доходы.
Как следует из текста искового заявления, отзывов на апелляционную и кассационную жалоб, требования предъявлены к муниципальному образованию как к лицу, наделенному Законом Красноярского края от 01.12.2014 N 7-2839 отдельными государственными полномочиями по расчету и предоставлению исполнителям коммунальных услуг и поставщикам ресурса компенсации разницы, возникающей при предоставлении коммунальных услуг (поставке ресурса) и оплаченного населением по цене ниже экономически обоснованной.
Признавая наличие у истца права на возмещение неполученных доходов за счет казны муниципального образования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из прямого указания Закона Красноярского края от 01.12.2014 N 7-2835 (предоставление компенсации части платы граждан за коммунальные услуги бюджетам муниципальных образований края за счет краевого бюджета), Закона Красноярского края от 01.12.2014 N 7-2839 (наделение муниципальных районов полномочиями по предоставлению такой компенсации) и принятого во исполнение Закона Красноярского края от 01.12.2014 N 7-2835 нормативного правового акта - постановления Правительства Красноярского края от 09.04.2015 N 165-п (осуществление перечисления средств компенсации на основании соответствующего решения уполномоченного органа и соглашения о предоставлении компенсации), а также обязательств, принятых муниципальным образованием в рамках Соглашения (обязанность муниципального района предоставить исполнителю коммунальных услуг субсидию на компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги).
Между тем судами не учтено следующее.
В силу предписаний Жилищного кодекса Российской Федерации, федеральный законодатель, предусматривая обязанность граждан по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги (статья 153) и в связи с этим определяя структуру и порядок внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (статьи 154, 155), порядок расчета размера платы за коммунальные услуги (статья 157), одновременно вводит ограничение повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги (статья 157.1).
Красноярским краем (Закон от 01.12.2014 N 7-2835) предусмотрен организационно-финансовый механизм предоставления компенсации, который имеет своей целью возмещение части расходов, понесенных ресурсоснабжающей организацией в связи с невнесением потребителями коммунальных услуг полной оплаты, обусловленной применением предельного (максимального) индекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Красноярского края от 01.12.2014 N 7-2835 размер компенсации части платы граждан за коммунальные услуги определяется как разница между платой за коммунальные услуги, рассчитанной по ценам (тарифам), и платой с учетом предельного индекса.
Согласно статье 4 данного Закона финансовое обеспечение компенсации части платы граждан за коммунальные услуги является расходным обязательством Красноярского края и осуществляется за счет средств краевого бюджета.
Закон Красноярского края от 01.12.2014 N 7-2839 наделил органы местного самоуправления государственными полномочиями по выплате компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 1 пункта 4 названного Закона финансовые средства, необходимые органам местного самоуправления для осуществления государственных полномочий, предусматриваются законом края о краевом бюджете в форме субвенций бюджетам городских округов и муниципальных районов края.
Как следует из пунктов "б", "в", "г" пункта 2 статьи 3 Закона Красноярского края от 01.12.2014 N 7-2839 органы местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий обязаны осуществлять государственные полномочия надлежащим образом в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами края; использовать по целевому назначению финансовые средства, предоставленные на осуществление государственных полномочий; вернуть неиспользованные финансовые средства в краевой бюджет в случае неиспользования до 31 декабря текущего финансового года средств, предоставленных из краевого бюджета на осуществление государственных полномочий, а также в случае прекращения исполнения передаваемых настоящим Законом государственных полномочий.
В силу пункта 2 статьи 7 Закона Красноярского края от 01.12.2014 N 7-2839 условиями прекращения осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий является, в частности, невозможность обеспечения переданных государственных полномочий необходимыми финансовыми средствами.
Согласно пункту 3 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования, возникающие при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
На основании изложенного вывод судов о возложении на Администрацию обязанности по выплате истцу предъявленной к взысканию задолженности по Соглашению о предоставлении субсидии и за счет собственных бюджетных средств, нельзя признать обоснованным.
Факт заключения между организацией и органом местного самоуправления соглашения, регламентирующего порядок определения объема и оплаты недополученных доходов, подлежащих возмещению в связи с реализацией установленных льгот, сам по себе не является основанием для удовлетворения требования о взыскании недополученных доходов с муниципального образования (пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации").
Учитывая вышеприведенное законодательство, в предмет судебного исследования по настоящему спору (возмещение выпадающих доходов Общества в пределах экономически обоснованных затрат, но не полученных при оказании коммунальных услуг по регулируемой цене) подлежат включению вопросы, связанные с размером недополученной платы в связи с установлением льготных (заниженных) тарифов на поставку тепловой энергии потребителям за спорный период: объем и стоимость потребленных коммунальных услуг, подлежащих оплате по установленным тарифам (экономически обоснованным), и начисленных и предъявленных к оплате собственникам помещений (не выше предельного индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, указанного в приложении N 1 к Указу Губернатора Красноярского края от 26.12.2017 N 325-уг), а также размер финансирования по переданным государственным полномочиям в виде субвенций из краевого бюджета (средства, выделенные муниципальному району в объеме, достаточном для компенсации части расходов граждан на оплату коммунальных услуг), размер использованной по целевому назначению субсидии (средства, перечисленные муниципальным районом истцу).
Однако данные обстоятельства в нарушение требований статей 65, 168, 268, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судами не исследовались и их наличие не проверялось.
Поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на неправильном применении норм права и сделаны без установления всех обстоятельств, имеющие существенное значение для правильного разрешения спора, обжалуемые судебные акты на основании пункта 3 части 1 статьи 287, частей 1, 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене, а дело - направлению на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении арбитражному суду следует учесть вышеизложенное, с учетом существующего нормативного правового регулирования спорных отношений, установления всех обстоятельств дела и оценки имеющихся доказательств разрешить спор по существу, определить лицо, обязанное возместить истцу недополученную стоимость поставленного ресурса и оказанных услуг для нужд населения муниципального образования (т.е. устновить, какое публично-правовое образование и в лице какого органа должно произвести компенсацию выпадающих расходов истцу), распределить между сторонами судебные расходы, в том числе по уплате государственной пошлины за подачу кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Красноярского края от 24 июня 2019 года по делу N А33-34871/2018 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26 августа 2019 года по тому же делу отменить, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд Красноярского края.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.Н. Тютрина |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3 статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства муниципального образования, возникающие при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, предоставляемых местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий в пределах выделенных муниципальным образованиям на эти цели материальных ресурсов и финансовых средств.
...
Факт заключения между организацией и органом местного самоуправления соглашения, регламентирующего порядок определения объема и оплаты недополученных доходов, подлежащих возмещению в связи с реализацией установленных льгот, сам по себе не является основанием для удовлетворения требования о взыскании недополученных доходов с муниципального образования (пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации")."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24 декабря 2019 г. N Ф02-6071/19 по делу N А33-34871/2018
Хронология рассмотрения дела:
28.03.2022 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-7962/2021
08.11.2021 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-34871/18
24.12.2019 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6071/19
23.10.2019 Определение Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6071/19
26.08.2019 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4669/19
24.06.2019 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-34871/18