город Иркутск |
|
20 января 2020 г. |
Дело N А33-28802/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 20 января 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Левошко А.Н.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Манзановой Н.Ю.,
с участием судьи Третьего арбитражного апелляционного суда, осуществляющего организацию видеоконференц-связи, Бабенко А.Н., при ведении протокола отдельного процессуального действия секретарем судебного заседания Каверзиной Т.П.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи в Третьем арбитражном апелляционном суде представителей: Министерства лесного хозяйства Красноярского края Лавриковой Т.А. (доверенность от 26.12.2019); акционерного общества "Краслесинвест" Соломко Е.В. (доверенность от 01.01.2020),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства Красноярского края на решение Арбитражного суда Красноярского края от 21 августа 2019 года по делу N А33-28802/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 23 октября 2019 года по тому же делу,
установил:
акционерное общество "Краслесинвест" (ОГРН 1082468004574, ИНН 2460205089, г. Красноярск; далее - АО "Краслесинвест", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании недействительным решения Министерства лесного хозяйства Красноярского края (далее - Министерство) от 02.10.2018 N МЛХ/3-03158 об окончании срока окупаемости инвестиционного проекта 02.07.2018 и перерасчете размера арендной платы без учета понижающего коэффициента 0,5; об обязании Министерства устранить допущенные нарушения прав и законных интересов АО "Краслесинвест" путем перерасчета арендной платы за пользование лесным участком с применением понижающего коэффициента 0,5 с 02.07.2018.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 21 августа 2019 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 23 октября 2019 года, заявление удовлетворено. Решение Министерства от 02.10.2018 N МЛХ/3-03158 об окончании срока окупаемости инвестиционного проекта 02.07.2018 и перерасчете размера арендной платы без учета понижающего коэффициента 0,5 признано недействительным. На Министерство возложена обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества путем перерасчета арендной платы за пользование лесным участком с применением понижающего коэффициента 0,5 с 02.07.2018.
Министерство обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами пунктов 15, 20 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 419 (далее - Положение N 419), постановления Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - Постановление N 310), Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 N 190 (далее - Положение N 190), нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт.
По мнению заявителя кассационной жалобы, суды не установили, какому нормативному правовому акту не соответствует уведомление Министерства о доначислении арендных платежей в краевой бюджет; общество уже воспользовалось правом на применение коэффициента 0,5 в полном объеме в соответствии с Положением N 419, Постановлением N 310 в редакции, действующей на момент заключения договора аренды лесного участка; повторный льготный период не предусмотрен; судами не учтено, что срок окупаемости инвестиционного проекта составляет 10 лет, следовательно, срок окупаемости завершен 02.07.2018; судами необоснованно был приравнен срок действия договора и срок окупаемости проекта; Положение N 190 не содержит условия о распространении его действия на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров, следовательно, данный нормативный акт не подлежит применению в этом случае; уведомлением от 02.10.2018 Министерство известило общество об изменении арендной платы в связи с окончанием срока окупаемости проекта в соответствии с условиями договора аренды лесного участка; в настоящее время согласно Положению N 190 применение коэффициента 0,5 не зависит от срока окупаемости проекта и осуществляется с момента введения лесоперерабатывающих мощностей в эксплуатацию; приказ Министерства от 26.03.2018 N 361-од и распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.03.2019 N 549-р не имеют отношения к настоящему процессу ввиду того, что они приняты уже после отмены Положения N 419 и вступления в силу Положения N 190; распоряжением N 549-р внесены изменения в показатели приоритетного проекта, срок реализации проекта увеличен и распространяет свое действие исключительно на новое производство, в период действия уже Положения N 190; с 2008 года 10-летний срок окупаемости уже был предоставлен, а следующий 10-летний срок распространяется на период после акта ввода объекта в эксплуатацию по вновь заключенным договорам аренды, следовательно, увеличенный срок реализации проекта распространяет свое действие исключительно на новое производство.
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено путем использования систем видеоконференц-связи при содействии Третьего арбитражного апелляционного суда.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
Представитель Министерства в судебном заседании подтвердила доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель АО "Краслесинвест" считает обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 07.04.2008 между АО "Краслесинвест" и Агентством лесной отрасли администрации Красноярского края заключен договор аренды лесных участков N 1 в целях реализации на территории Красноярского края приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов "Богучаны. Лесопромышленный комплекс. Лесопильное производство" в рамках государственной программы "Комплексное развитие Нижнего Приангарья".
В соответствии названным договором Арендодатель, действующий в соответствии со статьями 22, 72 и 74 Лесного кодекса Российской Федерации, обязуется предоставить, а Арендатор обязуется принять во временное пользование лесной участок, находящийся в государственной собственности, определенный пунктом 2 настоящего Договора (далее - лесной участок) для заготовки древесины, с целью создания в Богучанском районе Красноярского края лесоперерабатывающего комплекса по производству беленой хвойной крафт-целлюлозы, крафт-лайнера, продукции лесопиления и деревообработки, МДФ проектной мощностью: беленая хвойная крафт-целлелоза - 850 тыс. тонн в год; пиломатериалы хвойных пород - 700 тыс. куб. м в год, в том числе как непосредственно пиломатериалы, так и продукция деревообработки (мебельные щиты, погонажные изделия, заготовки для мебели); МДФ - 250 тыс. куб. м в год крафт-лайнер - 500 тыс. тонн в год; оценочной стоимостью - 73,25 млрд. рублей, строительство лесовозных дорог в арендованных участках - 500 км (пункт 1). Лесные участки общей площадью 4 152 362 га, предоставляемые в аренду по настоящему Договору, имеют следующее местоположение: район Красноярского края - Эвенкийский, Кежемский, Богучанский; лесничества - Байкитское, Богучанское, Гремученское, Кодинское, Манзенское, Терянское, Хребтовское, Чунское; перечень кварталов и номеров учетных записей в государственном лесном реестре согласно Приложению N 1 (пункт 2). Арендная плата на момент заключения настоящего договора составляет 192 051 870 (сто девяносто два миллиона пятьдесят одна тысяча восемьсот семьдесят) рублей в год в связи с включением инвестиционного проекта в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов в течение срока окупаемости этого проекта к утвержденным ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, применяется коэффициент 0,5. С учетом данного коэффициента арендная плата по настоящему Договору составляет 96 025 940 (девяносто шесть миллионов двадцать пять тысяч девятьсот сорок) рублей в год. Срок окупаемости инвестиционного проекта составляет 108 месяцев (пункт 5). Арендная плата рассчитывается на основании минимального размера арендной платы, определяемого в соответствии со статьей 73 Лесного кодекса Российской Федерации (пункт 6). Срок действия договора установлен на 49 лет, с 02 июля 2008 года по 02 июля 2057 года, включительно (пункт 24).
13.12.2013 Министерством промышленности и торговли Российской Федерации согласованы изменения, вносимые в инвестиционный проект "Создание лесоперерабатывающего комплекса по производству беленой хвойной крафт-целлюлозы, крафт-лайнера, продукции лесопиления и деревообработки, МДФ", срок окупаемости установлен 10 лет.
Министерство направило в адрес общества письмо от 02.10.2018 N МЛХ/3-03158, в котором со ссылкой на пункт 1(2) Постановления N 310 сообщило о том, что 02.07.2018 - день окончания срока окупаемости проекта "Богучаны. Лесопромышленный комплекс. Лесопильное производство". Сложившийся в Красноярском крае средний коэффициент - 0,7447. В связи с чем направило скорректированный график внесения платежей на 2018 год, рассчитанный с 02.07.2018 без учета понижающего коэффициента 0,5, но с применением среднего коэффициента.
АО "Краслесинвест" обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что оспариваемые действия Министерства по перерасчету размера арендной платы по договору аренды лесных участков не соответствуют требованиям действующего законодательства и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Согласно статье 71 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное пользование.
В соответствии со статьей 22 Лесного кодекса Российской Федерации инвестиционная деятельность в области освоения лесов осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 25 февраля 1999 года N 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений". Подготовка перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов и его утверждение осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Использование лесов в Российской Федерации является платным. За использование лесов вносится арендная плата или плата по договору купли-продажи лесных насаждений. Размер арендной платы и размер платы по договору купли-продажи лесных насаждений определяются в соответствии со статьями 73 и 76 настоящего Кодекса (статья 94 Лесного кодекса Российской Федерации).
В силу частей 1, 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи. Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены Постановлением N 310.
Пунктом 1(1) Постановления N 310 (в редакции, действующей до 08.03.2018) установлено, что при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, применяется коэффициент 0,5 к утвержденным настоящим постановлением ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, действующий со дня заключения договора аренды лесного участка на период, равный сроку окупаемости проекта. По окончании срока окупаемости инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, размер арендной платы за пользование лесным участком определяется в соответствии со ставками платы без применения понижающего коэффициента 0,5, но с применением сложившегося в субъекте Российской Федерации среднего коэффициента превышения размера арендной платы, исчисленного по соответствующему виду использования лесов (пункт 1(2) Положения N 310).
Министерство, полагая, что срок окупаемости инвестиционного проекта "Богучаны. Лесопромышленный комплекс. Лесопильное производство" истек 02.07.2018, руководствуясь пунктом 1(2) Положения N 310 (в редакции, действующей до 08.03.2018) направило обществу 02.10.2018 уведомление о перерасчете арендной платы без учета понижающего коэффициента 0,5, но с применением среднего коэффициента.
Вместе с тем судами установлено, что 15.03.2018 (в период действия Положения N 190, вступившего в силу с 08.03.2018) АО "Краслесинвест" направило в адрес Министерства заявление о внесении изменений в инвестиционный проект и просило установить срок окупаемости инвестиционного проекта 240 месяцев (пункт 2.3.1 заявления).
В порядке, установленном Положением N 190, Министерство приказом от 26.03.2018 N 361-од утвердило заявку общества на внесение изменений в приоритетный инвестиционный проект; в пункте 4 приказа указало применять к ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов, находящихся в федеральной собственности, утвержденным Положением N 190, понижающий коэффициент 0,5 в течение 10 лет (120 месяцев).
Указанный пакет документов общество письмом от 26.03.2018 N МЛХ/1-3931 направило на согласование в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.03.2019 N 549-р утверждены изменения в инвестиционный проект, установлены показатели приоритетного инвестиционного проекта в области освоения лесов "Богучаны. Лесопромышленный комплекс. Лесопильное производство", реализуемого до 2022 года.
Таким образом, суды мотивированно посчитали, что изменения были внесены в уже действующий инвестиционный проект в порядке, установленном действующим на тот момент Положением N 190, в соответствии с приказом Министерства N 361-од и приложением N 2 к нему. В этой связи правильным является вывод судов о том, что плата по договору аренды от 07.04.2008 N 1 должна рассчитываться в соответствии с пунктом 1(1) Постановления N 310 с учетом понижающего коэффициента 0,5.
Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что общество уже воспользовалось правом на применение коэффициента 0,5 в полном объеме в соответствии с Положением N 419, Постановлением N 310 в редакции, действующей на момент заключения договора аренды лесного участка; повторный льготный период не предусмотрен; срок окупаемости завершен 02.07.2018; приказ Министерства от 26.03.2018 N 361-од и распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.03.2019 N 549-р приняты после отмены Положения N 419 и вступления в силу Положения N 190; с 2008 года 10-летний срок окупаемости уже был предоставлен, а следующий 10-летний срок распространяется на период после акта ввода объекта в эксплуатацию по вновь заключенным договорам аренды, исключительно на новое производство, были проверены, обоснованно отклонены судами и не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции.
АО "Краслесинвест" обращалось в Министерство с заявлением о внесении изменений в уже действующий инвестиционный проект о продлении предоставленного срока с учетом утвержденной корректировки срока окупаемости. Приказом Министерства N 361-од утверждены изменения в этот действующий инвестиционный проект; в показатели реализации инвестиционного проекта внесены соответствующие корректировки как по объему инвестиций, так и по сроку окупаемости. Названным приказом установлено применение коэффициента 0,5 в течение 10 лет (120 месяцев) в соответствии с Положением N 190.
При таких обстоятельствах суды мотивированно и обоснованно признали отсутствующими у Министерства правовые основания для перерасчета арендной платы по договору аренды лесных участков без учета понижающего коэффициента 0,5 в связи с истечением срока окупаемости инвестиционного проекта.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы проверены, однако поскольку они не свидетельствуют о нарушении судами двух инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего спора, направлены, по сути, на переоценку фактических обстоятельств, установленных судами при вынесении обжалуемых судебных актов, не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 21 августа 2019 года по делу N А33-28802/2018, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 23 октября 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Доводы заявителя кассационной жалобы о том, что общество уже воспользовалось правом на применение коэффициента 0,5 в полном объеме в соответствии с Положением N 419, Постановлением N 310 в редакции, действующей на момент заключения договора аренды лесного участка; повторный льготный период не предусмотрен; срок окупаемости завершен 02.07.2018; приказ Министерства от 26.03.2018 N 361-од и распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.03.2019 N 549-р приняты после отмены Положения N 419 и вступления в силу Положения N 190; с 2008 года 10-летний срок окупаемости уже был предоставлен, а следующий 10-летний срок распространяется на период после акта ввода объекта в эксплуатацию по вновь заключенным договорам аренды, исключительно на новое производство, были проверены, обоснованно отклонены судами и не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 января 2020 г. N Ф02-6842/19 по делу N А33-28802/2018
Хронология рассмотрения дела:
20.01.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6842/19
23.10.2019 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-6488/19
21.08.2019 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-28802/18
24.12.2018 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-6431/18
17.10.2018 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-28802/18