город Иркутск |
|
20 января 2020 г. |
Дело N А19-29514/2018 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 января 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 января 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Ананьиной Г.В., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителей: Службы государственного жилищного надзора Иркутской области - Степановой И.С. (доверенность от 09.01.2020), Арсентьева Д.В. (доверенность от 09.01.2020); Иркутского публичного акционерного общества энергетики и электрификации - Кац В.А. (доверенность от 19.07.2017),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Службы государственного жилищного надзора Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 июля 2019 года по делу N А19-29514/2018, постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 01 октября 2019 года по тому же делу,
установил:
Иркутское публичное акционерное общество энергетики и электрификации (ОГРН 1023801003313, ИНН 3800000220, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании недействительным предписания Службы государственного жилищного надзора Иркутской области (далее - служба) N 1200/18 от 19.07.2018.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 11 июля 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 01 октября 2019 года, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанными судебными актами, служба обратилась в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Согласно доводам кассационной жалобы, при определении платы за коммунальную услугу по отоплению в рассматриваемом случае подлежит учету площадь жилых и нежилых помещений многоквартирного дома (далее - МКД), отраженная в техническом паспорте МКД.
В представленном отзыве общество просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представители службы поддержали доводы кассационной жалобы, представитель общества - доводы отзыва на кассационную жалобу.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения Арбитражным судом Иркутской области и Четвертым арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании распоряжения заместителя руководителя службы N 1200-срп от 29.06.2018 в отношении общества была проведена внеплановая документарная проверка по вопросу правильности начисления платы за коммунальную услугу по отоплению за 2016 год по квартире 11, расположенной по адресу: г. Иркутск, ул. Цимлянская, МКД N 2.
При проверке службой установлено, что при расчете корректировки платы за коммунальную услугу по отоплению за 2016 год по квартире 11 МКД N 2 обществом нарушен пункт 42 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354). По результатам проверки составлен акт N 1200/18 от 19.07.2018.
19.07.2018 обществу выдано предписание N 1200/18, согласно которому в срок до 10.10.2018 предложено: произвести корректировку платы за коммунальную услугу по отоплению за 2016 год по квартире 11 МКД N 2 исходя из общей площади жилых и нежилых помещений, указанной в техническом паспорте МКД N 2; предоставить в службу подтверждающие документы, а именно платежные документы по квартире 11 МКД N 2 с выполненным перерасчетом корректировки с приложением расшифровки (порядка) определения размера перерасчета.
Не согласившись с указанным предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о незаконности оспариваемого предписания и нарушении прав и законных интересов общества, выразившихся в неправомерном возложении на общество обязанности по устранению нарушений, изложенных в предписании службы.
Суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в связи со следующим.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействий) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействий), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействий), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействия).
Согласно части 2 статьи 9 Федерального закона от 21.07.2014 N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" (далее - Федеральный закон N 209-ФЗ) информация, содержащаяся в системе, является официальной.
В силу части 6 статьи 7 Федерального закона N 209-ФЗ федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости, и его территориальные органы размещают в системе информацию из государственного кадастра недвижимости и из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним об объектах, указанных в пунктах 6 и 7 части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона.
Из изложенных положений следует, что в системе должны размещаться, в том числе информация об объектах государственного учета жилищного фонда, включая их технические характеристики и состояние; информация об объектах теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, газоснабжения, электроснабжения, используемых для предоставления коммунальных услуг, поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, в многоквартирные дома, жилые дома.
Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 24.08.2015 N 311/612/пр утвержден Состав, порядок, способы, сроки и периодичность размещения в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства информации из государственного кадастра недвижимости и Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним. При этом такая информация должна быть актуальной и достоверной, поскольку ее соответствие проверяется ежегодно.
Согласно пункту 27 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), ответственные лица обязаны в установленном законодательством Российской Федерации порядке принимать, хранить и передавать техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы, вносить в них необходимые изменения, связанные с управлением общим имуществом.
В соответствии с пунктом 24 Правил N 491 сведения о составе и состоянии общего имущества отражаются в технической документации на многоквартирный дом. Техническая документация на многоквартирный дом включает в себя, в частности, документы технического учета жилищного фонда, содержащие сведения о состоянии общего имущества.
Согласно пункту 1 таблицы Б.1 Приложения "Б" к ГОСТ Р 56038-2014 "Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги управления многоквартирными домами. Общие требования" в состав технической документации наряду с иными документами входит технический паспорт многоквартирного дома.
В силу пункта 1.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, собственники жилищного фонда или их уполномоченные должны своевременно вносить изменения в исполнительную документацию по планировке помещений, конструктивным элементам и инженерному оборудованию, возникающие в результате ремонтов, реконструкции, модернизации, перепланировки и повышения благоустройства с корректировкой технического паспорта на дома, строения и земельный участок.
Согласно статье 25 Жилищного кодекса Российской Федерации внесение изменений в технический паспорт помещения в многоквартирном доме требуется при переустройстве и перепланировке помещения в многоквартирном доме.
Из изложенных норм материального права не следует, что сведения о площади жилых и нежилых помещений МКД могут быть установлены исключительно на основании его технического паспорта.
Основанием для вынесения службой оспариваемого предписания послужила неправомерность начисления обществом платы за коммунальную услугу по отоплению по квартире N 11 в МКД N 2 по ул. Цимлянская в г. Иркутске. Служба при проведении проверки использовала данные технического паспорта указанного МКД по состоянию на 15.04.2004, согласно которому общая площадь жилых и нежилых помещений составляет 4 330,9 м2 (площадь жилых помещений - 4 006,1 м2, площадь нежилых помещений - 324,8 м2), указав, что общество неверно определило общую площадь жилых и нежилых помещений в размере 3 173,33 м2 (площадь жилых помещений - 2 770,10 м2, площадь нежилых помещений - 401,23 м2).
При этом, согласно информационному письму ООО Управляющая компания "Народная" общая площадь жилых и нежилых помещений в МКД N 2 составляет 3 054,6 м2 (площадь жилых помещений - 2 681,1 м2, площадь нежилых помещений - 373,5 м2), а не 4 330,9 м2.
Согласно сведениям из электронного технического паспорта по состоянию на 2016 и 2018 годы количество жилых квартир в МКД N 2 увеличилось с 49 до 156.
Аналогичные сведения содержатся также на официальном сайте Государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства по адресу: http://dom.gosuslugi.ru, а также в системе "Реформа ЖКХ" по адресу: http: //www.reforma gkh. ru/, и, следовательно, сведения об общей площади жилых и нежилых помещений в МКД N 2, содержащиеся в техническом паспорте от 15.04.2004, противоречат сведениям, содержащимся на соответствующем государственном информационном ресурсе.
При этом обязанность по внесению актуальных сведений в технический паспорт МКД N 2 возложена на его управляющую компанию (ООО УК "Народная"), а не на общество.
Оценив по правилам главы 7 АПК РФ представленные участвующими в деле лицами в материалы дела доказательства на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что сведения об общей площади жилых и нежилых помещений в спорном МКД, содержащиеся в техническом паспорте по состоянию на 15.04.2004, как противоречащие иным надлежащим доказательствам по делу и не отвечающие требованиям достоверности, не подлежат применению при расчете платы за коммунальные услуги по отоплению, а службой в нарушение установленных изложенными положениями процессуального законодательства правил не исполнена обязанность по доказыванию законности оспариваемого ненормативного правового акта, в связи с чем правильно признали предписание службы не соответствующим действующему законодательству и нарушающим права и законные интересы общества.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, судом округа не установлено.
Переоценка имеющихся в деле доказательств и установление обстоятельств, отличных от установленных судами двух инстанций, в том числе по доводам кассационной жалобы в соответствии со статьями 286, 287 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов, вследствие чего решение Арбитражного суда Иркутской области и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 11 июля 2019 года по делу N А19-29514/2018 и постановление Четвёртого арбитражного апелляционного суда от 01 октября 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 1 таблицы Б.1 Приложения "Б" к ГОСТ Р 56038-2014 "Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Услуги управления многоквартирными домами. Общие требования" в состав технической документации наряду с иными документами входит технический паспорт многоквартирного дома.
В силу пункта 1.6 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170, собственники жилищного фонда или их уполномоченные должны своевременно вносить изменения в исполнительную документацию по планировке помещений, конструктивным элементам и инженерному оборудованию, возникающие в результате ремонтов, реконструкции, модернизации, перепланировки и повышения благоустройства с корректировкой технического паспорта на дома, строения и земельный участок.
Согласно статье 25 Жилищного кодекса Российской Федерации внесение изменений в технический паспорт помещения в многоквартирном доме требуется при переустройстве и перепланировке помещения в многоквартирном доме."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 20 января 2020 г. N Ф02-7075/19 по делу N А19-29514/2018