город Иркутск |
|
27 января 2020 г. |
Дело N А33-18736/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 января 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Левошко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Некрасова Андрея Владимировича на решение Арбитражного суда Красноярского края от 21 августа 2019 года по делу N А33-18736/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 05 ноября 2019 года по тому же делу,
установил:
индивидуальный предприниматель Некрасов Андрей Владимирович (ОГРН 308245519900046, ИНН 246312957196, далее - предприниматель Некрасов А.В.) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконными отказов администрации города Ачинска Красноярского края (далее - Администрация) от 19.03.2019 N 06-02-36-1328, N 06-02-36-1329 в выдаче разрешений на размещение сезонных аттракционов.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 21 августа 2019 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 05 ноября 2019 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприниматель Некрасов А.В. обратился в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами норм материального права, нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, направить дело на новое рассмотрение.
По мнению заявителя кассационной жалобы, судами не учтено, что нахождение земельного участка в зоне О-1 "Зона делового общественного и коммерческого назначения" не являлось основанием для отказа в выдаче разрешения на размещение сезонных аттракционов; Правилами землепользования и застройки на территории города Ачинска, утвержденными решением Ачинского городского Совета депутатов Красноярского края от 30.05.2014 N 58-407р (далее - Правила землепользования и застройки), к основным видам разрешенного использования в этой зоне отнесены развлечения (в том числе размещение объектов капитального строительства, предназначенных для размещения аттракционов), следовательно, размещение сезонных аттракционов в этой зоне возможно; такое основание, как место массового скопления людей при проведении городских праздников и концертов на испрашиваемом земельном участке, не является основанием для отказа в представлении муниципальной услуги, предусмотренным пунктом 2.6.4 Административного регламента предоставления муниципальной услуги "Выдача разрешений на размещение объектов, перечень которых установлен Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300", утвержденного постановлением Администрации от 05.12.2017 N 392-п (далее - Административный регламент).
Отзыв на кассационную жалобу не представлен.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, предприниматель Некрасов А.В. обратился в Администрацию с заявлениями о выдаче разрешений на размещение сезонных аттракционов: площадью 336 кв. м по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, 3-й микрорайон, зд. 38 (земельный участок с кадастровым номером 24:43:0122002:192) сроком до 30.12.2029; площадью 400 кв. м, по адресу: Красноярский край, г. Ачинск, 3-й микрорайон, зд. 38 (земельный участок с кадастровым номером 24:43:0122002:192) сроком до 30.12.2029.
Администрация города Ачинска Красноярского края письмами от 19.03.2019 N 06-02-36-1328 и N 06-02-36-1329 уведомила предпринимателя об отказе в выдаче разрешений на размещение сезонных аттракционов указав, что испрашиваемый земельный участок входит в границы земельного участка с кадастровым номером 24:43:0122002:192, находящегося в муниципальной собственности, сформированного в целях организации культурно-досуговой деятельности населения города и предназначен для проведения массовых мероприятий. Также Администрация сообщила, что обращения предпринимателя от 11.03.2019 содержат вопрос, на который ему неоднократно давались письменные ответы и при этом в обращении не приведены новые доводы и обстоятельства.
Предприниматель Некрасов А.В. обратился в Арбитражный суд Красноярского края с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемые отказы не противоречат требованиям действующего законодательства и не нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
Согласно статье 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута в случае размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (пункт 3 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пунктом 24 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2014 N 1300 "Об утверждении перечня видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов" (далее - Постановление N 1300) к таким видам объектов отнесены сезонные аттракционы.
Порядок и условия размещения объектов, виды которых утверждены постановлением Правительства Российской Федерации, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов установлен постановлением Правительства Красноярского края от 15.12.2015 N 677-п (далее - Постановление N 677-п).
Согласно названному Постановлению N 677-п размещение объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее - размещение объектов) осуществляется на основании разрешения на размещение объектов (далее - разрешение), выдаваемого по форме согласно приложению N 1 к Порядку, на срок, соответствующий предполагаемому сроку размещения объекта, указанному в заявлении о выдаче разрешения на размещение объекта, предусмотренном в пункте 6 Порядка, но не более чем на срок размещения и эксплуатации соответствующего объекта (пункт 2). Условиями размещения объектов являются: соответствие размещаемого объекта утвержденным документам территориального планирования; соответствие предполагаемого к размещению объекта видам объектов, утвержденным Постановлением N 1300 (пункт 4). Решение об отказе в выдаче разрешения принимается в случае, если: размещаемый объект не соответствует условиям, указанным в пункте 4 Порядка; заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 6, 7 Порядка, за исключением документов, представленных заявителем по собственной инициативе; земельный участок, необходимый для размещения объекта, предоставлен гражданину или юридическому лицу (пункт 9). В решении об отказе в выдаче разрешения указывается мотивированное обоснование причин отказа (пункт 10).
Административным регламентом также установлено, что основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги "Выдача разрешений на размещение объектов, перечень которых установлен Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300" являются: несоответствие размещаемого Объекта утвержденным документам территориального планирования; несоответствие предполагаемого к размещению Объекта видам объектов, утвержденным Постановлением N 1300; заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 2.6.1, 2.6.2 настоящего Регламента (пункт 2.6.4).
Принимая во внимание приведённое правовое регулирование, по результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон, суды установили, что земельный участок с кадастровым номером 24:43:0122002:192, на котором предполагается размещение предпринимателем сезонных аттракционов, расположен в границах территориальной зоны О-1 "Зона делового общественного и коммерческого назначения", находится в муниципальной собственности, сформирован в целях организации культурно-досуговой деятельности населения города и предназначен для проведения массовых мероприятий. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости на указанный земельный участок с кадастровым номером 24:43:0122002:192 зарегистрировано право муниципального образования город Ачинск, участок относится к категории земель населенных пунктов и имеет вид разрешенного использования "для организации культурно-досуговой деятельности населения города".
Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков (далее по тексту - Классификатор N 540), согласно которому к объектам культурно-досуговой деятельности (код 3.6.1) относится размещение зданий, предназначенных для размещения музеев, выставочных залов, художественных галерей, домов культуры, библиотек, кинотеатров и кинозалов, театров, филармоний, концертных залов, планетариев.
Использование земельных участков в целях размещения сезонных аттракционов по данному виду разрешенного использования не предусматривается.
Одним из основных видов разрешенного использования земельных участков в зоне О-1 является развлечения: размещение объектов капитального строительства, предназначенных для размещения, в том числе аттракционов (статья 41 Правил землепользования и застройки).
Исходя из положений статей 40, 41 Правил землепользования и застройки, суды правильно признали, что размещение нестационарных объектов, в том числе сезонных аттракционов в зоне делового общественного и коммерческого назначения (О-1) не предусмотрено.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что нахождение земельного участка в зоне О-1 "Зона делового общественного и коммерческого назначения" не являлось основанием для отказов в выдаче разрешения на размещение сезонных аттракционов, не опровергает выводы судов о несоответствии размещения сезонных аттракционов на спорном земельном участке установленному виду разрешенного использования этого земельного участка.
Кроме того, как следует из материалов дела, предприниматель уже обращался в 2018 году в Администрацию с аналогичным заявлением и ему было направлен отказ с приложением выписки из протокола от 25.05.2018 N 2 заседания архитектурно-планировочной комиссии при Администрации, в котором указано на нахождение участка в зоне О-1 Правил землепользования и застройки.
Помимо этого, суды приняли во внимание дополнительные основания для отказа, приведенные Администрацией, о том, что земельный участок также предназначен для проведения массовых мероприятий, указанные предпринимателем места размещения аттракционов фактически располагаются на площади городского Дворца культуры, являются местом массового скопления людей при проведении городских праздников и концертов, а также находятся в непосредственной близости от городского фонтана, расположенного на территории площади перед муниципальным бюджетным учреждением культуры "городской Дворец Культуры" и вблизи крупного торгового комплекса, в связи с чем такое расположение аттракционов создает препятствия для движения пешеходов по площади городского Дворца культуры.
При таких обстоятельствах, суды обоснованно признали, что размещение сезонных аттракционов на земельном участке, распложенном в границах территориальной зоны О-1 "Зона делового общественного и коммерческого назначения", с видом разрешенного использования для культурно-досуговой деятельности населения города и предназначенного для проведения массовых мероприятий не соответствует действующему законодательству, в связи с чем Администрация правомерно отказала в выдаче разрешения на размещение сезонных аттракционов.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 21 августа 2019 года по делу N А33-18736/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 05 ноября 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Административным регламентом также установлено, что основаниями для отказа в предоставлении муниципальной услуги "Выдача разрешений на размещение объектов, перечень которых установлен Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300" являются: несоответствие размещаемого Объекта утвержденным документам территориального планирования; несоответствие предполагаемого к размещению Объекта видам объектов, утвержденным Постановлением N 1300; заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 2.6.1, 2.6.2 настоящего Регламента (пункт 2.6.4).
...
Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 N 540 утвержден Классификатор видов разрешенного использования земельных участков (далее по тексту - Классификатор N 540), согласно которому к объектам культурно-досуговой деятельности (код 3.6.1) относится размещение зданий, предназначенных для размещения музеев, выставочных залов, художественных галерей, домов культуры, библиотек, кинотеатров и кинозалов, театров, филармоний, концертных залов, планетариев.
...
Исходя из положений статей 40, 41 Правил землепользования и застройки, суды правильно признали, что размещение нестационарных объектов, в том числе сезонных аттракционов в зоне делового общественного и коммерческого назначения (О-1) не предусмотрено."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 27 января 2020 г. N Ф02-7182/19 по делу N А33-18736/2019