город Иркутск |
|
31 января 2020 г. |
Дело N А33-3557/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2020 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 31 января 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Шелёминой М.М.,
судей: Ананьиной Г.В., Левошко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу акционерного общества "Центральный парк" на решение Арбитражного суда Красноярского края от 05 июня 2019 года по делу N А33-3557/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 08 октября 2019 года по тому же делу,
установил:
закрытое акционерное общество "Центральный парк" (ОГРН 1032402508490, ИНН 2466110210, г. Красноярск; (далее - ЗАО "Центральный парк", общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным распоряжения администрации города Красноярска (далее - Администрация) от 03.12.2018 N 5571-недв "О передаче имущества городской казны в оперативное управление МАУ "ЦРСП" в части, касающейся следующих объектов муниципального недвижимого имущества:
- нежилого здания общей площадью 272,1 кв. м, расположенного по адресу:
г. Красноярск, ул. Карла Маркса, 151, строение N 2 (административное здание), кадастровый номер объекта 24:50:0000000:160525;
- нежилого здания общей площадью 163,3 кв. м, расположенного по адресу:
г. Красноярск, ул. Карла Маркса, 151, строение N 4 (механические мастерские), кадастровый номер объекта 24:50:0000000:160523;
- нежилого здания теплицы общей площадью 203,9 кв. м, расположенного по адресу: г. Красноярск, ул. Карла Маркса, 151, строение N 6 (теплица), кадастровый номер объекта 24:50:0000000:160520;
- нежилого здания общей площадью 34,8 кв. м, расположенного по адресу:
г. Красноярск, ул. Карла Маркса, 151, строение N 11 (общественный туалет), кадастровый номер объекта 24:50:0000000:160522;
- нежилого помещения общей площадью 44,3 кв. м, расположенного по адресу:
г. Красноярск, ул. Карла Маркса, 151, строение N 3, помещение N 1 (пост охраны), кадастровый номер объекта 24:50:0000000:167638;
- нежилого помещения общей площадью 119,6 кв. м, расположенного по адресу:
г. Красноярск, ул. Карла Маркса, 151, строение N 3, помещение N 2 (гаражи), кадастровый номер объекта 24:50:0000000:165031.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: муниципальное автономное учреждение города Красноярска "Центр реализации социальных проектов" (далее - МАУ "ЦРСП", Учреждение); Департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации города Красноярска (далее - Департамент).
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 05 июня 2019 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 08 октября 2019 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить принятые по делу судебные акты по мотивам неправильного применения судами статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях" (далее - Федеральный закон N 174-ФЗ), статей 10, 166, 209, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, нарушения норм процессуального права, несоответствия выводов судов фактическим обстоятельствам дела, принять новый судебный акт.
Заявитель кассационной жалобы оспаривает выводы судов о законности упомянутого распоряжения, ссылаясь на то, что принятие решения о закреплении объектов недвижимости на праве оперативного управления за МАУ "ЦРСП" никак не повысило эффективность использования этого имущества в соответствии с целями деятельности, назначением этого имущества, поскольку Учреждение не несет расходы по содержанию имущества, в том числе за часть земельного участка; распоряжение было принято с целью создать дополнительные условия для невозможности приватизировать имущественный комплекс, расположенный на территории центрального парка города Красноярска.
В отзыве на кассационную жалобу Администрация считает ее доводы несостоятельными, судебные акты - законными и обоснованными.
Кассационная жалоба рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), своих представителей в судебное заседание не направили, в связи с чем кассационная жалоба на основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в их отсутствие.
Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях на нее, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 10.11.2003 Департамент (арендодатель) и ЗАО "Центральные парк" (арендатор) заключили договор N 8032 аренды имущественного комплекса, в состав которого (с учетом дополнительного соглашения от 15.11.2018 N 26) входит движимое имущество в количестве 5 единиц (4 кассы и забор) и недвижимое имущество: нежилое здание общей площадью 272,1 кв. м, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Карла Маркса, 151, строение N 2 (административное здание), кадастровый номер объекта 24:50:0000000:160525; нежилое здание общей площадью 163,3 кв. м, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Карла Маркса, 151, строение N 4 (механические мастерские), кадастровый номер объекта 24:50:0000000:160523; нежилое здание теплицы общей площадью 203,9 кв. м, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Карла Маркса, 151, строение N 6 (теплица), кадастровый номер объекта 24:50:0000000:160520; нежилое здание общей площадью 34,8 кв. м, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Карла Маркса, 151, строение N 11 (общественный туалет), кадастровый номер объекта 24:50:0000000:160522; нежилое помещение общей площадью 44,3 кв. м, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Карла Маркса, 151, строение N 3, помещение N 1 (пост охраны), кадастровый номер объекта 24:50:0000000:167638; нежилое помещение общей площадью 119,6 кв. м, расположенное по адресу: г. Красноярск, ул. Карла Маркса, 151, строение N 3, помещение N 2 (гаражи), кадастровый номер объекта 24:50:0000000:165031. Срок действия договора аренды определен с 01.10.2003 по 27.03.2027 (пункт 2.1 договора).
01.10.2003 по соглашению об уступке прав по договору аренды земельного участка от 28.05.2002 N 3696 (в редакции дополнения от 14.09.2015 N 6708) ЗАО "Торговый дом "Пикра" (арендатор) новому арендатору - ЗАО "Центральный парк" переданы права и обязанности по договору аренды от 28.05.2002 N 3696 земельного участка площадью 143 634 кв. м (кадастровый номер 24:50:03 00 287:113), расположенного по адресу:
г. Красноярск, ул. Карла Маркса, 151, используемого для эксплуатации имущественного комплекса, в том числе объектов недвижимого имущества. Срок договора аренды земельного участка установлен с 22.04.2002 по 21.04.2027.
На основании распоряжения Администрации от 03.12.2018 N 5571-недв за МАУ "ЦРСП" закреплено на праве оперативного управления имущество городской казны в соответствии с перечнями согласно приложениям 1-3 (объекты, указанные в строках 1-7 приложения 1 обременены правом аренды) (пункт 1). Учреждению в месячный срок со дня государственной регистрации права оперативного управления на объекты недвижимости внести изменения в договоры аренды в части изменения стороны - ссудодателя (подпункт 3 пункта 3). В перечне имущества, передаваемого в оперативное управление (приложение 1) указано, в том числе вышеуказанное недвижимое имущество, переданное обществу по договору аренды с дополнительным соглашением.
Письмом от 13.12.2018 N 32981 Департамент уведомил ЗАО "Центральный парк" о необходимости подписать дополнительное соглашение к договору аренды имущественного комплекса от 10.11.2003 N 8032, так как объекты нежилого фонда, арендуемые заявителем, переданы на праве оперативного управления МАУ "ЦРСП" на основании распоряжения от 03.12.2018 N 5571-недв и акта приема-передачи имущества из городской казны в оперативное управление МАУ "ЦРСП" от 03.12.2018 N 207.
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 02.07.2015 N 24/15-464738 земельный участок с кадастровым номером 24:50:0300 287:113 находится в собственности муниципального образования город Красноярск.
Из выписок из ЕГРН от 12.12.2018 следует, что нежилые здания находятся в собственности муниципального образования город Красноярск, правообладателем (оперативное управление) является Учреждение, обременены правами аренды на срок с 25.11.2003 по 27.03.2027.
МАУ "ЦРСП" направляло в адрес ЗАО "Центральные парк" дополнительные соглашения к договору аренды от 10.11.2003 N 8032.
Общество, полагая, что распоряжение Администрации 03.12.2018 N 5571-недв является незаконным и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с указанным заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что оспариваемый ненормативный правовой акт не противоречит требованиям действующего законодательства и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает обжалуемые судебные акты не подлежащими отмене, а кассационную жалобу - удовлетворению в силу следующего.
В соответствии со статьей 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Статьей 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) предусмотрено право органов местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (часть 1), а также передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами (часть 2). Муниципальные образования могут создавать муниципальные предприятия и учреждения, участвовать в создании хозяйственных обществ, в том числе межмуниципальных, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения. Функции и полномочия учредителя в отношении муниципальных предприятий и учреждений осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления (часть 4).
Согласно статье 215 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296) (пункт 3).
Право хозяйственного ведения или право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника (статья 299 Гражданского кодекса Российской Федерации).
К вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе создание условий для организации досуга и обеспечения жителей муниципального, городского округа услугами организаций культуры; создание условий для массового отдыха жителей муниципального, городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения (пункты 17, 20 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ).
По результатам исследования и оценки в порядке, предусмотренном главой 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленных доказательств и доводов сторон судами установлено, что в соответствии с Уставом города Красноярска, Положением о порядке управления и распоряжения городской собственностью, утвержденным решением Красноярского городского Совета от 16.02.1999 N 17-155, управление и распоряжение городской собственностью, городской казной осуществляет администрация города Красноярска; спорные объекты недвижимого имущества, переданные в оперативное управление Учреждению, являются муниципальной собственностью; согласно Уставу МАУ "ЦРСП" Учреждение создано в целях организации и проведения общегородских торжественных, социально-значимых, досуговых мероприятий, отнесенных к вопросам местного значения муниципального, городского округа; имущество Учреждения является собственностью муниципального образования город Красноярск и закрепляется за ним на праве оперативного управления.
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о законности оспариваемого распоряжения Администрации; учли, что МАУ "ЦРСП" является надлежащим субъектом права, который в силу действующего законодательства принял в оперативное управление имущество городской казны согласно установленной процедуре.
Судами также учтено, что при принятии в оперативное управление недвижимого имущества (согласно приложению 1-3 к оспариваемому распоряжению) Учреждению были переданы и договоры аренды, которыми обременено передаваемое имущество, в том числе на имущество, находящееся у общества по договору аренды имущественного комплекса от 10.11.2003 N 8032.
Администрация письмом от 13.12.2018 N 32981 уведомила общество о необходимости подписания дополнительного соглашения к договору аренды имущественного комплекса от 10.11.2003 N 8032 с МАУ "ЦРСП", а Учреждение направило обществу дополнение к договору N 27 от 12.02.2019 о внесении изменений в договор в части наименования арендодателя.
Из разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данных в пункте 24 Информационного письма от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой" следует, что переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество является основанием для изменения договора аренды в части сведений об арендодателе.
Таким образом, учитывая, что смена субъекта вещного права не может затрагивать права арендатора, гарантированные положениями статьи 617 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды верно признали права и законные интересы общества, с которым арендные отношения не прекращены, не нарушенными.
Ссылка заявителя кассационной жалобы на принятие распоряжения с целью создать дополнительные условия для невозможности приватизировать имущественный комплекс, расположенный на территории центрального парка города Красноярска, обоснованно отклонена судами с учётом того, что вопросы возможности приобретения, в том числе спорного имущества в порядке реализации преимущественного права, рассматривались судебными инстанциями по делам N А33-8977/2009, N А33-6877/2016, N А33-26812/2017, а также не может быть принята во внимание судом кассационной инстанции, как не влияющая на правильность вышеприведённого вывода судов двух инстанций о соответствии действующему законодательству оспариваемого распоряжения и отсутствии нарушения им прав и законных интересов заявителя.
Выводы судов основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств в соответствии с частью 1 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Неправильного применения норм материального права или нарушения норм процессуального права, влекущих отмену судебных актов, в том числе тех, на которые имеется ссылка в кассационной жалобе, не установлено.
Иные доводы заявителя кассационной жалобы проверены, однако поскольку они не свидетельствуют о нарушении судами двух инстанций норм материального и процессуального права при рассмотрении настоящего спора, не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, исходя из предусмотренных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределов его компетенции.
При таких условиях Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных актов, в связи с чем решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 05 июня 2019 года по делу N А33-3557/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 08 октября 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.М. Шелёмина |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"К вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся, в том числе создание условий для организации досуга и обеспечения жителей муниципального, городского округа услугами организаций культуры; создание условий для массового отдыха жителей муниципального, городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения (пункты 17, 20 статьи 16 Федерального закона N 131-ФЗ).
...
Из разъяснений Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данных в пункте 24 Информационного письма от 11.01.2002 N 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой" следует, что переход права собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления, пожизненного наследуемого владения) на сданное в аренду имущество является основанием для изменения договора аренды в части сведений об арендодателе.
Таким образом, учитывая, что смена субъекта вещного права не может затрагивать права арендатора, гарантированные положениями статьи 617 Гражданского кодекса Российской Федерации, суды верно признали права и законные интересы общества, с которым арендные отношения не прекращены, не нарушенными."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 31 января 2020 г. N Ф02-7346/19 по делу N А33-3557/2019
Хронология рассмотрения дела:
31.01.2020 Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-7346/19
08.10.2019 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4677/19
05.06.2019 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-3557/19
04.04.2019 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1179/19
11.02.2019 Определение Арбитражного суда Красноярского края N А33-3557/19