город Иркутск |
|
03 февраля 2020 г. |
Дело N А58-4914/2019 |
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Скубаева А.И.,
судей: Белоножко Т.В., Тютриной Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу ответчика - публичного акционерного общества "Якутскэнерго" на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 августа 2019 года по делу N А58-4914/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 октября 2019 года по тому же делу,
установил:
Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) (ОГРН: 1021401070349, ИНН: 1435035723, г. Якутск, далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском к публичному акционерному обществу "Якутскэнерго" (ОГРН: 1021401047260, ИНН: 1435028701, г. Якутск, далее - ПАО "Якутскэнерго", ответчик) о взыскании вреда в сумме 497 557 рублей, причиненного лесам лесным пожаром N 2А от 03.07.2018, в том числе: 388 800 рублей ущерба от потери древесины, 108 757 рублей расходов по тушению лесного пожара.
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 20 мая 2019 года дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Определением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 02 июля 2019 года суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 августа 2019 года, оставленным без изменения постановлением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 октября 2019 года, иск удовлетворен.
Судебные акты приняты со ссылкой на статьи 15, 401, 1064, 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 77 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды), пункты 21-24 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 года N 160 (далее - Правила N 160), Методику исчисления размера вреда, причиненного лесам, в том числе лесным насаждениям, или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства и Таксы исчисления вреда, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 (далее - Методика, Таксы).
ПАО "Якутскэнерго", не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и принять по делу новое решение об отказе в иске или направить дело на новое рассмотрение.
Заявитель кассационной жалобы ссылается на то, что в нарушение положений статей 26.11, 24.1, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суды первой и апелляционной инстанций не установили причину пожара.
По мнению ПАО "Якутскэнерго", судебные инстанции неправомерно взыскали него стоимость оплаты расходов труда работников службы наземной охраны лесов ГАУ Республики Саха (Якутия) "Якутлесресурс" (3 человека), привлеченных к тушению лесного пожара, оплата услуг которых не подтверждается материалами дела.
Заявитель кассационной жалобы также указывает на то, что истец финансируется из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе, в связи с чем истец незаконно требует возмещения затрат по тушению лесного пожара, что указывает о двойной компенсации, это не соотносится с принципом добросовестности и положениями статей 10 и 15 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Министерство отзыв на кассационную жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своих представителей в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.
Проверив в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального права и норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, а также с учетом доводов, содержащихся в кассационной жалобе, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Предметом иска по настоящему делу является требование о взыскании вреда, причиненного лесным пожаром - ущерба от потери древесины и расходов по тушению лесного пожара.
В соответствии с пунктом 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 05.06.2002 N 14 "О судебной практике по делам о нарушении правил пожарной безопасности, уничтожении или повреждении имущества путем поджога либо в результате неосторожного обращения с огнем" вред, причиненный пожарами личности и имуществу гражданина либо юридического лица, подлежит возмещению по правилам, изложенным в статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, в полном объеме лицом, причинившим вред. При этом необходимо исходить из того, что возмещению подлежит стоимость уничтоженного огнем имущества, расходы по восстановлению или исправлению поврежденного в результате пожара или при его тушении имущества, а также иные вызванные пожаром убытки.
Статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Согласно статье 77 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить в полном объеме в соответствии с законодательством.
В соответствии со статьей 100 Лесного кодекса Российской Федерации возмещение вреда, причиненного лесам и находящимся в них природным объектам вследствие нарушения лесного законодательства, осуществляется добровольно или в судебном порядке (часть 1). Размер возмещения вреда, причиненного лесам как экологической системе, определяется исходя из присущих лесам природных свойств (уникальности, способности к возобновлению, местоположения и других свойств) в порядке, предусмотренном Законом N 7-ФЗ (часть 3). Особенности возмещения вреда, включая таксы и методики определения размера возмещения такого вреда, утверждаются Правительством Российской Федерации (часть 4).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.2007 N 273 "Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства" утверждена Методика, а также соответствующие таксы для исчисления размера ущерба.
В пункте 1 статьи 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование электрической энергии высокого напряжения), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Владелец источника повышенной опасности может быть освобожден судом от ответственности полностью или частично также по основаниям, предусмотренным пунктами 2 и 3 статьи 1083 названного кодекса.
Согласно статье 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Лицо, требующее возмещение убытков, в соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должно доказать наличие и размер понесенных убытков, противоправность поведения причинителя вреда, а также наличие причинной связи между противоправным поведением ответчика и понесенными истцом убытками. Удовлетворение иска возможно при доказанности совокупности указанных элементов ответственности.
При рассмотрении настоящего дела судами первой и апелляционной инстанций установлено, что лесные участки, расположенные в квартале N 473 (выдел 30) Сырдахского участкового лесничества Усть-Алданского лесничества относятся к землям лесного фонда (находятся в собственности Российской Федерации).
Органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе по федеральному государственному лесному надзору (часть 1 статьи 83 Лесного кодекса Российской Федерации).
Согласно Положению Министерства экологии, природопользования и лесного Республики Саха (Якутия), утвержденному Указом Главы Республики Саха (Якутия) от 03.10.2018 N 39, Министерство является специальным уполномоченным исполнительным органом государственной власти Республики Саха (Якутия), осуществляющим отдельные переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, в том числе полномочия по осуществлению федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) и федерального государственного пожарного надзора в лесах.
Пунктом 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2017 N 49 разъяснено, что с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, вправе обратиться уполномоченные органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Из положения Министерства, утвержденного указом Главы Республики Саха (Якутия) от 03.10.2018 N 39 следует, что это уполномоченный государственный орган, осуществляющий отдельные переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений, что свидетельствует о его праве требовать возмещения вреда с лиц причинивших своими действиями, как противоправными так и не противоправными ущерба окружающей среде, включая лесам расположенным на территории Республики Саха (Якутия).
03.07.2018 в 15 часов 00 минут в лесотаксационном квартале N 473 (выделы 30) Сырдахского участкового лесничества Усть-Алданского лесничества обнаружен лесной пожар. Регистрационный номер пожара 2А. Общая площадь пожара 4 гектара земель лесного фонда покрытой лесом территории.
Полагая, что ответчик обязан возместить причиненный в результате лесного пожара вред, истец обратился в суд с настоящим иском.
Правильно применив к правоотношениям сторон статьи 15, 401, 1064, 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 77 Закона об охране окружающей среды, пункты 21-24 Правил N 160, Методику и Таксы, оценив имеющиеся в деле доказательства и установив факты нанесения ущерба лесам, причиненного пожаром, возникшим по вине ответчика в результате отсутствия должного технического надзора с его стороны, наличие причинной связи между действиями ответчика и наступившими последствиями, определив размер причиненного вреда на основании действующих Методики и Такс, судебные инстанции обоснованно удовлетворили исковые требования и возложили ответственность за причиненные убытки на ответчика.
При этом судебными инстанциями обоснованно учтено, что ответчик не обеспечил надлежащее содержание охранной зоны эксплуатируемой им объектов электросетевого хозяйства, как того требуют Правила N 160, что в итоге привело к возникновению пожара в результате ненадлежащего содержания линий электропередач.
Каких-либо нарушений требований статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при оценке доказательств судами первой и апелляционной инстанций не допущено. Основания для иной оценки доказательств у суда кассационной инстанции в силу требований статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отсутствуют.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что в нарушение положений статей 26.11, 24.1, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суды первой и апелляционной инстанций не установили причину пожара, не принимается во внимание Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа как необоснованный.
Так, постановлением N 22 от 31.01.2019 о назначении административного наказания, вынесенным заместителем руководителя Департамента лесного надзора и охраны лесов Министерства, ПАО "Якутскэнерго", признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.32 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации - нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека.
Решением Усть-Алданского районного суда Республики Саха (Якутия) от 28 марта 2019 года по делу N 12- 0/2019 подтверждена законность вывода административного органа о том, что пожар возник в результате противоправных действий ПАО "Якутскэнерго".
Таким образом, материалами дела подтверждается, что в результате противоправных действий ответчика, возникшим лесным пожаром был причинен вред лесным насаждениям в лесотаксационном квартале N 473 (выделы 30) Сырдахского участкового лесничества Усть-Алданского лесничества, регистрационный номер пожара 2А, общая площадь пожара 4 гектара земель лесного фонда покрытой лесом территории.
Доводы ПАО "Якутскэнерго" о неправомерности взыскания судебными инстанциями стоимости оплаты расходов труда работников службы наземной охраны лесов ГАУ Республики Саха (Якутия) "Якутлесресурс" (3 человека), привлеченных к тушению лесного пожара, и о том, что истец финансируется из бюджета на безвозмездной и безвозвратной основе, в связи с чем истец незаконно требует возмещения затрат по тушению лесного пожара, что указывает о двойной компенсации, заявлялись ответчиком в ходе рассмотрения дела в судах первой и апелляционной инстанций, рассмотрены судами, надлежащая оценка которым дана судебными инстанциями в судебных актах (стр. 6-7 решения, абз. 6-11 стр. 7, абз. 1-2 стр. 8 постановления).
Данные доводы по существу выражают несогласие с оценкой судебными инстанциями доказательств по делу и направлены на их переоценку, в связи с чем не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции, учитывая предусмотренные статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пределы его компетенции.
Несоответствия выводов судов, содержащихся в решении, постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, и имеющимся в деле доказательствам, судом кассационной инстанции не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемых судебных актов, судом кассационной инстанции не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 августа 2019 года и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 октября 2019 года основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат оставлению без изменения.
Расходы по уплате государственной пошлины за кассационное рассмотрение дела на основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отнесению на заявителя кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 26 августа 2019 года по делу N А58-4914/2019 и постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 30 октября 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.И. Скубаев |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правильно применив к правоотношениям сторон статьи 15, 401, 1064, 1079 Гражданского кодекса Российской Федерации, статью 77 Закона об охране окружающей среды, пункты 21-24 Правил N 160, Методику и Таксы, оценив имеющиеся в деле доказательства и установив факты нанесения ущерба лесам, причиненного пожаром, возникшим по вине ответчика в результате отсутствия должного технического надзора с его стороны, наличие причинной связи между действиями ответчика и наступившими последствиями, определив размер причиненного вреда на основании действующих Методики и Такс, судебные инстанции обоснованно удовлетворили исковые требования и возложили ответственность за причиненные убытки на ответчика.
...
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что в нарушение положений статей 26.11, 24.1, 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях суды первой и апелляционной инстанций не установили причину пожара, не принимается во внимание Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа как необоснованный.
Так, постановлением N 22 от 31.01.2019 о назначении административного наказания, вынесенным заместителем руководителя Департамента лесного надзора и охраны лесов Министерства, ПАО "Якутскэнерго", признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 8.32 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации - нарушение правил пожарной безопасности, повлекшее возникновение лесного пожара без причинения тяжкого вреда здоровью человека."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 3 февраля 2020 г. N Ф02-68/20 по делу N А58-4914/2019