город Иркутск |
|
11 февраля 2020 г. |
Дело N А33-24334/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Клепиковой М.А.,
судей: Белоножко Т.В., Скубаева А.И.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Старицыным И.А.,
при участии в судебном заседании представителя Министерства обороны Российской Федерации Осипова Александра Александровича (доверенность от 30.11.2019, паспорт, диплом о высшем юридическом образовании),
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Свердловской области кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение Арбитражного суда Красноярского края от 20 июня 2019 года по делу N А33-24334/2017 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 сентября 2019 года по тому же делу,
установил:
акционерное общество "Красноярская региональная энергетическая компания" (ИНН 2460087269, ОГРН 1152468001773, г. Красноярск, далее - АО "КрасЭКО", истец) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации (ИНН 7704252261, ОГРН 1037700255284, г. Москва, далее - министерство) 1 454 366 рублей 24 копеек задолженности за потери в тепловых сетях за период с 01.09.2016 по 02.10.2016; о взыскании с акционерного общества "Главное управление жилищно-коммунального хозяйства" (ИНН 5116000922, ОГРН 1095110000325, далее - АО "ГУ ЖКХ") 2 299 627 рублей 85 копеек долга, в том числе: 1 826 672 рублей 48 копеек долга за нормативные потери за период с 03.10.2016 по 31.10.2016, 472 955 рублей 37 копеек по договору на теплоснабжение и поставку горячей воды от 17.12.2015 N 92-С за период сентябрь - октябрь 2016 года.
К участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований привлечены акционерное общество "Ремонтно-эксплуатационное управление" (далее - АО "РЭУ"), федеральное казенное учреждение "Войсковая часть 32441", федеральное государственное казенное учреждение "Сибирское территориально управление имущественных отношений" Минобороны России (далее - ФГКУ "СибТУИО").
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 20 июня 2019 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 сентября 2019 года, исковые требования удовлетворены.
Министерство в кассационной жалобе просит обжалуемые судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции, ссылаясь на нарушение судами норм материального права - пункта 2 статьи 8, пункта 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, частей 5 и 6 статьи 13, части 11 статьи 15 Федерального закона "О теплоснабжении" от 27.07.2010 N 190-ФЗ (далее - Закон о теплоснабжении), а также на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
По мнению заявителя, вывод судов о том, что министерство является собственником тепловых сетей, является необоснованным, поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства государственной регистрации права собственности на спорные тепловые сети за министерством. Заявитель указывает, что лицом, обязанным оплачивать потери в тепловых сетях в период с 01.09.2016 по 02.10.2016, является АО "РЭУ".
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного заседания извещены по правилам статей 123, 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (определение о принятии кассационной жалобы к производству выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru).
В судебном заседании 11.02.2020 представитель министерства доводы кассационной жалобы поддержал.
Кассационная жалоба рассмотрена в отсутствие надлежащим образом уведомленных о дате судебного заседания иных лиц, участвующих в деле.
Проверив соответствие выводов судов о применении норм права установленным ими по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, правильность применения судами норм материального и процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемых судебных актов и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе, возражениях и пояснениях по ней, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 17.12.2015 между АО "КрасЭКО" (энергоснабжающая организация) и АО "ГУ ЖКХ" (абонент) заключен договор на теплоснабжение и поставку горячей воды N 92-С, предметом которого является подача тепловой энергии и горячей воды до границы балансовой принадлежности сетей энергоснабжающей организации.
Предметом иска к АО "ГУ ЖКХ" является требование о взыскании задолженности по договору на теплоснабжение и поставку горячей воды от 17.12.2015 N 92-С, а также требование о взыскании стоимости нормативных потерь в тепловых сетях за период с 03.10.2016 по 31.10.2016.
Предметом иска к министерству является требование о взыскании задолженности по оплате потерь в тепловых сетях за период с 01.09.2016 по 02.10.2016 (т.е. до даты фактической передачи сетей в пользование АО "ГУ ЖКХ").
Спорные тепловые сети расположены на территории войсковой части 32441 ЗАТО Солнечный Красноярского края и не включены в договор N 92-С с АО "ГУ ЖКХ".
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования к министерству о взыскании стоимости потерь в тепловых сетях, исходили из принадлежности тепловых сетей министерству и недоказанности факта их нахождения в спорный период во владении иных лиц.
Суд округа считает, что выводы судов в обжалуемой части судебных актов соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам и основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Обязанность по оплате потерь в тепловых сетях предопределяется принадлежностью этих сетей (статьи 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 5 статьи 15, пункт 2 статьи 19 Закона о теплоснабжении", пункт 2 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808).
Согласно пункту 1 Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округой, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 1 к данному постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности. Имущество вооруженных сил пунктом 2 Приложения N 1 к указанному постановлению отнесено к объектам, относящимся к исключительной федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов).
Согласно Положению о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, министерство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
Оценив по правилам главы 7 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства (в том числе, договор на теплоснабжение и поставку горячей воды N 92-С от 17.12.2015 с протоколами разногласий; письмо ФГКУ "СибТУИО" от 24.08.2016 N 141/5/5/3/14639; письмо войсковой части N 32441 от 25.06.2018; договор безвозмездного пользования N 59 от 03.10.2011; письмо конкурсного управляющего АО "РЭУ" N 2270 от 29.10.2015;
акт приема-передачи от 02.04.2016) суды установили, что спорные тепловые сети используются для обеспечения тепловой энергией войсковых частей, следовательно, являются собственностью Российской Федерации в лице Министерства обороны; данные тепловые сети в спорный период АО "ГУ ЖКХ" или иным лицам не передавались; в договоре N 92-С от 17.12.2015 между энергоснабжающей организацией и абонентом данные сети не указаны; спорные сети переданы АО "ГУ ЖКХ" во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 N 1089-р только в октябре 2016 года.
При таких обстоятельствах суды правомерно удовлетворили требования о взыскании стоимости потерь с министерства до даты передачи сетей к АО "ГУ ЖКХ".
Доводы заявителя кассационной жалобы не свидетельствуют о неправильном применении судами норм материального или процессуального права, направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств и установленных судами обстоятельств, что не соответствует требованиям статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для безусловной отмены принятых по делу судебных актов, судом округа не установлено.
По результатам рассмотрения кассационной жалобы Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к выводу о том, что обжалуемые решение Арбитражного суда Красноярского края от 20 июня 2019 года и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 сентября 2019 года основаны на полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств, приняты с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, на основании пункта 1 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 20 июня 2019 года по делу N А33-24334/2017 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 17 сентября 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Клепикова |
Судьи |
Т.В. Белоножко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов).
Согласно Положению о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 N 1082, министерство является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций.
...
акт приема-передачи от 02.04.2016) суды установили, что спорные тепловые сети используются для обеспечения тепловой энергией войсковых частей, следовательно, являются собственностью Российской Федерации в лице Министерства обороны; данные тепловые сети в спорный период АО "ГУ ЖКХ" или иным лицам не передавались; в договоре N 92-С от 17.12.2015 между энергоснабжающей организацией и абонентом данные сети не указаны; спорные сети переданы АО "ГУ ЖКХ" во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 11.06.2015 N 1089-р только в октябре 2016 года."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 11 февраля 2020 г. N Ф02-7056/19 по делу N А33-24334/2017