город Иркутск |
|
12 февраля 2020 г. |
Дело N А33-13897/2019 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2020 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2020 года.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Левошко А.Н.,
судей: Ананьиной Г.В., Шелёминой М.М.,
при участии в судебном заседании представителя Муниципального унитарного предприятия "Городское жилищно-коммунальное управление" г.Зеленогорска Кириченко О.С. (доверенность от 19.11.2019),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Городское жилищно-коммунальное управление" г.Зеленогорска на решение Арбитражного суда Красноярского края от 05 сентября 2019 года по делу N А33-13897/2019, постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 октября 2019 года по тому же делу,
установил:
муниципальное унитарное предприятие "Городское жилищно-коммунальное управление" г.Зеленогорска (далее - предприятие) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Службе строительного надзора и жилищного контроля Красноярского края (далее - служба) о признании незаконным и отмене постановления N 45-ж/19 от 12.04.2019 по делу об административном правонарушении (назначении наказания).
Решением Арбитражного суда Красноярского края 05 сентября 2019 года, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 октября 2019 года, в удовлетворении заявленного требования отказано.
Не согласившись с указанными судебными актами, предприятие обратилось в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Согласно доводам кассационной жалобы, судами не учтено, что согласно доводам представителя службы расчеты предприятия являются неверными не только за 2018 год, но и за 2017 год, соответственно, в таком случае приведенные в обжалуемом постановлении расчеты также не соответствуют действительности; своим решением об исключении из перерасчета трех летних месяцев служба фактически преобразует формулу для определения среднемесячного объема потребления тепловой энергии при расчете за соответствующую коммунальную услугу в течение календарного года в расчет за данную услугу в течение отопительного периода по фактическим показаниям общедомового прибора учета (далее - ОДПУ), но уже не за 9 месяцев отопительного периода, а за полные 12 месяцев в году; предприятие производило начисление и, соответственно, перерасчет платы за предоставленную коммунальную услугу по отоплению в том же объеме, что производила и ресурсоснабжающая организация.
В представленном отзыве служба просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель предприятия поддержала доводы кассационной жалобы.
Служба о времени и месте судебного заседания извещена по правилам статей 123, 186 АПК РФ (определение выполнено в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью судьи, в связи с чем направлено лицам, участвующим в деле, посредством его размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и информационной системе "Картотека арбитражных дел" - kad.arbitr.ru), однако своего представителя в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не направила, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается в ее отсутствие.
Арбитражным судом Восточно-Сибирского округа на основании статьи 163 АПК РФ объявлялся перерыв в судебном заседании с 30.01.2020 до 14 часов 30 минут 05.02.2020, о чем сделано публичное извещение.
После перерыва представитель предприятия не изменила своей правовой позиции.
Проверив в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, правильность применения Арбитражным судом Красноярского края и Третьим арбитражным апелляционным судом норм материального права и соблюдение ими норм процессуального права, соответствие выводов судов о применении норм права установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа приходит к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, на основании приказа от N 648-ж 26.03.2019 службой проведена внеплановая выездная проверка в рамках лицензионного контроля в отношении предприятия на объекте жилищного фонда, расположенного по адресу: Красноярский край, г. Зеленогорск, ул. Калинина, 12 (далее - МКД), кв. 25.
Согласно акту проверки N 648-ж от 28.03.2019 установлено, что предприятием нарушены требования подпункта "б" пункта 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110 (далее - Положение N 1110), пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354).
28.03.2019 предприятию выдано предписание N 648-ж об устранении выявленных нарушений в срок до 31.05.2019.
По результатам выявленного нарушения службой составлен протокол об административном правонарушении N 45-ж/1 от 03.04.2019.
Постановлением N 45-ж/19 от 12.04.2019 предприятие привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Предприятие, не согласившись с указанным постановлением, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу о том, что выявленные в ходе проверки нарушения в части неверной корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению свидетельствует о нарушении управляющей организацией лицензионных требований.
Часть 2 статьи 14.1.3 КоАП РФ предусматривает привлечение к административной ответственности за осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований.
В соответствии с частью 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
Пунктом 3 Положения N 1110 к лицензионным требованиям к лицензиату отнесено, в том числе требование об исполнении обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных частью 2 статьи 162 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ).
Пунктом 2 части 2 статьи 162 ЖК РФ определено, что по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме) в течение согласованного срока за плату обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
В соответствии с частью 1 статьи 161 ЖК РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать в числе прочего предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме.
В силу статьи 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения; взнос на капитальный ремонт; плату за коммунальные услуги (часть 2 статьи 154 ЖК РФ).
Часть 1 статьи 157 ЖК РФ предусматривает, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, особенности предоставления отдельных видов коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме и жилых домов, условия и порядок заключения соответствующих договоров, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Как следует из пункта 31 Правил N 354, исполнитель обязан, в том числе предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; производить в установленном настоящими Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги.
Пункт 42(1) Правил N 354 (в редакции, действующей в период рассматриваемых правоотношений) предусматривает, что оплата коммунальной услуги по отоплению осуществляется одним из двух способов - в течение отопительного периода либо равномерно в течение календарного года. В многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении определяется по формулам 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 N 603 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг" установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года) (пункт 2).
Постановлением Правительства Красноярского края от 26.07.2016 N 373-П на территории муниципальных образований Красноярского края, за исключением прямо перечисленных, установлен способ оплаты равномерно в течение календарного года. Муниципальное образование город Зеленогорск к числу исключений не отнесен.
В соответствии с пунктом 3(1) Приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, согласно пунктам 42(1) и 43 Правил определяется при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года по формуле 3(1): Pi = Si x VT x TT, где Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме; VT - среднемесячный объем потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год, определенный как отношение объема тепловой энергии исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии, которым оборудован многоквартирный дом, за предыдущий год к количеству календарных месяцев в году и к общей площади всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме; TT - тариф на тепловую энергию, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно положениями пункта 3(2) Приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3(1), в первом квартале года, следующего за расчетным годом, корректируется исполнителем по формуле 3(2): *, где Pk.пр - размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме, за прошедший год; Si - общая площадь i-го помещения (жилого или нежилого) в многоквартирном доме; Sоб - общая площадь всех жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме; Pfn.i - общий размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме за прошедший год.
Пунктом 5 Правил N 354 предусмотрено, что если тепловая энергия для нужд отопления помещений подается во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, то исполнитель начинает и заканчивает отопительный период в сроки, установленные уполномоченным органом. Отопительный период должен начинаться не позднее и заканчиваться не ранее дня, следующего за днем окончания 5-дневного периода, в течение которого соответственно среднесуточная температура наружного воздуха ниже 8 градусов Цельсия или среднесуточная температура наружного воздуха выше 8 градусов Цельсия.
Согласно подпункту "в" пункта 3 Правил N 354 предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг.
Судами обоснованно установлено, что рассматриваемый МКД подключен к централизованной системе теплоснабжения по открытой системе теплоснабжения, под которой в соответствии с пунктом 1.9 Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения МДК 4-02.2001, утвержденной приказом Госстроя России от 13.12.2000 N 285, понимается водяная система теплоснабжения, в которой технологической схемой предусмотрен разбор теплоносителя (сетевой воды) на бытовые, технологические и другие нужды потребителей. Учитывая особенности открытой системы теплоснабжения, устанавливаемые в ней ОДПУ измеряют следующие величины: количество теплоносителя (горячей воды), израсходованной в доме, в куб.м; количество тепловой энергии, израсходованной в доме из теплоносителя, в Гкал. В период с июня по август, часть сентября 2018 года в МКД фактически не оказывалась коммунальная услуга по отоплению, а могла предоставляться только услуга по горячему водоснабжению (в частности, обогрев полотенцесушителей и стояков в ванных комнатах производился только в связи с предоставлением потребителям услуги по горячему водоснабжению, поскольку они входят в систему МКД по горячему водоснабжению и не связаны с системой отопления).
При этом в 2018 году предприятие определяло размер платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год в размере 0,0171 Гкал/кв.м, а в феврале 2019 года произвело корректировку размера платы с учетом фактического объема потребленной МКД тепловой энергии за 2018 год. При корректировке размера платы за коммунальную услугу по отоплению предприятием был неверно определен фактический объем тепловой энергии на нужды отопления, потребленной МКД за 2018 год, в частности, учтены объемы тепловой энергии за летние месяцы, в которые коммунальная услуга по отоплению не предоставлялась, неверно учтен объем тепловой энергии на отопление за сентябрь 2018 года (85,637 Гкал вместо 28,606 Гкал). С учетом изложенного, объем потребленной МКД тепловой энергии на отопление за 2018 год был определен неправильно (927,911 Гкал вместо 683,455 Гкал).
На основании изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что выявленные службой в ходе проверки нарушения в части неверной корректировки размера коммунальной платы по отоплению свидетельствует о нарушении предприятием лицензионных требований и, с учетом положений статей 1.5, 2.1, 2.9, 3.1, 4.1, 4.1.1 КоАП РФ признали правомерным привлечение предприятия к административной ответственности в виде штрафа в размере 250 000 рублей.
Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что вышеизложенные выводы судов основаны на оценке всех доказательств, представленных участвующими в деле лицами в обоснование своих требований и возражений, в соответствии со статьей 71 АПК РФ на предмет их относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в их совокупности, установлении всех обстоятельств, имеющих значение при рассмотрении настоящего спора, и правильном применении положений норм материального права, регулирующих рассматриваемые правоотношения.
Доводы, изложенные предприятием в кассационной жалобе, являлись предметом исследования в ходе судебного разбирательства, получили надлежащую правовую оценку и по существу основаны на неправильном толковании приведённых выше норм права, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и направлены на переоценку доказательств и установление фактических обстоятельств дела, отличных от установленных судами, что в силу положений главы 35 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
При таких условиях по результатам рассмотрения кассационной жалобы не установлено предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены судебных актов, вследствие чего решение Арбитражного суда Красноярского края и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда в силу пункта 1 части 1 статьи 287 АПК РФ подлежат оставлению без изменения.
Руководствуясь статьями 274, 286-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Красноярского края от 05 сентября 2019 года по делу N А33-13897/2019 и постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 15 октября 2019 года по тому же делу оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, в порядке, предусмотренном статьей 291.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
А.Н. Левошко |
Судьи |
Г.В. Ананьина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Судами обоснованно установлено, что рассматриваемый МКД подключен к централизованной системе теплоснабжения по открытой системе теплоснабжения, под которой в соответствии с пунктом 1.9 Типовой инструкции по технической эксплуатации тепловых сетей систем коммунального теплоснабжения МДК 4-02.2001, утвержденной приказом Госстроя России от 13.12.2000 N 285, понимается водяная система теплоснабжения, в которой технологической схемой предусмотрен разбор теплоносителя (сетевой воды) на бытовые, технологические и другие нужды потребителей. Учитывая особенности открытой системы теплоснабжения, устанавливаемые в ней ОДПУ измеряют следующие величины: количество теплоносителя (горячей воды), израсходованной в доме, в куб.м; количество тепловой энергии, израсходованной в доме из теплоносителя, в Гкал. В период с июня по август, часть сентября 2018 года в МКД фактически не оказывалась коммунальная услуга по отоплению, а могла предоставляться только услуга по горячему водоснабжению (в частности, обогрев полотенцесушителей и стояков в ванных комнатах производился только в связи с предоставлением потребителям услуги по горячему водоснабжению, поскольку они входят в систему МКД по горячему водоснабжению и не связаны с системой отопления).
При этом в 2018 году предприятие определяло размер платы за коммунальную услугу по отоплению исходя из среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление за предыдущий год в размере 0,0171 Гкал/кв.м, а в феврале 2019 года произвело корректировку размера платы с учетом фактического объема потребленной МКД тепловой энергии за 2018 год. При корректировке размера платы за коммунальную услугу по отоплению предприятием был неверно определен фактический объем тепловой энергии на нужды отопления, потребленной МКД за 2018 год, в частности, учтены объемы тепловой энергии за летние месяцы, в которые коммунальная услуга по отоплению не предоставлялась, неверно учтен объем тепловой энергии на отопление за сентябрь 2018 года (85,637 Гкал вместо 28,606 Гкал). С учетом изложенного, объем потребленной МКД тепловой энергии на отопление за 2018 год был определен неправильно (927,911 Гкал вместо 683,455 Гкал).
На основании изложенного суды первой и апелляционной инстанций пришли к обоснованному выводу о том, что выявленные службой в ходе проверки нарушения в части неверной корректировки размера коммунальной платы по отоплению свидетельствует о нарушении предприятием лицензионных требований и, с учетом положений статей 1.5, 2.1, 2.9, 3.1, 4.1, 4.1.1 КоАП РФ признали правомерным привлечение предприятия к административной ответственности в виде штрафа в размере 250 000 рублей."
Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 12 февраля 2020 г. N Ф02-7365/19 по делу N А33-13897/2019